а) признающих лишь существование идеальных образований;
б) руководствующихся в жизни высшими идеалами;
в) утверждающих, что сознание первично, а материя вторична.
Герой древнегреческого героического эпоса
а) Геракл;
б) Одиссей;
в) Гомер.
Кто из античных философов сказал: «Я знаю, что ничего не знаю»?
а) Пифагор;
б) Аристотель;
в) Сократ.
Основоположник философии Нового времени
а) Френсис Бэкон;
б) Юм;
в) Фихте.
8. Философ, считающий, что основа всего – атом – это…
а) Анаксимен;
б) Демокрит;
в) Гераклит.
Что является «символом познания, источника жизни»?
а) небо;
б) солнце;
в) дерево.
Почему европейская философия возникла именно в Греции?
а) случайно;
б) удачное географическое положение;
в) здесь сложилась благоприятная политическая атмосфера.
Что означает термин «дао»?
а) путь;
б) нечто реальное;
в) нечто непонятное.
В чем заключается сущность схоластики?
а) в построении системы знаний с помощью комбинаций слов;
б) в оторванности от жизни;
в) в шлифовке умения анализировать.
Какой выход из создавшегося «тупика» предлагает Ф.Ницше?
а) дальнейшее развитие науки;
б) создание новой морали в лице сверхчеловека;
в) вера в бога.
14. Ключевой проблемой русской философии в 19 веке является поиск…
а) направлений научного прогресса;
б) методов познания;
в) путей развития России.
15. Истина – это…
а) то, что выгодно;
б) знание, соответствующее действительности;
в) то, что рядом.
16. К функциям науки НЕ относится…
а) эстетическая;
б) познавательная;
в) прогностическая.
Шкала оценки ответов студентов
Количество правильных ответов | Оценка |
15 - 16 | «5» |
12 - 14 | «4» |
9 - 11 | «3» |
1 - 8 | «2» |
Задание № 2
№ | Содержание задания |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Все течет, все изменяется. И нельзя дважды войти в одну и ту же реку» Гераклит | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Я знаю, что я ничего не знаю» Сократ | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «…В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими. Средний достаток из всех благ всегда лучше…» Аристотель | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» Николо Макиавели | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Мыслю – следовательно существую» Р.Декарт | |
6. | Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть» Б.Паскаль |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Все, что со мной происходит мое» Ж.П.Сартр | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «То, что есть в человеке, бессомненно, важнее того, что есть у человека» А.Шопенгауэр | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Когда хотите подняться вверх, полагайтесь на собственные ноги» Ф.Ницше | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Ничего сверх меры» Сократ | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить» Сократ | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника» Фома Аквинский | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с ее законами» В.И.Вернадский | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Природу побеждают, только повинуясь ее законам» Ф.Бэкон | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили» Сократ | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Это есть величайшая тайна человеческого существования. Быть личностью трудно, быть свободным – значит взять на себя бремя» Н.А.Бердяев | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит» З.Фрейд | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Вне зависимости от обстоятельств, времени и места человек свободен избрать себя предателем или героем, трусом или победителем» Ж.-П.Сартр | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Знание есть сила, сила есть знание» Ф.Бэкон | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность» Э.Фромм | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несет» Сенека Младший | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Краткость есть душа ума» Шекспир | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Любовь и дружба – взаимное эхо: они дают столько, сколько берут» А.И.Герцен | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Любовь – единственная страсть, которая оплачивается той же монетой, какую сама чеканит» Стендаль | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Нам положено трудиться, но нам не дано завершить труды наши» Талмуд | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Что сделалось смешным, не может быть опасным» Вольтер | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Философия – это отыскивание сомнительных причин в обоснование того, во что веришь инстинктивно» О.Хаксли | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя» Сенека | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Только в том государстве, где власть народа наибольшая, может обитать свобода» Цицерон | |
Объясните главную идею текста, выразите собственную позицию и сопоставьте ее с авторской. «Религии умирают тогда, когда бывает доказано, что в них заключалась истина. Наука – это летопись умерших религий» О.Уайльд |
Критерии оценки: понимание содержания текста, грамотное толкование текста, способность связывать с текстом полученные ранее знания, четкое определение собственной позиции. Время выполнения задания 20 мин.
Вопросы к зачету
- Философия. Ее предмет и значение. Основные функции и методы философии.
- Философия – теоретическая основа мировоззрения.
- Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.
- Диалектика и метафизика.
- Истоки философии: мифология, ранние формы религии.
- Буддизм.
- Христианство.
- Ислам.
- Возникновение философии. Философия античности.
- Основные черты средневековой философии.
- Немецкая классическая философия. Гегель, Фейербах.
- Русская философская мысль 19 в.: славянофилы и западники.
- Марксизм. Предпосылки возникновения. Основные идеи.
- Основные идеи немарксистской философии 20 в.: экзистенциальная философия.
- Сущность и основные формы бытия. Бытие природы и ее особенности.
- Природно-биологическое, духовное и социальное бытие человека.
- Материя: сущность, свойства и основные виды.
- Основные сферы и типы материальных систем. Материальное единство мира.
- Сущность, основные формы и типы движения материи.
- Сущность диалектики. Понятие законов объективного мира.
- Закон единства и борьбы противоположности.
- Закон перехода количественных изменений в качественные.
- Гегелевская форма развития. Метафизический и диалектический типы отрицания.
- Закон отрицания.
- Категории диалектики: единичное и общее, сущность и явление, содержание и форма.
- Необходимость и случайность, возможность и действительность.
- Системный подход в диалектическом мышлении.
- Характер и значение диалектики.
- Отражение и его простейшая информационная форма.
- Сознание и самосознание. Отношение сознания к бытию.
- Человек и его культура.
- Общечеловеческие ценности и глобальные проблемы современности.
- Основные философские проблемы личности.
- Необходимость и свобода.
- Общественное бытие и общественное сознание.
- Объективное мышление – важный фактор развития общества.
Рекомендуемая литература для освоения дисциплины
«Основы философии»
Основные источники
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.
2. Крапивенский С.Э. Общий курс философии.- Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998.
3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие.- М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2009. – 288с. 2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений.- М.: Логос,2004.
4. Основы философии: учебное пособие для средних специальных учебных заведений/ В.П. Кохановский и др. Под ред.В.П.Кохановского. - Изд. 7-е.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.