Комплекс №1
Релаксационные упражнения для мимических
И артикуляционных мышц.
Упражнение №1. Слегка откинуть голову назад, напрячь мышцы шеи на 5-10 сек., уро-
нить расслаблено голову вперёд.
Упражнение №2. Наморщить лоб, подняв брови на 5-10 сек.
Упражнение №3. Сильно нахмуриться на 5-10 сек.
Упражнение №4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек.
Упражнение №5. На 5-10 сек. сжать зубы.
Упражнение №6. «Заборчик» - широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек.
Упражнение №7. Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек.
Упражнение №8. Прижать язык к передним зубам на 10 сек.
Упражнение №9. Оттянуть язык назад на 10 сек.
Упражнение №10. Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На следующем зевке
закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.
Упражнение №11. «Часики» - язык вперёд-назад, в стороны.
Упражнение №12. «Шишки» - языком в щёчки.
Упражнение №13. «Лошадка» - пощёлкаем языком.
Упражнение №14. «Наказать непослушный язычок» - покусываем широкий язык.
Упражнение №15. «Колокольчик» - постучать языком по верхним альвеолам – ля-ля-ля.
Упражнение №16. «Молоточек» - постучать языком по верхним альвеолам – дддддд.
Упражнение №17. «Трубочка» - произносим – О, «улыбка» - произносим И.
В динамике произносим вместе оба звука ОИ, ИО.
Упражнение №18. Раскроем несколько раз широко рот.
Комплекс №2
Упражнения формирования диафрагмального выдоха.
(упражнения длятся в среднем 2-3 минуты)
Упражнение №1. «Задуй свечку» - ребёнок держит полоску бумаги на расстоянии около
10 см. от губ. Медленно и тихо подуть на свечку так, чтобы пламя све-
|
чи отклонилось.
Упражнение №2. «Лопнула шина» - ребёнок разводит руки перед собой, изображая круг
«шину». На выдохе произнося медленно звук «ш-ш-ш». Руки скрещива-
ются так, что правая рука ложится на левое плечо и наоборот.
Упражнение №3. «Накачать шину» - ребёнок «сжимает» перед грудью руки в кулаки,
медленный наклон вперёд сопровождается выдохом на звук «с-с-с».
Упражнение №4. «Воздушный шар» - во время выдоха произносится звук «ф-ф-ф».
Упражнение №5. «Жук жужжит» - руки поднять в стороны и немного отвести назад,
словно крылья. Выдыхая, ученик произносит «ж-ж-ж», опуская руки
вниз.
Упражнение №6. «Ворона» - руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки
и приседая произносится протяжно «к-а-а-р».
Упражнение №7. «Гуси» - руки на поясе. Медленно наклонить туловище вперёд, не опус-
кая голову вниз протяжно произнести «г-а-а-а».
Упражнение №8. Вдох под медленный счёт. (Вдох на счёт 1-2-3; выдох: 4-5-6-7 до 15).
Упражнение №9. Произнести на выдохе щелевые звуки (с, щ, ф и др.), контролируя дли-
тельность выдоха секундомером.
Упражнение №10. «Футболисты» - сдувать ватный мячик, пытаясь «забить гол». Расстоя-
ние до мячика увеличивать.
Упражнение №11. «Моряки» - дуть на лодочку, сделанную из пенопласта.
Упражнение №12. Пускать мыльные пузыри.
Упражнение №13. «Собака» - сымитировать дыхание собаки, которой «жарко».
Открыв рот и высунув вперёд язык, быстрыми движениями делаем
вдохи и выдохи небольшими порциями воздуха. Одной рукой контро-
лируем движение мышц брюшного пресса.
|
Упражнение №14. «Хомячок» - делаем быстрые вдохи и выдохи через нос, и при этом
оскаливаем зубы.
Упражнение №15. «Болтушка» - подвигать языком по нёбу.
Упражнение №16. Гимнастика для нижней челюсти: опускание и поднимание, переме-
щение вправо-влево.
Упражнение №17. «Остуди горячий чай» - после максимального выдоха делаем вдох и
Дуем на воображаемое блюдце с горячим чаем. Щёки не надуваем.
Упражнение выполнять без напряжения.
Упражнение №18. «Форсированный выдох» - вдохнув носом, сделать быстрый, резкий
выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»).
Повторить 7-10 раз.
Упражнение №19. «Тёплый выдох» - сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, мед-
ленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, про-
должить выдох. Проделать 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на
руках тепло выдыхаемого воздуха.
Упражнение №20. «Свисток» - вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить ти-
хий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы
не напрягать, экономно выдыхать.
Комплекс №3
Упражнения для работы над голосом.
Упражнение №1. Произнесение звука А, М (вдох через нос, на выдохе произносятся дан-
ные звуки
Упражнение №2. На одном дыхании вывести сочетания звука М с тремя гласными -
А, О, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произнести на одной высоте.
Протяжённость звуков характеризует определённую мелодию – «рас-
певная интонация».
Упражнение №3. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с
тремя любыми гласными, затем новый вдох – и новое сочетание.
|
Последовательность упражнения:
1. Вдох носом;
2. На одном выдохе – МА, МО, МУ;
3. Вдох носом;
4. На одном выдохе – МИ, МЭ, МЫ.
Упражнение №4. На одной высоте надо произнести сочетание звука Н с тремя любыми
гласными, а затем новый вдох – и новое сочетание. Последовательность
упражнения та же, что и в упражнении №3.
Упражнение №5. Произнести на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ –
ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ – НЬНЬНЬНЬНЬ. (звук Ж – ближе грудному звучанию,
З – середине, НЬ – верхнему, головному, лицевому).
Упражнение №6. На звук У воспроизводится гудок трёх теплоходов: большого, среднего
и маленького. Последовательность гудков безразлична. Должны быть
три различные высоты голоса.
Упражнение №7. Взять воображаемый мяч, определить для себя какой он величины и
начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до 10, на каждый
счёт ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал от пола». Следить, чтобы
звук не был напряжённым.
Упражнение №8. Собака убежала, её надо позвать домой. Звать будем три раза: один раз
с далёкого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет
около ребёнка. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром тем-
пе, кроме последнего (собака около ребёнка). Меняется высота звука.
Последовательность упражнения:
1. Произнести слово «Бобик» 10 раз на одном дыхании (собака далеко)
2. Остановка.
3. Произнести слово «Бобик» 10 раз (собака подошла ближе).
4. Остановка.
5. Повторить кличку собаки несколько раз, но уже медленно.
Упражнение №9. Счёт до десяти на одном дыхании в трёх различных высотах;
После каждого счёта до 10 нужно сделать остановку, чтобы взять дыха-
ние и услышать следующую высоту.
Упражнение №10. На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово
хорошо. Произношение должно быть спокойное, медленное по слогам:
хо-ро-шо. Потом на выдохе произнести фразу в два-три слова: «Очень
хорошо», «Очень хорошо пахнет».
Упражнение №11. На вдох понюхать яблоко, апельсин, мандарин и т.д., затем ребёнок
должен сам придумать фразу и произнести её на выдохе.
Например: «Очень душистое яблоко».
Упражнение №12. «Баюкаем куклу» - тянем А – а-а-а-а-а. Произносится тихо и громко.
Упражнение №13. «Болят зубы» - тянем О – о-о-о-о-о. Звук произносится тихо, громко.
Упражнение №14. После вдоха на плавном выдохе поочерёдно тянуть гласные «а, о, у,
э, ы, и» - аааааааооооооуууууээээээыыыыииии.
Упражнение №15. После вдоха на плавном выдохе тянуть по две гласных – ааааааоооооо,
аааааааууууууу, и т.д. По три - аааоооууу в разных сочетаниях.
Упражнение №16. На одном плавном выдохе тянуть по два гласных по два раза –
аааоооаааооо, уууааауууааа и т.д.
Упражнение №17. «Корова мычит» - подражание мычанию коровы – МММУУУУ с
различной силой голоса.
Комплекс № 4