Выше (в разделе 1.1) были выделены несколько видов управления:
Управление ОС, понимаемое как воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения, может затрагивать каждый из следующих шести параметров ее модели:
1) управление составом;
2) управление структурой;
3) институциональное управление (управление ограничениями и нормами деятельности);
4) мотивационное управление (управление предпочтениями и интересами);
5) информационное управление (управление информацией, которой обладают участники ОС на момент принятия решений);
6) управление порядком функционирования (управление последовательностью получения информации и выбора стратегий участниками ОС).
Следовательно, первым основанием системы классификаций механизмов управления ОС (процедур принятия управленческих решений) является предмет управления – изменяемый в процессе и результате управления компонент ОС. Итак, выше классификация управлений строилась на основании тех компонентов управляемой системы (точнее, ее модели), на которые оказывается воздействие при использовании управлений тех или иных типов: состав, структура, допустимые множества, целевые функции и информированность. Понятно, что изменения могут и должны касаться в общем случае всех перечисленных параметров, и поиск оптимального управления заключается в определении наиболее эффективной допустимой комбинации всех параметров ОС.
Тем не менее, традиционно в теории управления социально-экономическими системами рассматривается система вложенных задач управления (решения более «частных» задач используются при решении более «общих»). На сегодняшний день существуют два общих подхода к описанию модели ОС и постановке и решению задач управления – «снизу вверх» и «сверху вниз».
|
При использовании первого подхода («снизу вверх») сначала решаются частные задачи, а затем общие, использующие полученные решения частных задач. Например, частной задачей может быть разработка системы мотивации. Если она решена для любого состава участников ОС, то можно ставить задачу оптимизации состава – выбора такого состава, эффективность которого (при соответствующей оптимальной мотивации) максимальна. Достоинством такого подхода является его конструктивность, недостатком – высокая сложность, так как число вариантов решения задачи верхнего уровня может быть очень велико, а для каждого такого варианта необходимо решить соответствующий набор частных подзадач.
Бороться с этим недостатком можно, используя второй подход («сверху вниз»), в рамках которого сначала решаются задачи верхнего уровня, а полученные решения используются в качестве ограничений для решения более частных задач. Действительно, вряд ли руководитель крупной организации, создавая новый отдел, будет сначала детально продумывать регламенты взаимодействия сотрудников – скорее он возложит эту задачу на руководителя отдела, обеспечив его соответствующими ресурсами и полномочиями.
Построение эффективной системы управления организацией требует совместного использования обоих подходов как в теории, так и на практике.
Продолжим классификацию управлений организационными системами.
Расширениями базовой модели (см. рис. 2.1 и рис. 2.2в) являются:
|
1) динамические ОС (в которых участники принимают решения многократно – расширение по предмету управления «порядок функционирования»);
2) многоэлементные ОС (в которых имеется несколько агентов, принимающих решения одновременно и независимо, – расширение по предмету управления «состав»);
3) многоуровневые ОС (имеющие трех- и более уровневую иерархическую структуру – расширение по предмету управления «структура»);
4) ОС с распределенным контролем (в которых имеется несколько центров, осуществляющих управление одними и теми же агентами – расширение по предмету управления «структура»);
5) ОС с неопределенностью (в которых участники не полностью информированы о существенных параметрах – расширение по предмету управления «информированность»);
6) ОС с ограничениями совместной деятельности (в которых существуют глобальные ограничения на совместный выбор агентами своих действий – расширение по предмету управления «множества допустимых стратегий»);
7) ОС с сообщением информации (в которых одним из действий агентов является сообщение информации друг другу и/или центру – расширение по предмету управления «множества допустимых стратегий»).
Таким образом, вторым основанием системы классификаций может также служить основание расширения базовой модели – наличие или отсутствие:
1) динамики;
2) множества взаимосвязанных агентов;
3) многоуровневости;
4) распределенного контроля;
5) неопределенности;
6) ограничений совместной деятельности;
7) сообщения информации.
Третьим основанием системы классификаций является метод моделирования. По этому основанию можно выделить механизмы управления, основывающиеся на оптимизационных и теоретико-игровых моделях.
|
Суть оптимизационных моделей заключается в поиске оптимальных значений изменяемых параметров системы (то есть допустимых значений, наилучших с точки зрения заданного критерия). В теоретико-игровых моделях часть этих значений выбирают участники системы, обладающие собственными интересами, поэтому задача управления заключается в нахождении таких правил игры, в рамках которых управляемые субъекты выбирали бы требуемые значения.
Механизмы, основывающиеся на оптимизационных моделях, в свою очередь подразделяются на механизмы, использующие аппарат: теории вероятностей (в том числе теория надежности, теория массового обслуживания, теория статистических решений), теории оптимизации – линейное и нелинейное (а также стохастическое, целочисленное динамическое и др.) программирование, дифференциальных уравнений, оптимального управления; дискретной математики – в основном теория графов (транспортная задача, задача о назначении, выбор кратчайшего пути, календарно-сетевое планирование и управление, задачи о размещении, распределение ресурсов на сетях и т.д.).
Механизмы, основывающиеся на теоретико-игровых моделях в свою очередь подразделяются на механизмы, использующие аппарат: некооперативных игр, кооперативных игр, повторяющихся игр, иерархических игр и рефлексивных игр.
Четвертым основанием системы классификации механизмов управления ОС являются функции управления, реализацию которых призван обеспечить тот или иной механизм. В разделе 1.1 были перечислены четыре основных функции управления: планирование, организация, стимулирование и контроль.
Пятым основанием являются задачи управления, решение которых призван обеспечить тот или иной механизм управления ОС. В качестве значений признаков классификации целесообразно предложить выделенные в теории управления (хорошо исследованные как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения эффективности практического использования) механизмы, уже ставшие своего рода «ключевыми словами» (см. табл. 2.1).
Отметим, что классификация, приведенная в табл. 2.1, является достаточно условной, так как, с одной стороны, значениями признаков классификации являются подробно исследованные классы механизмов управления, а, с другой стороны, один и тот же класс механизмов может использоваться для реализации нескольких различных функций управления.
Табл. 2.1. Функции и механизмы управления
Функции управления | Механизмы управления |
Планирование | механизмы распределения ресурса; механизмы активной экспертизы; механизмы внутренних цен; конкурсные механизмы; механизмы обмена. |
Организация (как процесс) | механизмы смешанного финансирования; противозатратные механизмы; механизмы «затраты - эффект»; механизмы самоокупаемости; механизмы страхования; механизмы оптимизации производственного цикла; механизмы назначения. |
Стимулирование | механизмы стимулирования за индивидуальные результаты; механизмы стимулирования за результаты коллективной деятельности; механизмы унифицированного стимулирования; механизмы «бригадной» оплаты труда; механизмы стимулирования в матричных структурах управления. |
Контроль | механизмы комплексного оценивания; механизмы согласия; многоканальные механизмы; механизмы дополнительных соглашений. |
Шестым основанием системы классификаций механизмов управления ОС служит масштаб реальных систем, для использования в которых в основном предназначен тот или иной механизм (страна – регион – предприятие – структурное подразделение предприятия – первичный коллектив – индивидуум).
Седьмым основанием является отраслевая специфика (государственное управление, муниципальное управление, промышленность, строительство, сфера услуг и т.д.).
Отметим, что, с одной стороны, предложенные основания и значения признаков системы классификаций:
1) предмет управления;
2) основание расширения базовой модели;
3) метод моделирования;
4) функция управления;
5) задача управления;
6) масштаб реальных систем;
7) отраслевая специфика,
позволяют единообразно описывать как конкретные механизмы управления, так и их совокупности - комплексы механизмов управления. С другой стороны, необходимо подчеркнуть, что каждый конкретный механизм не всегда может быть однозначно отнесен к тому или иному классу - во многих случаях одни и те же механизмы могут решать различные задачи управления, использоваться в различных прикладных областях и т.д.