Психологическая программа для подростков
Актуальность программы
Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания. Развивается самосознание, уровень самоуважения и самоконтроля. Именно в данный период подростки нуждаются в понимании, помощи старшего друга. Чтобы стать взрослыми, они пытаются выстроить себя, свой образ. Но, к сожалению, не всем подросткам удается создать позитивное представление о себе. Данная программа поможет это сделать.
Цель: создать условия для формирования позитивного образа через самосознание и саморегуляцию.
Задачи:
1. Создать условия для самовыражения подростков.
2. Сформировать воображение через сочинение свободных рассказов.
3. Развить способность принимать и передавать информацию через развитие устной и письменной речи.
4. Создать условия для успешной деятельности, как главного мотива к обучению.
5. Создать условия для самораскрытия и понимания другого.
6. Сформировать способность к саморегуляции через самосознание.
7. Развить коммуникативные способности.
Условия проведения
1. Занятия проводятся в форме тренинга 1–2 раза в неделю продолжительностью не более 30–40 минут.
2. Следует избегать использования средств и методов, дублирующих школьную программу.
3. Привлечь к групповой работе классного руководителя.
4. Провести не менее 5–10 занятий, в зависимости от успешности подростков.
ЗАНЯТИЕ 1
Ритуал приветствия
Упражнение «Слава богу, ты пришел, потому что...»
Подростки сидят в кругу. Каждый по очереди говорит соседу справа: «Слава богу, ты пришел, потому что...» – и объясняет причину своей радости.
Упражнение «Расширение зоны»
Каждый по очереди пытается рассказать, в чем особенность того или иного участника группы. Затем тот, о ком говорили, добавляет свою информацию о себе.
Обсуждение чувств, которые подростки испытывали при этом упражнении.
Знакомство с правилами
Правила групповой работы:
1. Не опаздывать.
2. Не говорить друг о друге плохо.
3. Не перебивать и слушать друг друга.
4. Подводить итоги после каждого занятия.
5. Не выносить сор из избы.
6. Быть откровенными в выражении чувств.
7. Быть активными в работе.
8. Поддерживать друг друга.
Сплочение группы
Упражнение «Внимание – опасность!»
Подростки двигаются по залу хаотично. Ведущий (эту роль исполняет психолог или кто-либо из участников) объявляет: «Внимание, опасность!» Все должны сгруппироваться как можно теснее, чтобы спастись. Вместе легче выжить.
Обсуждение игры:
– Что получилось, что было трудно и почему?
– Чувства, которые испытывали.
Ритуал прощания
Все встают в круг, протягивают правую руку для общего рукопожатия и говорят: «Мы вместе!»
ЗАНЯТИЕ 2
Ритуал приветствия
Упражнение «А ты с какой планеты?»
Подростки хаотично двигаются по комнате (залу), при этом стараются выяснить, кто с какой планеты прилетел. Тот, кого спрашивают, придумывает легенду и отвечает согласно ей (развиваются воображение, речь, коммуникативные способности).
Работа на цель
Упражнение на развитие речи
1. Выбрать любые 2 слова, которые никоим образом не связаны между собой по смыслу.
2. В течение 5 минут написать 3 предложения, в которых эти слова связать по смыслу.
3. Объединиться в группы не более 4 человек.
4. В течение 5 минут составить общий рассказ, дать ему название.
5. Всем представить свой рассказ.
6. Выбрать лучший рассказ (самый интересный, логически выстроенный).
Обсуждение по следующим критериям:
– Кто дружно работал в группе.
– Кто был более активен.
– Кому было неинтересно и почему.
– Обсудить чувства, которые испытывали подростки.
Ритуал прощания
Двигаясь в хаотичном движении, подростки стараются объяснить как можно большему количеству участников, почему жизнь хороша: «Представляешь, жизнь хороша, потому что...».
ЗАНЯТИЕ 3
Ритуал приветствия
В хаотичном движении подростки стараются собрать как можно больше комплиментов от участников группы: «Скажи мне, чем я хорош?»
Обсуждение чувств.
Работа на цель
1. Психолог объясняет, что подростки должны написать письмо себе, любимому. В нем должно быть как можно больше положительных суждений о себе. Если участник затрудняется, психолог вместе с другими членами группы помогает ему найти в себе положительные качества (10 мин.).
2. Все письма положить в центр круга, чистой стороной вверх, перемешать.
3. Затем участники садятся в круг, берут первое попавшееся письмо и читают.
4. Участники должны отгадать, чье это письмо.
5. Если оно получилось очень короткое, сухое, то можно добавить что-нибудь.
Цель данного упражнения – вызвать позитивное отношение подростка к себе и позитивное отношение группы к каждому.
Психолог обсуждает с подростками чувства, которые испытывали участники при зачитывании писем, и почему они возникали.
Ритуал прощания
Подростки сидят в круге, каждый по очереди говорит, что интересного он узнал о соседе справа, и при этом прощается так, как считает нужным, — хлопает по плечу, гладит по голове, просто говорит «пока»...
ЗАНЯТИЕ 4
Ритуал приветствия
Подростки говорят о себе что-то положительное, остальные добавляют: «Я очень хорошо пеку пироги». Подростки по желанию добавляют: «Знаем, но ты еще и умница!» и пр.
Работа на цель
Подростки в течение 10 минут должны подготовить объявление в газету в рубрику «Ищу друга». После того как все напишут, они должны его презентовать. Все внимательно слушают друг друга и выбирают самое интересное объявление, которое соберет больше всего друзей.
Обсуждение того, что получилось, что не получилось, в чем было затруднение и почему. Какие чувства при этом испытывали.
Ритуал прощания
Подростки двигаются хаотично по комнате (залу), при этом стараются сказать как можно большему количеству участников «Ты мой друг» и пожать руку. Кто соберет больше рукопожатий, тот и выиграл.
Обсудить чувства. Тот, кто собрал меньше всего рукопожатий, получает их от всех еще раз.
ЗАНЯТИЕ 5
Ритуал приветствия
Подростки становятся в круг. Каждый представляет себя, называя свое имя и качество, которым он гордится, либо что-то изображает, чтобы всех удивить.
Дискуссия «Моя уникальность»
Психолог обсуждает с подростками, что такое уникальность человека, в чем она выражается, чем можно отличаться от других.
Стараться вывести подростков на разговор о положительных поступках, которые их развивают как личность.
Работа на цель
Подростки по очереди говорят, чем они отличаются от других, за что их нужно уважать и за что они сами себя уважают. Остальные могут добавлять свое мнение.