ВАРИАНТ № 5
Судно | Ливны |
Δгр, м3 | |
Δбал, м3 | |
L | 195,0 |
B | 27,0 |
dср, м (гр) | 10,5 |
dн, м (бал) | 6,0 |
dк, м (бал) | 6,8 |
Ni, л.с. | |
Dв, м | 6,2 |
Нв, м | 4,9 |
n0, об/мин | |
V0, узл (гр) | 15,4 |
V0, узл (бал) | 17,5 |
Т1, с | |
Т2, с | |
Тр, с | |
Св | 0,79 |
См | 0,98 |
Сд | 0,97 |
РАЗДЕЛ I
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЦИРКУЛЯЦИИ СУДНА.
Расчет элементов циркуляции.
Диаметр установившейся циркуляции с некоторыми допущениями рассчитывается по эмпирической формуле Шенхера:
в грузу | в балласте | ||
15º | 35º | 15º | 35º |
Д0 = 1539,7 (м) | Д0 = 778,1 (м) | Д0 = 1739,3 (м) | Д0 = 879,0 (м) |
где К1 – эмпирический коэффициент, зависящий от отношения
где Ад = Сд∙L∙dср
в грузу Ад = 1986,1 (м2)
в балласте Ад = 1210,6 (м2)
Таблица значений коэффициента К1:
0,05 | 0,06 | 0,07 | 0,08 | 0,09 | 0,10 | 0,11 | 0,12 | 0,13 | 0,14 | 0,15 | |
К1 | 1,41 | 1,10 | 0,85 | 0,67 | 0,55 | 0,46 | 0,40 | 0,37 | 0,36 | 0,35 | 0,34 |
в грузу К1 = 0,38
в балласте К1 = 0,44
Площадь пера руля определяется по формуле:
в грузу Ар = 30,3 (м2)
в балласте Ар = 18,5 (м2)
где А – эмпирический коэффициент, определяемый по формуле:
А = 67,6
Коэффициент подъемной силы пера руля Су может быть найден по формуле:
в грузу | в балласте | ||
15º | 35º | 15º | 35º |
Су = 0,74 | Су = 1,73 | Су = 0,60 | Су = 1,39 |
где
в грузу lр = 1,78
в балласте lр = 1,08
hр = (0,75 – 0,65) ∙ dср (в расчете принимать hр= 0,7 ∙ dср)
в грузу hр= 0,7∙10,5 = 7,35 (м)
в балласте hр= 0,7∙6,4 = 4,48 (м)
Тактический диаметр циркуляции можно определить по формулам:
в грузу
Дт = 639,1 (м)
в балласте
Дт = 751,2 (м)
где Дт – тактический диаметр циркуляции при перекладке руля “на борт”.
Зависимость тактического диаметра циркуляции от угла перекладки руля выражается формулой:
|
в грузу | В балласте | ||
15º | 35º | 15º | 35º |
Дi = 982,4 (м) | Дi = 638,2 (м) | Дi = 1154,7 (м) | Дi = 750,1 (м) |
Выдвиг и прямое смещение рассчитываются по формулам:
в грузу | В балласте | ||
15º | 35º | 15º | 35º |
l1 = 1024,3 (м) | l1 = 608,0 (м) | l1 = 1207,7(м) | l1 = 739,1 (м) |
в грузу | В балласте | ||
15º | 35º | 15º | 35º |
l2 = 679,2 (м) | l2 = 299,9 (м) | l2 = 848,2 (м) | l2 = 421,9 (м) |
где К2 – эмпирический коэффициент, определяемый по формуле:
в грузу К2 = 3,740
в балласте К2 = 4,2
где - относительная площадь пера руля, выраженная в процентах от площади погруженной части ДП.
в грузу Ар¢ = 1,52
в балласте Ар¢ = 1,53
Угол дифферента определяется по формуле:
в грузу y = 0º
в балласте y = 0,235º
Диаметр циркуляции кормовой оконечности судна можно определить по формуле:
в грузу | В балласте | ||
15º | 35º | 15º | 35º |
Дк = 993,0 (м) | Дк = 660,1 (м) | Дк = 1063,1 (м) | Дк = 767,8 (м) |
где
в грузу | В балласте | ||
15º | 35º | 15º | 35º |
b = 6,3º | b = 12,4º | b = 5,0º | b = 9,8º |
Поступательная скорость на установившейся циркуляции определяется по приближенным формулам:
при перекладке руля “на борт” Vц = 0,58∙V0
при перекладке руля “пол борта” Vц = 0,79∙V0
в грузу | В балласте | ||
15º | 35º | 15º | 35º |
Vц = 6,2 (м/с) | Vц = 4,6 (м/с) | Vц = 7,1(м/с) | Vц = 5,2 (м/с) |
Период установившейся циркуляции определяется по формуле:
в грузу | В балласте | ||
15º | 35º | 15º | 35º |
Тц = 11,4 (мин.) | Тц = 9,2 (мин.) | Тц = 14,9 (мин.) | Тц = 10,2 (мин.) |
Ширина полосы движения судна на циркуляции определяется по формуле:
в грузу | В балласте | ||
15º | 35º | 15º | 35º |
DS =48,1 (м) | DS = 68,3 (м) | DS = 43,8 (м) | DS = 59,9(м) |
|
Результаты расчетов сведены в следующую таблицу:
В ГРУЗУ | В БАЛЛАСТЕ | |||
15° | 35° | 15° | 35° | |
До, м | 1602,9 | 810,1 | 2021,3 | 1021,5 |
Дт, м | 982,4 | 639,1 | 1154,6 | 751,2 |
l1, м | 1024,3 | 608,0 | 1207,7 | 739,1 |
l2, м | 679,2 | 299,9 | 848,2 | 421,3 |
β° | 6,3 | 12,4 | 5,0 | 9,8 |
Дк, м | 993,0 | 660,1 | 1163,1 | 767,8 |
Тц, мин | 13,4 | 9,2 | 14,9 | 10,2 |
ΔS, м | 48,1 | 68,3 | 43,8 | 59,9 |
Построение циркуляции:
Отрезок пути судна, пройденного за маневренный период:
Sм = V0 ∙ Тр
в грузу Sм = 158,5 (м)
в балласте Sм = 180,1(м)
В грузу | В балласте | |||
15° | 35° | 15° | 35° | |
10° | ||||
30° | ||||
60° | ||||
90° | ||||
120° | ||||
160° | ||||
Sм,м | 158,5 | 180,1 |
РАЗДЕЛ II
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНЕРЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СУДНА.
Активное торможение.
Активное торможение рассчитывается в три периода. Расчет ведется до полной остановки судна (Vк=0). Принимаем:
Vспх = 0,75 ∙ V0
Vмпх = 0,5 ∙ V0
ППХ | СПХ | МПХ | |
В грузу | Vппх = 7,9 (м/с) | Vспх = 5,9 (м/с) | Vмпх = 4,0 (м/с) |
В балласте | Vппх = 9,0 (м/с) | Vспх = 6,7 (м/с) | Vмпх = 4,5 (м/с) |
Определяем сопротивление воды движению судна на полном ходу по формуле Рабиновича:
R0 = 6 ∙ Ам ∙ V02
в грузу R0 = 104,6 (т)
в балласте R0 = 82,4 (т)
где Ам = См ∙ В ∙ dср
в грузу Ам = 277,8 (м2)
в балласте Ам = 169,3 (м2)
Инерционная постоянная:
в грузу S0 = 3157,8 (м)
в балласте S0 =2827,9 (м)
где m1 – масса судна с учетом присоединенной массы
где ρ = 1,025
в грузу m1 = 5264,0
в балласте m1 = 2873,3
Упор винта на заднем ходу:
РЗХ = 110,5 (тс)
где
Мш = 106,6
Nе = η ∙ Ni
|
Nе = 14898,1 (л.с.)
η – может быть определена по формуле Эмерсона:
h = 0,828
Путь, пройденный в первом периоде:
S1 = Vн ∙ Т1
ППХ | СПХ | МПХ | |
В грузу | S1 = 39,6 (м) | S1 = 29,7 (м) | S1 = 19,8 (м) |
В балласте | S1 = 45,0 (м) | S1 = 33,8 (м) | S1 = 22,5 (м) |
Скорость судна в конце второго периода:
ППХ | СПХ | МПХ | |
В грузу | V2 = 7,4 (м\с) | V2 = 5,6 (м/с) | V2 = 3,8 (м/с) |
В балласте | V2 = 8,2 (м/с) | V2 = 6,3 (м/с) | V2 = 4,3 (м/с) |
Путь пройденный судном во втором периоде:
ППХ | СПХ | МПХ | |
В грузу | S2 = 229,2 (м) | S2 = 173,4 (м) | S2 = 116,7 (м) |
В балласте | S2 = 258,0 (м) | S2 = 195,6 (м) | S2 = 131,9 (м) |
Путь, проходимый судном в третьем периоде:
ППХ | СПХ | МПХ | |
В грузу | S3 = 944,4 (м) | S3 = 615,9 (м) | S3 = 313,7 (м) |
В балласте | S3 = 682,9 (м) | S3 = 439,9 (м) | S3 = 221,6 (м) |
Время третьего периода:
ППХ | СПХ | МПХ | |
В грузу | t3 = 285 (с) | t3 = 234 (с) | t3 = 170 (с) |
В балласте | t3 = 181 (с) | t3 = 147 (с) | t3 = 106 (с) |
Общий путь и время торможения:
Sт = S1 + S2 + S3
ППХ | СПХ | МПХ | |
В грузу | Sт = 1213,2 (м) | Sт = 819,0 (м) | Sт = 450,2 (м) |
В балласте | Sт = 985,8 (м) | Sт = 669,3 (м) | Sт = 376,0(м) |
tт = t1 + t2 + t3
ППХ | СПХ | МПХ | |
В грузу | tт = 320 (с) | tт = 269 (с) | tт = 205 (с) |
В балласте | tт = 216 (с) | tт = 182 (с) | tт = 141 (с) |
Пассивное торможение.
Расчет ведется до скорости Vк = 0,2 ∙ V0.
в грузу Vк = 1,6 (м/с)
в балласте Vк = 1,8 (м/с)
Определяем время пассивного торможения:
ППХ | СПХ | МПХ | |
В грузу | t n = 1594 (с) | tn = 1461 (с) | tn = 1196 (с) |
В балласте | tn = 1256 (с) | tn = 1152 (с) | tn = 942 (с) |
ППХ | СПХ | МПХ | |
В грузу | Sn = 5082,3 (м) | Sn = 4173,8 (м) | Sn = 2893,4 (м) |
В балласте | Sn = 4551,4 (м) | Sn = 3737,8 (м) | Sn = 2591,2 (м) |
Разгон судна.
Расчет судна ведется до скорости Vк = 0,9 ∙ V0
в грузу Vк = 13,9 (узл)
в балласте Vк = 15,8 (узл)
Определяем путь и время разгона по эмпирической формуле:
Sр = 1,66 ∙ С
в грузу Sр = 11,8(кбт)
в балласте Sр = 8,3 (кбт)
в грузу tp = 12,9 (мин)
в балласте tp = 8,6 (мин)
где С – коэффициент инерционности, определяемый по выражению:
в грузу С = 15,3
в балласте С = 12,3
Результаты расчетов сведены в следующую таблицу:
груз | балласт | |||||
ППХ | СПХ | МПХ | ППХ | СПХ | МПХ | |
Ам м2 | 277,8 | ------ | ------- | 169,3 | ------ | ------ |
Rо т | 104,6 | ------ | ------ | 82,4 | ------ | ------ |
S1 м | 39,6 | 29,7 | 19,8 | 45,0 | 33,8 | 22,5 |
V2 м/с | 7,4 | 5,6 | 3,8 | 8,2 | 6,3 | 4,3 |
M1 т | ------ | ------ | 2873,3 | ------ | ------ | |
S2 м | 229,2 | 173,4 | 116,7 | 258,0 | 195,6 | 131,9 |
Мш | 106,6 | ------ | ------ | ------ | ------ | ------ |
Рзх т | 110,5 | ------ | ------ | ------ | ------ | ------ |
S3 м | 944,4 | 615,9 | 313,7 | 682,9 | 439,9 | 221,6 |
T3 с | 285,2 | 234,4 | 170,0 | 180,9 | 147,3 | 105,9 |
St м | 1213,2 | 819,0 | 450,2 | 985,8 | 669,3 | 376,0 |
Tt с | ||||||
Tп c | ||||||
Sп м | 5082,3 | 4173,8 | 2893,4 | 4551,4 | 3737,8 | 2591,2 |
С | 9,2 | 3,9 | 1,2 | 7,4 | 3,1 | 0,9 |
Тр мин | 11,8 | 6,6 | 2,9 | 8,3 | 4,7 | 2,1 |
Sр кб | 15,3 | 6,5 | 1,9 | 12,3 | 5,2 | 1,5 |
РАЗДЕЛ III
РАСЧЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ТАБЛИЦЫМАНЕВРЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.