Глава 1 Теоретические основы организации аттестации руководителей и специалистов
Определение и нормативное регулирование организации аттестации
Аттестация персонала - один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическую оценку профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории.
Для понимания данного определения надо обратить внимание на следующие моменты:
оценивается исключительно эффективность деятельности сотрудника, а не сам сотрудник. В организации не применим критерий деления людей на плохих и хороших. Есть люди, чьи профессиональные, поведенческие и личностные характеристики соответствуют или не соответствуют выполняемой работе и занимаемой должности;
деятельность сотрудников важна не сама по себе, а в целях реализации задач организации;
в результате аттестации происходит накопление информации, которая нужна для управления людьми.
Всесторонне обоснованная оценка каждого конкретного работника - один из основных элементов в кадровой работе организации, позволяющих предотвратить ошибки в отборе и рациональном использовании персонала.
Специалисты в области трудового права к основным признакам аттестации относят следующие:
аттестация всегда вытекает из трудового правоотношения;
субъектами аттестации являются работники определенной категории, перечисленные в нормативных правовых актах об аттестации;
периодичность проведения;
аттестация осуществляется в специальной организационно-правовой форме;
результаты аттестации всегда имеют под собой определенные правовые последствия для аттестуемого;
|
она является одним из средств подбора и расстановки кадров руководителей и специалистов.
Службы управления персонала должны обеспечивать не только правильную расстановку кадров, но и строгое соблюдение ими законодательства о труде в процессе своей работы. /2/
Основным нормативно-правовым актом о проведении аттестации является - Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (Приложение к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.1997 № 12).
Настоящее Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает цели, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Положение предусматривает проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований. /1/
Рассматривая сущность правового регулирования аттестации работников, следует, прежде всего, подчеркнуть, что одним из главных ее назначений является создание благоприятных условий для правильного решения следующих юридических вопросов:
сохранение содержания трудового договора (контракта) в прежнем виде;
изменение содержания трудового договора вследствие предстоящей корректировки трудовой функции работника;
прекращение трудового договора.
Аттестация не является самоцелью. Это - средство, с помощью которого обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава руководителей и специалистов организаций. Именно с этих позиций следует подходить к оценке аттестации в свете сегодняшнего законодательства о труде. /8/
|
Основные цели и задачи процесса аттестации
Как и любой проект, аттестация начинается с определения цели. Правильно поставленная цель - необходимое условие построения системы и достижения результата.
Цель аттестации должна отвечать определенным условиям, таким как:
1. Цель должна быть четко сформулирована;
2. Цель должна быть измерима, то есть по окончании процедуры аттестации должен получиться результат в соответствии с целью. Например, если цель формулируется как "определение потребности в обучении", в результате ожидается получение перечня обучающих программ и список обучаемых.
3. Цель должна быть реалистична. Аттестация проходит в конкретной организации, существующей в определенных рыночных условиях.
4. Цель должна учитывать временной интервал. Мы должны определить, за какой период происходит оценка деятельности - за последний год, 6 месяцев, 3 месяца, за период работы над проектом. Все это позволит избежать разговоров как о прошлых, трехлетней давности, заслугах перед организацией, так и о случившемся пять лет назад конфликте.
5. Цель аттестации должна быть целью именно аттестации, а не подменять недоработки в других областях. Например, когда в качестве цели выбирают "определение уровня оплаты каждого работника относительно других работников", очевидно, что в организации отсутствует система оплаты труда (градация по должностям и внутри групп должностей, учет сложности труда, стоимость данной профессии на рынке труда). Аттестация никогда не сможет заменить другие составляющие системы управления персоналом.
|
6. Цель аттестации должна быть согласована и должна разделяться всеми сотрудниками, вовлеченными в процесс аттестации. Проблема определения и формулирования цели аттестации особенно актуальна сейчас, когда возникла своеобразная "мода" на аттестацию. С одной стороны, сильные организации ее проводят, другие не хотят отставать. С другой стороны, руководители, познакомившись с тем положительным эффектом, который был получен по результатам аттестации в других организациях, стремятся внедрять у себя передовые методы.
В теории аттестации выделяются три основные группы целей (таблица № 1).
Таблица № 1
Основные цели аттестации
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ | ПОТЕНЦИАЛ (РАЗВИТИЕ) | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (текущая, за определенный прошедший период) |
Изменение заработной платы Изменение системы поощрения (наказания) Соответствие занимаемой должности (для последующих административных решений) | Получение обратной связи от сотрудников Выявление потенциала сотрудников Информирование сотрудников о том, чего ждет от них фирма Развитие карьеры Личное развитие Корректировка планов организации (способны ли наши сотрудники выполнять изменившиеся задачи) Информация для планирования человеческих ресурсов организации Установление стандартов деятельности | Прошлая деятельность за определенный период Достижение результатов за прошедший период Потребность в обучении Выявление рабочих проблем Улучшение текущей деятельности |
Важно не столько название группы целей, сколько то, что мы в него вкладываем. /7/
Аттестация персонала может быть нацелена на:
1. Принятие решений, связанных с изменением компенсационного пакета, имеющих конкретные материальные последствия для работников:
1.1 Изменение заработной платы;
1.2 Изменение системы поощрения (наказания);
1.3 Повышение мотивации.
2. Принятие решений, связанных с развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации):
2.1 Получение обратной связи;
2.2 Выявление потенциала;
2.3 Информирование сотрудников о том, чего ждет от них фирма;
2.4 Развитие карьеры;
2.5 Личное развитие;
2.6 Корректировка планов организации;
2.7 Информация для планирования человеческих ресурсов.
3. Принятие решений, связанных с оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем. При этом в ходе аттестации работника оцениваются:
3.1Прошлая деятельность;
3.2 Достижение результатов;
3.3 Потребность в обучении;
3.4 Выявление рабочих проблем;
3.5 Улучшение деятельности. /10/
Основные задачи аттестации:
1) объективная оценка результатов деятельности сотрудников и руководителей;
2) установление соответствия их занимаемым должностям;
3) определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки работников. /9/