ЗПР - это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается:
- в недостаточности общего запаса знаний,
-незрелости мышления,
-преобладании игровых интересов,
-быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи.
При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены нерезко, в других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
ЗПР вызывается самыми разными причинами.
Вместе с тем дети этой категории имеют ряд общих особенностей развития познавательной деятельности и личности.
У всех детей с ЗПР:
-не сформирована готовность к школьному обучению, проявляющаяся в трудностях овладения навыками чтения и письма,
-трудностях в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое.
-При этом учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает с увеличением нагрузки, а иногда просто отказываются завершать начатую деятельность.
Всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания, которое может носить разный характер:
|
-максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение;
-наступление сосредоточения внимания после некоторого периода работы;
-периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всего времени работы.
У большинства детей с ЗПР наблюдается:
-неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия,
-пространственные и временные нарушения,
-недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.
-нужно больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях (например, при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих значимое для ребенка смысловое и эмоциональное содержание).
-Одной из особенностей восприятия таких детей является то, что сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).
-У них недостаточно сформированы пространственные представления:
-ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий,
-затруднено восприятие перевернутых изображений,
-возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.
-Развитие пространственных отношений тесно связано со становлением конструктивного мышления:
-так, при складывании сложных геометрических узоров дети часто не могут осуществить полноценный анализ формы,
-установить симметричность,
-тождественность частей конструируемых фигур,
-расположить конструкцию на плоскости,
|
-соединить ее в единое целое.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:
-в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
-в обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
-в получении начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и выраженности ЗПР;
-в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
- в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
-в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов у обучающихся (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
|
- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- в постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- в специальном обучении "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
-в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения,
-специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
-в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
-в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
-в обеспечении взаимодействия семьи и образовательной организации (организации сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).