2.1. Сущность, принципы и методы управления
Управление представляет собой функцию системы управления по обеспечению взаимосвязи и взаимодействия управляющей и управляемой подсистем с целью организации целенаправленного функционирования объекта управления.
Система управления — это множество элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом и образующих определенную целостность (единство), что позволяет выделить их в самостоятельную систему. В наиболее общем виде система управления состоит из управляемой, управляющей и информационной подсистем.
Под управляемой подсистемой следует понимать совокупность объектов управления, механизма реализации управляющих воздействий и обратных связей.
Под обратными связями понимаются формирование и передача в управляющую подсистему выходных параметров подсистемы, т.е. формирование и передача данных о состоянии и функционировании объекта в виде установленной отчетности.
Управляющая подсистема представляет собой совокупность субъекта управления, механизмов и методов выработки целей, контроля и оценки состояния и функционирования объектов управления, а также механизма и методов управления и коррекции параметров управляемой подсистемы.
Информационная подсистема представляет собой комплекс каналов связи, технических и программных средств, государственной статистической отчетности и регламента ее представления.
Под внешней средой понимаются политическая ситуация, положение в экономике страны, нормативно-законодательное обеспечение и другие факторы, отражающиеся на формировании целей к выработке управленческих решений.
|
Процесс управления — это универсальная, циклически повторяющаяся последовательность взаимосвязанных элементов (видов) управленческой деятельности, общая практически для всех управленческих задач. Указанная последовательность образует управленческий цикл, который включает в себя:
q сбор информации, анализ состояния объекта управления, внешней среды, определение целей, возможностей и путей их достижения;
q принятие управленческого решения;
q выполнение управленческого решения и контроль за его реализацией.
В зависимости от того, что является предметом управления, каково состояние объекта управления на данный момент времени и каковы цели управления, выбираются те или иные способы воздействия. Способ реализации управленческой деятельности называется методом управления (регулирования).
Методы управления (регулирования) можно подразделить на следующие основные группы:
1. Организационно-административные (директивные) методы, которые имеют особое значение для управления в связи. Эти методы находят отражение в нормативно-законодательном (правовом) обеспечении функционирования отрасли и включают в себя: положения и нормы международного права, международных договоров и соглашений, законодательства Российской Федерации и ее субъектов,
2. Экономические методы, позволяющие воздействовать на участников производственного процесса через налоговую, кредитную, тарифную, таможенную политику и другие рычаги макроэкономического свойства.
3. Социально-психологические методы, отличающиеся многообразием в своих проявлениях и преследующие цели по созданию в отрасли в целом социально-психологического климата, способствующего выполнению целей, поставленных системой управления.
|
2.2. Организация управления в отрасли связи
В отрасли связи сложилась организационная структура управления, соответствующая административно - территориальному делению страны.
В организации управления и регулирования в отрасли связи произошли существенные структурные изменения. Это, прежде всего обособление подотрасли почтовой связи, а также спецсвязи и фельдсвязи в самостоятельные сферы деятельности. Почтовая связь входит в состав Федеральной службы почтовой связи;
Во всех регионах России созданы Акционерные общества «Электросвязь», объединяющие городскую и сельскую телефонную связь, междугородную телефонную и телеграфную связь и проводное вещание (в масштабе области, края, республики).
На базе территориальных центров междугородных связей (ТЦМС) создано ОАО «Ростелеком». Подразделения этого общества осуществляют эксплуатационно-техническое обслуживание кабельных и радиорелейных магистралей связи на всей территории Российской Федерации.
Основные задачи и функции Министерства РФ по связи и информатизации связаны с развитием, техническим совершенствованием и улучшением качества работы средств связи.
В настоящее время в аппарате Министерства РФ по связи и информатизации организованы подразделения, осуществляющие координацию и развитие различных подотраслей связи. В основном аппарат министерства осуществляет функции по выполнению тарифной политики, лицензированию, акционированию и некоторые другие.
|
Основным и наиболее распространенным (количественно) производственно-хозяйственным субъектом в системе управления в отрасли связи, наделенных правами юридического лица, являются открытые акционерные общества (ОАО) «Электросвязь». Как правило, ОАО охватывают средства электросвязи, расположенные на территории областей, краев, автономных образований (в составе РФ). К ним относятся районные узлы связи и специализированные подразделения электросвязи (городские телефонные сети, междугородные телефонные станции, телеграфы, городские радиотрансляционные сети). Эти подразделения не имеют статуса самостоятельного юридического лица и обычно называются филиалами или структурными единицами.
В составе аппарата управления ОАО имеются подразделения, осуществляющие непосредственное руководство эксплуатацией и развитием средств электросвязи, а также экономическую, финансовую, бухгалтерскую и маркетинговую деятельность в масштабе АО.
В соответствии с организационной структурой управления большинство ранее хозяйственно самостоятельных предприятий стали структурными единицами ОАО. Структурная единица, хотя и не является юридическим лицом, однако пользуется широкими правами, предоставленными им ОАО.