Условия получения образования и адаптации программ дополнительного образования для слепых и слабовидящих детей




Адаптация дополнительных общеобразовательных программ с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

Для усвоения учебного материала детям с ОВЗ требуется больше времени, поэтому:

- сложность и объем учебного материала должен быть уменьшен и облегчен;

-постепенный переход от простых задач к более сложным,

-систематический повтор и закрепление учебного материала, приобретенных навыков и умений.

-решение коррекционных задач как диагностика проблемы, разработка плана решения проблемы, решение проблемы.

 

Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения образовательной деятельности является психолого-педагогический консилиум.

В условиях организации программ дополнительного образования в школе, где создан ППк, его деятельность распространяется и на рекомендации по адаптации программ дополнительного образования для детей с ОВЗ.

В организациях, реализующих только программы дополнительного образования, при наличии детей с ОВЗ, создание собственного ППк или договор о взаимодействии с ПМПк ППМС-центра является необходимой мерой для создания условий доступного образования для детей с ОВЗ.

 

Адаптация дополнительной общеобразовательной программы включает:

1. Своевременное выявление трудностей у детей с ОВЗ.

2. Определение особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ дополнительной общеобразовательной программы:

- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями ПМПК и/или ППк;

- составление педагогами индивидуальных планов занятий с учетом особенностей каждого ребенка;

- обеспечение психолого-педагогических условий: (учет индивидуальных особенностей ребенка; коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной деятельности, повышения его эффективности, доступности);

- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

- разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для детей с ОВЗ.

4.Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ (обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях и т.п.);

5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по вопросам развития и обучения ребенка, вопросам правового обеспечения и иным.

 

Образовательная деятельность учащихся с ОВЗ по дополнительным общеобразовательным программам должна осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, при необходимости адаптированных для обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.

 

Условия получения образования и адаптации программ дополнительного образования для слепых и слабовидящих детей

Нарушения зрения подразумевают развитие ребёнка в условиях отсутствия или недостаточности функций зрения.

У детей с глубокими нарушениями зрения:

-сокращаются или полностью отсутствуют зрительные ощущения и восприятия, что приводит к уменьшению количества представлений, снижает возможности развития мышления, речи, воображения;

-наблюдается снижение психической активности, возникают изменения в эмоционально-волевой сфере и ориентировочной деятельности;

-происходит перестройка работы других анализаторных систем: у слепых утраченные зрительные функции замещаются деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов, у слабовидящих доминирующим видом восприятия остается зрение;

- психические процессы приобретают своеобразие в формировании и реализации:

- восприятие: снижение избирательности восприятия и апперцепции, недостаточность осмысленности и обобщенности воспринимаемых объектов, нарушение их константности и целостности;

-память: снижение скорости запоминания, страдает продуктивность сохранения и качество воспроизведения. Отмечаются недостаточная осмысленность запоминаемого материала, низкий уровень развития логической памяти, затруднения в припоминании. В то же время память выполняет компенсаторную функцию, поэтому важна коррекция дефектов и развитие слуховой и тактильной памяти;

-мышление: затруднены операции анализа и синтеза, отмечается недостаточная полнота сравнения, наблюдаются нарушения классификации, обобщения, абстрагирования и конкретизации;

-речь: сниженная динамика накопления языковых средств, своеобразие содержания лексики и соотношения слова и образа, некоторое отставание формирования речевых навыков и языкового чутья. В то же время речь, как и память, выполняет компенсаторную функцию, так как получить представление о многих предметах и явлениях дети с нарушениями зрения могут только при помощи речи;

- личностные особенности: изменения в динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения, сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного опыта, отсутствие или нарушение внешнего проявления внутренних состояний и, как следствие - недостаточность эмоциональной сферы. При определенном типе воспитания могут возникнуть эгоистические черты характера, равнодушие к окружающим, установка на постоянную помощь. Ограниченность социальных контактов может привести к замкнутости, некоммуникабельности, стремлению уйти в свой внутренний мир.

 

Адаптация программ дополнительного образования позволяет:

-расширить возможности детей с нарушениями зрения,

-создать условия для вхождения в те или иные социальные сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли,

-расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного и профессионального пути.

 

Специфика требований к организации пространства слабовидящих и слепых обучающихся включает:

· наличие тактильно-осязательных, зрительных, звуковых ориентиров, обозначающих маршруты следования в образовательном пространстве, предупреждающих о препятствиях на пути следования (лестничный пролёт, дверь, порог и др.), облегчающих самостоятельную и безопасную пространственную ориентировку в пространстве образовательной организации и повышающих мобильность обучающихся слабовидящих и слепых детей;

· обеспечение стабильности предметно-пространственной среды образовательной организации, создание безопасной среды для свободного самостоятельного передвижения слабовидящих и слепых детей в образовательной организации;

· обеспечение соответствия образовательной среды офтальмо-гигиеническим требованиям, разработанным для слепых детей с остаточным зрением:

-возможность пользоваться индивидуальным источником света;

-в организации учебного пространства должны использоваться матовые поверхности;

-на окнах должны быть жалюзи, позволяющие регулировать световой поток,

-информация должна быть доступна детям с нарушенным зрением и др.;

  • в помещениях для организации программ дополнительного образования должно быть продуманное расположение мебели, широкие проходы, отсутствие нагромождений, незащищённых выступающих углов и стеклянных поверхностей, удобные подходы к партам, столу учителя, входным дверям; необходимо предусмотреть специальные места для хранения брайлевских книг, пособий.

 

Адаптация программ дополнительного образования для слепых и слабовидящих детей подразумевает следующее:

  • постановка специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения, реализация которых доступна в рамках образовательной среды:
  • социально-психологическая адаптация (социальная интеграция, расширение сферы деятельности);
  • использование интерактивных ресурсов, где ребёнок с нарушениями зрения имеет возможность прожить реальные ситуации в игровой форме и усвоить успешные формы поведения;
  • развитие и коррекция познавательной сферы с использованием виртуальных ресурсов;
  • развитие и коррекция эмоциональной сферы, осуществляемая в рамках группового взаимодействия;
  • дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития и сохранных функций ребёнка с нарушением зрения:
  • учёт компенсаторной функции речи, слуховой и тактильной памяти (для тотально слепых);
  • подбор зрительного материала с учётом рекомендуемой врачом нагрузки на зрение и с учётом степени нарушения зрения (для слабовидящих).;
  • подбор слухового материала с учётом недостаточности чувственного опыта;
  • подбор материала с учётом особенностей восприятия ребёнка;
  • учёт особенностей личностной сферы и малого опыта социального взаимодействия у детей с нарушениями зрения;
  • комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях;
  • оптимальный режим образовательной нагрузки с учётом темпа деятельности, истощаемости ребёнка с нарушениями зрения.
  • Дистанционное образование позволяет минимизировать степень истощения ребёнка своей легкодоступностью;

-использование специального оборудования и специального программного обеспечения:

-программы для коммуникации, позволяющие взаимодействовать с другими членами группы и учителем (например, программа SKYPE);

-использование специальных возможностей операционной системы: увеличенные шрифты и курсор, экранная лупа, экранная клавиатура с увеличенными буквами, звуковое описание (для слабовидящих);

-использование специального оборудования (брайлевский дисплей, брайлевская клавиатура (для слепых), клавиатура с увеличенными буквами);

-использование музыкальных инструментов, в том числе подключаемых к компьютеру, в курсах музыкального дополнительного образования;

-использование специальных деталей, блоков в курсах, связанных с конструкторской деятельностью.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: