Адаптация дополнительных общеобразовательных программ с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
Для усвоения учебного материала детям с ОВЗ требуется больше времени, поэтому:
- сложность и объем учебного материала должен быть уменьшен и облегчен;
-постепенный переход от простых задач к более сложным,
-систематический повтор и закрепление учебного материала, приобретенных навыков и умений.
-решение коррекционных задач как диагностика проблемы, разработка плана решения проблемы, решение проблемы.
Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения образовательной деятельности является психолого-педагогический консилиум.
В условиях организации программ дополнительного образования в школе, где создан ППк, его деятельность распространяется и на рекомендации по адаптации программ дополнительного образования для детей с ОВЗ.
В организациях, реализующих только программы дополнительного образования, при наличии детей с ОВЗ, создание собственного ППк или договор о взаимодействии с ПМПк ППМС-центра является необходимой мерой для создания условий доступного образования для детей с ОВЗ.
Адаптация дополнительной общеобразовательной программы включает:
1. Своевременное выявление трудностей у детей с ОВЗ.
2. Определение особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ дополнительной общеобразовательной программы:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями ПМПК и/или ППк;
|
- составление педагогами индивидуальных планов занятий с учетом особенностей каждого ребенка;
- обеспечение психолого-педагогических условий: (учет индивидуальных особенностей ребенка; коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной деятельности, повышения его эффективности, доступности);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
- разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для детей с ОВЗ.
4.Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ (обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях и т.п.);
5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по вопросам развития и обучения ребенка, вопросам правового обеспечения и иным.
Образовательная деятельность учащихся с ОВЗ по дополнительным общеобразовательным программам должна осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, при необходимости адаптированных для обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.
|
Условия получения образования и адаптации программ дополнительного образования для слепых и слабовидящих детей
Нарушения зрения подразумевают развитие ребёнка в условиях отсутствия или недостаточности функций зрения.
У детей с глубокими нарушениями зрения:
-сокращаются или полностью отсутствуют зрительные ощущения и восприятия, что приводит к уменьшению количества представлений, снижает возможности развития мышления, речи, воображения;
-наблюдается снижение психической активности, возникают изменения в эмоционально-волевой сфере и ориентировочной деятельности;
-происходит перестройка работы других анализаторных систем: у слепых утраченные зрительные функции замещаются деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов, у слабовидящих доминирующим видом восприятия остается зрение;
- психические процессы приобретают своеобразие в формировании и реализации:
- восприятие: снижение избирательности восприятия и апперцепции, недостаточность осмысленности и обобщенности воспринимаемых объектов, нарушение их константности и целостности;
-память: снижение скорости запоминания, страдает продуктивность сохранения и качество воспроизведения. Отмечаются недостаточная осмысленность запоминаемого материала, низкий уровень развития логической памяти, затруднения в припоминании. В то же время память выполняет компенсаторную функцию, поэтому важна коррекция дефектов и развитие слуховой и тактильной памяти;
|
-мышление: затруднены операции анализа и синтеза, отмечается недостаточная полнота сравнения, наблюдаются нарушения классификации, обобщения, абстрагирования и конкретизации;
-речь: сниженная динамика накопления языковых средств, своеобразие содержания лексики и соотношения слова и образа, некоторое отставание формирования речевых навыков и языкового чутья. В то же время речь, как и память, выполняет компенсаторную функцию, так как получить представление о многих предметах и явлениях дети с нарушениями зрения могут только при помощи речи;
- личностные особенности: изменения в динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения, сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного опыта, отсутствие или нарушение внешнего проявления внутренних состояний и, как следствие - недостаточность эмоциональной сферы. При определенном типе воспитания могут возникнуть эгоистические черты характера, равнодушие к окружающим, установка на постоянную помощь. Ограниченность социальных контактов может привести к замкнутости, некоммуникабельности, стремлению уйти в свой внутренний мир.
Адаптация программ дополнительного образования позволяет:
-расширить возможности детей с нарушениями зрения,
-создать условия для вхождения в те или иные социальные сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли,
-расширять рамки свободы выбора при определении своего жизненного и профессионального пути.
Специфика требований к организации пространства слабовидящих и слепых обучающихся включает:
· наличие тактильно-осязательных, зрительных, звуковых ориентиров, обозначающих маршруты следования в образовательном пространстве, предупреждающих о препятствиях на пути следования (лестничный пролёт, дверь, порог и др.), облегчающих самостоятельную и безопасную пространственную ориентировку в пространстве образовательной организации и повышающих мобильность обучающихся слабовидящих и слепых детей;
· обеспечение стабильности предметно-пространственной среды образовательной организации, создание безопасной среды для свободного самостоятельного передвижения слабовидящих и слепых детей в образовательной организации;
· обеспечение соответствия образовательной среды офтальмо-гигиеническим требованиям, разработанным для слепых детей с остаточным зрением:
-возможность пользоваться индивидуальным источником света;
-в организации учебного пространства должны использоваться матовые поверхности;
-на окнах должны быть жалюзи, позволяющие регулировать световой поток,
-информация должна быть доступна детям с нарушенным зрением и др.;
- в помещениях для организации программ дополнительного образования должно быть продуманное расположение мебели, широкие проходы, отсутствие нагромождений, незащищённых выступающих углов и стеклянных поверхностей, удобные подходы к партам, столу учителя, входным дверям; необходимо предусмотреть специальные места для хранения брайлевских книг, пособий.
Адаптация программ дополнительного образования для слепых и слабовидящих детей подразумевает следующее:
- постановка специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения, реализация которых доступна в рамках образовательной среды:
- социально-психологическая адаптация (социальная интеграция, расширение сферы деятельности);
- использование интерактивных ресурсов, где ребёнок с нарушениями зрения имеет возможность прожить реальные ситуации в игровой форме и усвоить успешные формы поведения;
- развитие и коррекция познавательной сферы с использованием виртуальных ресурсов;
- развитие и коррекция эмоциональной сферы, осуществляемая в рамках группового взаимодействия;
- дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития и сохранных функций ребёнка с нарушением зрения:
- учёт компенсаторной функции речи, слуховой и тактильной памяти (для тотально слепых);
- подбор зрительного материала с учётом рекомендуемой врачом нагрузки на зрение и с учётом степени нарушения зрения (для слабовидящих).;
- подбор слухового материала с учётом недостаточности чувственного опыта;
- подбор материала с учётом особенностей восприятия ребёнка;
- учёт особенностей личностной сферы и малого опыта социального взаимодействия у детей с нарушениями зрения;
- комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях;
- оптимальный режим образовательной нагрузки с учётом темпа деятельности, истощаемости ребёнка с нарушениями зрения.
- Дистанционное образование позволяет минимизировать степень истощения ребёнка своей легкодоступностью;
-использование специального оборудования и специального программного обеспечения:
-программы для коммуникации, позволяющие взаимодействовать с другими членами группы и учителем (например, программа SKYPE);
-использование специальных возможностей операционной системы: увеличенные шрифты и курсор, экранная лупа, экранная клавиатура с увеличенными буквами, звуковое описание (для слабовидящих);
-использование специального оборудования (брайлевский дисплей, брайлевская клавиатура (для слепых), клавиатура с увеличенными буквами);
-использование музыкальных инструментов, в том числе подключаемых к компьютеру, в курсах музыкального дополнительного образования;
-использование специальных деталей, блоков в курсах, связанных с конструкторской деятельностью.