Индивидуальная работа хорошо успевающих студентов по данной теме.




ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для семинарского занятия для студентов

 

«ДИФТЕРИЯ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ.ДИАГНОСТИКА АНГИН»

 

Курс 5 медицинский факультет

 

Утверждено

на методическом совещании кафедры

«_____» _______________ 20______р.

Протокол № ___

В.о.зав.кафедрой Т.В.Чабан

 

Одесса - 2015 г.

 

 

1. Тема практического занятия «Дифтерия. Дифференциальная диагностика ангин.

2. Актуальность темы.

Дифтерия – острое антропонозное инфекционное заболевание с воздушно-капельным механизмом передачи, которая вызывается дифтерийными коринебактериями и характеризуется местным фибринозным воспалением (чаще слизистой оболочки ротоглотки) и явлениями общей интоксикации с преимущественным поражением сердечно-сосудистой и нервной системы.

Иммунизация детей против дифтерии в СССР, которая проводилась с 30-х годов ХХ ст., позволила к середине 70-х лет практически ликвидировать дифтерию. Она регистрировалась в виде одиночных случаев, но периодически напоминала о себе в разных, даже развитых, странах. А с конца 80-х – начала 90-х лет началась эпидемия дифтерии, которая охватила преимущественно республики бывшего СССР, максимум заболеваемости пришелся на Россию и Украину.

Особенностью данной эпидемии является значительное преимущество среди заболевших взрослого населения над детским. Ситуация, которая возникла с дифтерией, свидетельствует о том, что управляемая инфекция остается подконтрольной лишь до тех пор, пока о ней помнят. Несоблюдение графика прививок, необоснованный отказ от них, большое количество противопоказаний немедленно приводит к активации эпидпроцесса.

Проблема дифтерии является актуальной и сегодня. На фоне снижения заболеваемости высокими остаются удельный вес тяжелых и осложненных форм и показатели смертности. Знания этой патологии необходимы врачу любой профессии, так как от качества и скорости диагностики зависит эффективность и своевременность предоставления медицинской помощи и проведения противоэпидемических мероприятий.

3. Цели занятия.

3.1. Общие цели занятия:

- иметь общее представление о месте и значении дифтерии в структуре воздушно-капельных инфекционных болезнях, распространенность в разных регионах Украины и мира;

- ознакомиться со статистическими данными относительно заболеваемости, летальности, частоты осложнений, бактерионосительства;

- ознакомиться с историей научного изучения дифтерии, иметь представление о научном вкладе отечественных ученых в историю научных исследований в этой отрасли.

 

3.2. Воспитательные цели:

• Вопросы этики и деонтологии при работе студентов с больными, имеющими заболевания с дыхательной группы;

• Сформировать представление об основах психотерапевтического подхода к больных дифтерией;

• Развить воображение о влиянии гигиенических факторов на здоровье человека при дифтерии;

• На материале темы сформировать чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий;

• Уметь установить индивидуальный психологический контакт с больным дифтерией и его родственниками.

 

3.2. Конкретные цели: знать

1. анатомо-физиологические особенности дыхательной системы;

2.знать правила госпитализации больных дифтерией;

3.современные взгляды на этиологию, эпидемиологию дифтерии;

4.основные звенья патогенеза при дифтерии;

5.патолого-анатомические изменения в ротоглотке и других органах при дифтерии;

6.роль аллергического и аутоиммунного процессов при дифтерии;

7.клиническую классификацию дифтерии и ангин;

8.клинические особенности основных клинических форм, частоту осложнений, прогноз при разных клинических формах дифтерии и ангин;

9.ведущие синдромы в течении болезни;

10.характер течения дифтерии в зависимости от степени тяжести процесса;

11.клиническую характеристику симптомов при ранних и поздних осложнениях дифтерии;

12.принципы специфической и неспецифической лабораторной диагностики дифтерии и ее осложнений (протокол обследования);

13.особенность инструментальных методов исследования при разной клинической форме;

14.дифференциальную диагностику дифтерии и ангин

15.принципы лечения разных клинических форм дифтерии с учетом степени тяжести;

16.этиотропную терапию дифтерии и ангин;

17.профилактику дифтерии;

18.правила выписки реконвалесцентов дифтерии;

19.принципы диспансеризации.

 

3.4На основе теоретических знаний по теме:

· придерживаться основных правил работы около кровати инфекционного больного;

· собрать анамнез заболевания с оценкой эпидемиологических данных, свойственный для воздушно-капельных инфекции;

· правильно физикально обследовать больного при подозрении на дифтерию с соблюдением правил противоэпидемической безопасности;

· обнаружить основные симптомы и сроки их появления, локализацию патологического процесса;

· оформить медицинскую документацию по факту установления предварительного диагноза “дифтерия” (экстренное извещение в санитарно эпидемиологическую станцию (СЕС));

· оценить макроскопические изменения при осмотре и собрать материал для бактериологического исследования;

· составить план лабораторного и инстументального обследования больного;

· интерпретировать результаты лабораторного обследования, в том числе и специфических методов диагностики;

· оформить предварительный диагноз в соответствии с существующей классификацией, обосновать его в соответствии с данными эпиданамнеза, анамнезом заболевания, объективного осмотра;

· назначить необходимое лабораторное и инструментальное обследование с соблюдением правил противоэпидемической безопасности, дать интерпретацию полученных результатов для обоснования заключительного клинического диагноза согласно клинической классификации;

· провести дифференциальную диагностику с другой подобной инфекционной и неинфекционной болезнью;

· наметить план профилактических мероприятий в очаге дифтерии;

· дать рекомендацию относительно диспансерного наблюдения, режима, диеты, лечения, в периоде реконвалесценции.

 

Вопросы к семинарскому занятию.

 

·. Характеристика возбудителя дифтерии.

·. Источник, механизм, пути передачи при дифтерии.

·. Характер иммунитета при дифтерии.

·. Какие органы поражаются при дифтерии?

·. Классификация дифтерии.

·. Что такое комбинированная дифтерия, привести пример.

·. Классификация дифтерийного крупа.

·. При каких заболеваниях бывает ложный круп. Его отличия от настоящего.

·. Особенности пленок при дифтерии гортани.

·. При которых инфекционных заболеваниях, кроме дифтерии и ангины бывает поражения миндалин.

·. Назвать основные факторы агрессии дифтерийной палочки.

·. Назвать стабильные типы возбудителя дифтерии.

·. Основные звенья патогенеза дифтерии.

·. Механизм образования специфических пленок при дифтерии.

·. Клиника общеинтоксикационного синдрома при дифтерии.

·. Клиника локализованной пленчатой дифтерии миндалин.

·. Характерные изменения в ротоглотке у больных при локализованной дифтерии миндалин и лакунарной ангине.Указать изменения.

·. Особенности течения дифтерии гортани.

·. Изменения в ротоглотке при островчатой дифтерии миндалин.

·. Специфическая лабораторная диагностика дифтерии.

·. Неспецифические лабораторные исследования при дифтерии.

·. Перечислить осложнения, которые могут возникнуть при дифтерии.

·. Специфические осложнения при дифтерии.

·. Причины смерти при дифтерии.

·. Принципы лечения дифтерии.

·. Этиотропная терапия дифтерии.

·. Характеристика неотложных состояний при дифтерии.

·. Правила введения противодифтерийной сыворотки.

·. Профилактика дифтерии.

·. Которые противоэпидемические мероприятия проводятся в очаге дифтерии?

 

4. Материалы доаудиторной самостоятельной подготовки (междисциплинарная интеграция):

 

Дисциплина   Знать   Уметь    
         
  Пройденные дисциплины  
  Микробиология   Свойства возбудителя, правила и сроки забора материала для специфической диагностики.   Проводить забор материала для бактериологического (материал из рото- носоглотки, кровь) и серологического исследования, интерпретировать результаты полученных данных    
  Анатомия, патанатомия, гистология   Анатомию основных органов дыхательных путей и гистологические изменения в них   Определить гистологические изменения в органах (микроскопическое исследование препаратов)  
  Нормальная и патологическая физиология   Параметры физиологичной нормы органов и системы человека; показатели лабораторного обследования в норме (общие анализы: крови, мочи; биохимия крови, параметры КОС, электролитов, и тому подобное).Важнейшие функции органов дыхания, их регуляция в норме и патологии Обнаружить изменения в органах дыхательных путей. Оценить данные лабораторного обследования.  
  Отоларингология   Анатомическое строение рото- носоглотки, гортани, трахеи.   Провести осмотр ротоглотки, диагностировать возможные патологические изменения.
  Эпидемиология   Эпидемический процесс (источник, механизм заражения, пути передачи) при дифтерии, распространенность патологии в Украине и в мире. Стратегию ВОЗ относительно ликвидации этой инфекции. Собрать эпидемиологический анамнез и провести противоэпидемические и профилактические мероприятия в очаге инфекции  
  Нервные болезни   Семиотика поражения НС: - парезы, параличи - поражение ЧМ нервов Определить клинические симптомы при парезах и параличах и поражении ЧМ нервов
  Урология   Клинико-лабораторные признаки поражения почки   Своевременно поставить диагноз этих осложнений, назначить соответствующее обследование, оказать неотложную помощь
  Иммунология и аллергология   Основные понятия предмета, роль системы иммунитета в инфекционном процессе, влияние на срок элиминации возбудителя из организма. Иммунологические аспекты осложнений. Оценить данные иммунологических исследований  
  Пропедевтика терапии, факультетская и госпитальная терапия Основные этапы и методы клинического обследования больного дифтерией и ангинами   Собрать анамнез, провести клиническое обследование больного по органам и системе, обнаружить клинические признаки патологии. Анализировать полученные данные.
    Клиническая фармакология   Фармакокинетику и фармакодинамику, побочные эффекты основных лекарственных средств разной фармакологической группы: ПДС, антибиотики, кристаллоиды коллоиды, антигистаминные, глюкокортикостероиды, нестероидные противовоспалительные препараты, витамины, местные средства. Назначить лечение в зависимости от возраста, индивидуальной особенности больного, выбрать оптимальный режим приема и дозу препарата, выписать рецепты.  
  Реанимация и интенсивная терапия   Безотлагательные состояния: · ИТШ · Дифтерийный круп · Острая сердечно-сосудистая недостаточность · ДВС-синдром · Острая почечная недостаточность · Нейропаралитическая острая дыхательная недостаточность · Острая надпочечная недостаточность Своевременно диагностировать и оказать неотложную помощь
  Следующая дисциплина
  Семейная медицина   Патогенез, эпидемиологию, классификацию, клинические проявления и их динамику, осложнение, лабораторную диагностику дифтерии.   Проводить дифференциальную диагностику болезни разного генеза с дифтерией. Распознать дифтерию, ее осложнение, интерпретировать данные лабораторного обследования. Своевременно госпитализировать больного в инфекционный стационар. Заполнить экстренное извещение. Оказать помощь в случае возникновения безотлагательных состояний на догоспитальном этапе.
  Внутрипредметная интеграция
  Инфекционные болезнь   Особенность инфекционной болезни. Принципы диагностики, лечения, профилактики инфекционной болезни. Патогенез, эпидемиологию, динамику клинических проявлений, осложнения, лабораторную диагностику, лечение и профилактику дифтерии.   Проводить дифференциальную диагностику дифтерии с другими инфекционными болезнями. Назначить лечение в случае возникновения безотлагательных состояний, оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе.  

Содержание темы занятия (структурно-логическая схема):


 


 

 

6. Материалы методического обеспечения занятия.

 

6.1. Задания для самопроверки исходного уровня знаний-умений /с предоставлением в конце блока задач эталонов ответов - тесты из базы данных лицензионного экзамена Крок-1 (https://kroktest.org.ua/)

 

6.2. Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в учебниках:

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Инфекционные болезни. Курс лекций: учебное пособие / Е.В. Никитин, К.Л. Сервецкий, Т.В. Чабан [и др.]. - Одесса: ОНМедУ, 2012. - 252 с. - (Серия «библиотека студента-медика»).

2. Инфекционные болезни: учебник / под ред. А.А. Голубовской. - К.: ВСВ «Медицина», 2012. - 728 с. + 12 с. цв.вкл.

3. Практическая инфектология: учебное пособие / Б.М.Дикий, З.М.Митник, О.Я. Пришляк [и др.]. - Ивано-Франковск, 2010. - 250 с.

4. Инфекционные болезни: учебник / А.В. Чорновил, Р.Ю. Грицко. - К.: Медицина, 2010. - 423 с.

II. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Атлас инфекционных болезней / [М.А. Андрейчин, В.С. Копча, С.А. Крамарев и др.]; за ред. М.А. Андрейчина. - Тернополь: ТГМУ, 2010. - 248 с.

2. Лабораторный справочник «СИНЭВО» [А.В. Небыльцова, Ж.А. Климова, Г.А. Носенко и др. ] / под ред. А.В. Небыльцовой. - К.: ООО «Доктор-Медиа», 2011. - 420 с.

3. Инфекционные болезни: Нормативное производственно-практическое издание. Ч II. - К.: МНИАЦ медицинской статистики; МВЦ «Мединформ», 2011. - 420 с.

4. Компендиум 2010-2011 - лекарственные препараты / под ред. В.Н. Коваленко, А.П. Викторова. - К.: МОРИОН, 2011.- 1456 с.

5. Инфекционные болезни: национальное руководство / под ред.Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.ГЄОТАР-Медиа, 2009. - 1056 с.

6.3. Ориентирующая карта относительно изучения студентами литературы

№ п/п Основные задачи Указания Ответы студентов
1. Изучить материал по теме “Дифтерия» Изучение основной и дополнительной литературы   Ответить на учебные вопросы
2. Уметь поставить и обосновать заключительный диагноз обследованного больного Уметь обследовать больного и составить план лабораторного обследования Письменное обоснования предварительного и окончательного диагнозов, плана обследования и лечения больного
3. Составить план лечения больного   Тестовый письменный контроль
4. Знать осложнения захворюваннята их лечение   Решение ситуационных задач

7. Материалы для самоконтроля качества подготовки

 

Б. Тесты для самоконтроля с эталонами ответов:

выбрать правильные ответы

1. Доза противодифтерийной сыворотки при условии удовлетворительного состояния больного дифтерией:

А. 20 - 30 тыс. МО

Б. 50 - 70 тыс. МО

В. 30 - 40 тыс. МО

Г. 10 - 20 тыс. МО

Д.5 -10 тыс. МО

 

2. Генез поздних дифтерийных миокардитов связан с действием:

А. токсина

Б. гистамина

В. коринебактерий

Г. аутоантител

Д. метаболических факторов

 

3. Причиной смерти при дифтерии может быть:

А. асфиксия

Б. инфекционно-токсический шок

В. миокардит

Г. полиневрит

Д гиповолемический шок

 

4. Эффективность лечения дифтерии в первую очередь определяется ранним назначением:

А. антибиотикотерапии

Б. патогенетической терапии

В. противодифтерийной сыворотки

Г. антибиотиков и противодифтерийной сыворотки

Д. антибиотиков и патогенетической терапии

 

5. Для дифтерийного миокардита характерны:

А. умеренная боль за грудиной

Б. снижение вольтажа зубцов на ЭКГ

В. повышение артериального давления

Г. брадикардия

Д. тахикардия

 

6. Методы специфической диагностики дифтерии:

А. реакция флуоресцирующих антител

Б. бактериологический посев

В. РПГА (в динамике)

Г. об.ан.крови и мочи, АсАТ, КФК, ЛДГ

Д. бактериоскопия

 

8. Выделение C.d.tox (-) у больных с ангиной следует расценивать как:

А. дифтерию

Б. ангину

В. показания для повторного бакобследования

Г. показания для проведения серологического обследования

Д. ангину с носительством дифтерийной палочки

 

8. Больной К., 30 лет поступил на 4-й день болезни с жалобами на высокую температуру тела, слабость, головная боль, боль в горле. При осмотре: бледный, слизистая ротоглотки отечна, цианотическая. Миндалины отечны, на них плотные грязно-серые налеты, распространяются на мягкое небо, дужки, язычок. Регионарные лимфоузлы увеличены, умеренно болезненные.

Вероятный предварительный диагноз:

А. Лакунарная ангина.

В. Инфекционный мононуклеоз.

С. Распространенная форма дифтерии ротоглотки.

D. Ангина Симановського - Венсана.

Е. Паратонзилярний абсцесс.

 

9. Больной 18 лет, поступил в стационар с жалобами на головную боль, общую слабость, повышение температуры, боль в горле. Объективно: выявлены увеличенные все группы лимфоузлов, 1-3 см в диаметре, плотные, эластичные, малоболезненны, не спаяны между собой. Печень увеличена на 3 см, селезенка - на 1 см. В крови - лейкоцитоз, широкоплазменные лимфоциты - 15%. Вероятный диагноз?

A. Аденовирусная инфекция

B. Ангина

C. Дифтерия

D. Инфекционный мононуклеоз

E. Острый лимфолейкоз

Эталоны ответов

 

10. Больной 16 лет, поступил в инфекционную больницу на 9-й день болезни. Заболевание началось остро, температура 38,5 С, потом появилась боль в горле, слабость, головная боль. Объективно: температура 38,3 градусов С. Состояние средней тяжести. Легкая желтуха кожи и склер. Язык слегка обложен. Зев и миндалины гиперемированные, в лакунах белые налеты. Увеличены шейные, подмышечные и паховые лимфоузлы. Пульс 96 за мин., тоны сердца ясные. Дыхание везикулярное. Печень и селезенка умеренно увеличены. Моча темнее обычного. Диагноз?

А. ВГА

В. ВГВ

С. Токсический гепатит

D. Герпетическая инфекция

Е. Инфекционный мононуклеоз

Эталоны верных ответов

1. Д 6. А, Б.

2. А 7. С

3. А, Б, В 8. А

4. Г 9. Д

5. Б. 10. Д

 

 

В. Ситуационные задачи для самоконтроля

Задача 1

Больной 28 лет поступил в инфекционный стационар на 2-й день болезни с жалобами на умеренную боль в горле, незначительную слабость, повышение температуры тела. Диагноз при направлении: “Лакунарная ангина”. При осмотре: Т 38,2оС. В ротоглотке - на фоне незначительного отека миндалин наблюдается серый налет в виде островков, которые не выходят за их пределы и плохо снимаются с последующей кровоточивостью. Пальпируются умеренно увеличены, малоболезненные подчелюстные лимфоузлы. Общее состояние мало нарушено. Дыхание носом свободное, в легких хрипов нет. Пульс - 80 уд/мин. Тоны сердца звучные, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный.

1. Предварительный диагноз

2. План обследования

3. План лечения

Ответ: Дифтерия. Локализованная форма.

 

Задача 2

Больной 34 лет поступил в инфекционное отделение на 5-й день болезни с жалобами на значительную общую слабость, умеренная боль в горле при глотании, повышение температуры тела - 37,2 - 37,6 оС. Объективно: больной вялый, гиподинамичен. Кожные покровы - бледные, отек подкожной клетчатки до середины шеи. Слизистая ротоглотки - умеренно гиперемирована, цианотическая, на миндалинах - фибринозные налеты, которые распространяются на заднюю стенку глотки и язычок. Тахикардия 100-108 уд/мин, глухость сердечных тонов. АД 110/70 мм.рт.ст.

1. Предварительный диагноз

2. План обследования

3. План лечения

Ответ: Дифтерия. Распространенная форма. Дифтерийный круп.

 

Задача 3

Больной 16 лет, поступил в инфекционную больницу на 9-й день болезни. Заболевание началось остро, температура 38,5 С, потом появилась боль в горле, слабость, головная боль. Объективно: температура 38,3 градусов С. Состояние средней тяжести. Легкая желтуха кожи и склер. Язык слегка обложен. Зев и миндалины гиперемированные, в лакунах белые налеты. Увеличены шейные, подмышечные и паховые лимфоузлы. Пульс 96 за мин., тоны сердца ясные. Дыхание везикулярное. Печень и селезенка умеренно увеличены. Моча темнее обычного. Диагноз?

1. Предварительный диагноз

2. План обследования

3. План лечения

Ответ: Инфекционный мононуклеоз.

Задача 4

Больная 29 лет, заболела остро - озноб, головная боль, ломота в теле, боль в горле, температура 38. На 2-й день температура - 39,5 С, отмечала слабость, головокружение. В тот же день была осмотрена врачом, который обнаружил налеты в виде серых плотных пленок на обоих миндалинах, увеличение и болезненность подчелюстных лимфатических узлов. Была заподозрена

1. Предварительный диагноз

2. План обследования

3. План лечения

Ответ: Дифтерия

Задача 5

На прием к врачу обратилась больная с жалобами на повышение температуры до 37,8 С, умеренная боль в горле течение 3-х дней. Объективно: подчелюстные лимфоузлы увеличены до 3 см. Небные миндалины гипертрофированные, покрыты серым, гладким налетом, распространяется на язычок, передние небные дужки. Наиболее вероятный диагноз?

1. Предварительный диагноз

2. План обследования

3. План лечения

Ответ: Дифтерия ротоглотки

 

8. Материалы для аудиторной самостоятельной подготовки:

 

8.1. Перечень учебных практических заданий, которые необходимо выполнить на практическом занятии:

• Овладеть методикой обследования;

• Провести курацию больного;

• Провести дифференциальную диагностику;

• Составить план лабораторного обследования;

• Интерпретировать результаты специфического обследования больного;

• Распознать осложнения;

• Составить план лечения больного;.

• Определить врачебную тактику в случае возникновения неотложных состояний.

• Оформить медицинскую документацию;

 

9.1. Профессиональный алгоритм по формированию навыков и умений диагностики инфекционного мононуклеоза.

9.2. Профессиональный алгоритм по формированию навыков и умений диагностики дифтерии.

Задание Последовательность выполнения Замечания, предупреждения относительно самоконтроля
1.     2.     Овладеть методикой клинического обследования больного дифтерией Провести курацию больного I. Выяснить жалобы больного.   II. Выяснить анамнез: 1. Анамнез болезни     2. Анамнез жизни 3. Эпиданамнез     III. Провести объективное обследование.     1. Общий обзор: - общее состояние больного; - кожа, слизистые ротоглотки, лимфатические узлы;   - голос;   2. Сердечно - сосудистая система:   - пульс;     - артериальное давление;   - аускультация сердца;   3. Дыхательная система: - аускультация легких.   4. Нервная система     5. Выделительная система: Отделить жалобы, характеризующие синдромы: - общей интоксикации; - органных поражений; - дополнительных поражений;     Обратить внимание на начало; срок, последовательность возникновения, динамику - лихорадки; - боли в горле; - изменений в ротоглотке; - отека; - других симптомов; Выявить перенесенные болезни. Обнаружить данные относительно реализации воздушно-капельного механизма передачи, обратить внимание на возможный контакт больного (реализация бытового пути), данные вакцинации; Помнить: наличие, выраженность, динамика симптомов обусловлены сроком и тяжестью течения болезни, зависят от возраста больного, сопутствующей патологии; Обратить внимание на: - температуру тела; - сознание; - бледность кожи (возможен акроцианоз, цианоз); -наличие, локализация, характер налета; -наличие, локализацию отека; Обратить внимание на: - отек слизистой ротоглотки значительно выраженный сравнению с местной гиперемией; - налеты имеют характерный вид (плотные, блестящие, сероватого цвета, трудно снимаются возможна кровоточивость); подчелюстные лимфоузлы умеренно увеличены и нередко мучительные; - громкость, ясность, сиплость, гнусавость;   - тяжесть интоксикации часто не коррелирует с характером местного процесса; Обратить внимание на: - лабильный пульс (зависит от тяжести течения), склонность к тахикардии при осложнениях (ранних и поздних миокардитов), может быть стойка брадикардия; - умеренно снижен АД (значительное снижение свидетельствует о осложнения!); - умеренная глухость тонов сердца;   -наличие признаков обусловленных присоединением или активацией вторичной микрофлоры и нарушением дыхания на фоне неврита или обтурации; - характер дыхание везикулярное, жесткое, бронхиальное; ослаблено, усиленное; Обратить внимание на: -возможность (и ранних поздних) поражения черепных нервов, протекающие по типу моно - или полиневритов;   - обнаружить наличие патологических признаков при развитии осложнений со стороны почек (нефрозо-нефрита);
3. Назначить лабораторные и дополнительные исследования, интерприта-ция результа-тов. 1. Общий анализ крови.     2. Общий анализ мочи.     3. Биохимические методы:     4.Специфічна диагностика:   - бактериоскопия секрета ротоглотки и носовых ходов или других мест поражений. - бактериологический посев секрета ротоглотки, носовых ходов или других мест поражения. 6. Серологические методы: - РНГА (в динамике)     7. Дополнительные методы: - ЭКГ - исследования. - Рентгенография легких.   8. Консультации: - ЛОР-врача;   - кардиолога;   - невропатолога. Обратить внимание на типичные изменения: умеренный нейтрофильный лейкоцитоз (в случае тяжелой формы-выраженный) со сдвигом формулы влево, СОЭ умеренно увеличена; Отсутствие значительных изменений за типичного течения, при осложнениях - повышенное содержание белка, высокая удельная плотность, оказываются цилиндры, единичные изменены эритроциты; - изменения показателей АсАТ, ЛДГ, КФК, почечных тестов, электролитов, коагулограммы при соответствующих осложнениях; Назначается независимо от срока болезни бактериоскопия и бакпосев секрета ротоглотки и носовых ходов для выделения культуры;   Предварительный ответ о наличии или отсутствие бактерий, морфологически подобных C.d., может быть получена через 1-2 ч. Положительный результат является подтверждением диагноза, а отрицательный не должен быть основанием для его исключения за типичного течения болезни.     Назначаются в парных сыворотках крови с интервалом 7-10 суток. Забор крови для первого исследование проводится до введения антибиотиков и ПДС.     -ЭКГ-исследования (в динамике), - рентгенография легких - за наличия признаков пневмонии или нарушения проходимости дыхательных путей.   -обязательно с проведением косвенной ларингоскопии. - для уточнения наличия и глубины поражения миокарда. - для уточнения характера неврологических расстройств.

 

 

Дифференциальная диагностика дифтерии

 

Крите рии дифтерия Стреп. ангина Скарлатина Инфекционный мононуклеоз
Этиолог. Бактерия.факторы патогенности Бактерия.факторы патогенности Бактерия.факторы патогенности Вирус. факторы патогенности
эпидемиология Источник-больной, носитель; Механизм- воздушно-капельный Пути - воздушно-капельный, бытовой, контактный Сезонность- осенне-зимний; Восприимчивость-общая Источник-больной, носитель; Механизм- воздушно-капельный Пути - воздушно-капельный, бытовой, контактный Сезонность- осенне-зимний; Восприимчивость - 10-15% (дети дошкольного и школьного возраста) Источник-больной, носитель; Механизм- воздушно-капельный Пути-воздушно-капельный,побуто-ный, контактный, алиментарный Сезонность- осенне-зимний; Восприимчивость - дети в возрасте 2-9 лет Источник - больной, носитель; Механизм- воздушно-капельный Пути-воздушно-капельный,контактно-бытовой, трансфузионный,половой Сезонность-осенне-зимне-весенний; Восприимчивость - чаще молодой возраст (15 -25 лет)
патогенез     Инфекционное поражение, токсическое действие, аутоиммунные просесы Инфекционно-аллергическое поражение, гиперергическая реакция Септическое,токсическое и аллергическое поражение, гиперергическая реакція Инфекционно-аллергическое поражение, гиперпластический просесы
патанатомия Отек, гиперемия, сосудистые нарушения, застойные явления, наличие фибринозно- го налета, деструкция клеток Отек, гиперемия, сосудистые нарушения, кровоизлияния, эрозии, грязний зелено-серый налет Отек,сосудистые время-шення,гиперемия,наслоения,некроз, кро- Вовиливы Отек,сосудистые время-шення, кровоизлияния, пролиферация, некрозы Язвы
иммунитет Непродолжительный антитоксическ., антибактериальный Непродолжительный, видо - и типоспецифический Устойчивый антитоксичный, непродолжительный Антибактериальный Приобретенный, длительный,
классификация По локализации -дифтерия миндалин, назофарингеальная,пере- дньогоотдела носа, ла- рингеальная, и другой ло кализации. Формы: локализованнаяраспространенная, комбинирован, носительство По характеру: катаральная, островчатая, пленчатая. Степень тяжести: -легкий, средней, тяжелый (гипертоксическая и геморрагическая) Формы: 1) катаральная, 2) фолликулярная, 3) лакунарная, 4) фибринозная, 5) флегманозная, 6) язвенно-некротическая, 7) герпетическая и смешанная Первичная, вторичная Ход: Субклинический,острый,хронический, носительство; Тяжесть: стертая, легкая, средняя, тяжелая, очень тяжелая; Формы: -фарингеальная (типичная и атипичная); - экстрафарингеальная (типичная и атипичная). Ход: -острый, затяжной, носительство; Тяжесть: -стерта,легкая,средняя, тяжелая, очень тяжелая; Формы: -манифестная (стертые, висцеральные); -субклинические. Ход: -острый, затяжной, хронический. Тяжесть: -легкая,средняя, тяжелая, очень тяжелая;
клиника Обще-интоксикационный синдром с преимущественным поражением сердечно-сосудистой и нервной систем,тип. фиб- ринозне воспаление Обще-интоксикацион-ный синдром, ангина Общеинтоксикационный синдром, ангина, характерная сыпь Обще-интоксикаций-ный синдром, лимфаде- нопатия, гепатосплено-мегалия, боль в горле и животе, сыпь
Лаб.исследования общ.ан.кр. +гематокрит, общ.ан.мочи, Б/х крови, ЭКГ, коагулограмма, РНГА, бактериоскопия, бакпосев, ревмотесты общ.ан.кр.+гематокрит.общ.ан.мочи, Б/х крови, ЭКГ, бактериоскопия, бакпосев, ревмотесты Крови общ.ан.кр.+гематокрит,общ.ан.мочи, Б/х крови, ЭКГ, РНГА, бактериоскопия и бакпосев, ревмотесты общ.ан.кр.+гематокрит, общ.ан.мочи, Б/х крови, ИФА (определение анител к антигенам), УЗИ,ЭКГ, бактериоскопия и бакпосев, ревмотесты
Диф.диагноз Стрептококковая и гры-бковая ангина, инф. моно нуклеоз, скарлатина, туляремия Дифтерия, инф.моно- нуклеоз, герпангина, туляремия Краснуха, псевдотуберкулез, корь, краснуха,менингококк- Цемия Бактериальная ангина, дифтерия, скарлатина, аденовирусная инфекция
лечение Этиологическое (ПДС, а\б), Патогенетическое (дезин-токсикационная терапия), местные средства (фура-цилин,сода), при необходимости глюко-кортикостероиды, ингиби торы протеаз, диуретики, витамины,пробиотиики Этиологическое (а\б), Патогенетиче (дезин-токсикационная терапия), местные средства (фура-цилин,сода), при необходимости глюко-кортикостероиды, ингибиторы протеаз, диуретики, витамины,пробиотики Этиологическое (а\б), Патогенетиче (дезин-токсикационная тера-пия), местные средства (фурацилин,сода), при необходимости глюко-кортикостероиды, ингибиторы протеаз, диуретики, витамины, Пробиотики Патогенетиче (дезин-токсикационная терапия), местные средства (фура-цилин,сода), при необ- димости антибиотик, глюкокортикостероиды, ингибиторы протеаз, витамины
профилактика Активная иммунизация АКДС-М, АКДС, АДС-М Активной нет Активной нет Активной нет

10. Материалы для самоконтроля овладения знаниями, умениями, навыками: тесты из базы данных лицензионного экзамена Крок-2 (https://kroktest.org.ua/)

 

Индивидуальная работа хорошо успевающих студентов по данной теме.

Хорошо успевающие студенты могут обрабатывать научную литературу по данной теме, озвучить вопросы современной заболеваемости и особенности клинического течения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: