Классификация задач управления организационными системами




Выше (в разделе 1.1) были выделены несколько видов управления:

Управление ОС, понимаемое как воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения, может затрагивать каждый из следующих шести параметров ее модели:

1) управление составом;

2) управление структурой;

3) институциональное управление (управление ограничениями и нормами деятельности);

4) мотивационное управление (управление предпочте­ниями и интересами);

5) информационное управление (управление информацией, ко­торой обладают участники ОС на момент принятия решений);

6) управление порядком функционирования (управление последовательностью получения информации и выбора стратегий участниками ОС).

Следовательно, первым основанием системы классификаций механизмов управления ОС (процедур принятия управленческих решений) является предмет управления – изменяемый в процессе и результате управления компонент ОС. Итак, выше классификация управлений строилась на основании тех компонентов управляемой системы (точнее, ее модели), на которые оказывается воздействие при использовании управлений тех или иных типов: состав, структура, допустимые множества, целевые функции и информированность. Понятно, что изменения могут и должны касаться в общем случае всех перечисленных параметров, и поиск оптимального управления заключается в определении наиболее эффективной допустимой комбинации всех параметров ОС.

Тем не менее, традиционно в теории управления социально-экономическими системами рассматривается система вложенных задач управления (решения более «частных» задач используются при решении более «общих»). На сегодняшний день существуют два общих подхода к описанию модели ОС и постановке и решению задач управления – «снизу вверх» и «сверху вниз».

При использовании первого подхода («снизу вверх») сначала решаются частные задачи, а затем общие, использующие полученные решения частных задач. Например, частной задачей может быть разработка системы мотивации. Если она решена для любого состава участников ОС, то можно ставить задачу оптимизации состава – выбора такого состава, эффективность которого (при соответствующей оптимальной мотивации) максимальна. Достоинством такого подхода является его конструктивность, недостатком – высокая сложность, так как число вариантов решения задачи верхнего уровня может быть очень велико, а для каждого такого варианта необходимо решить соответствующий набор частных подзадач.

Бороться с этим недостатком можно, используя второй подход («сверху вниз»), в рамках которого сначала решаются задачи верхнего уровня, а полученные решения используются в качестве ограничений для решения более частных задач. Действительно, вряд ли руководитель крупной организации, создавая новый отдел, будет сначала детально продумывать регламенты взаимодействия сотрудников – скорее он возложит эту задачу на руководителя отдела, обеспечив его соответствующими ресурсами и полномочиями.

Построение эффективной системы управления организацией требует совместного использования обоих подходов как в теории, так и на практике.

Продолжим классификацию управлений организационными системами.

Расширениями базовой модели (см. рис. 2.1 и рис. 2.2в) являются:

1) динамические ОС (в которых участники принимают решения многократно – расширение по предмету управления «порядок функционирования»);

2) многоэлементные ОС (в которых имеется несколько агентов, принимающих решения одновременно и независимо, – расширение по предмету управления «состав»);

3) многоуровневые ОС (имеющие трех- и более уровневую иерархическую структуру – расширение по предмету управления «структура»);

4) ОС с распределенным контролем (в которых имеется несколько центров, осуществляющих управление одними и теми же агентами – расширение по предмету управления «структура»);

5) ОС с неопределенностью (в которых участники не полностью информированы о существенных параметрах – расширение по предмету управления «информированность»);

6) ОС с ограничениями совместной деятельности (в которых существуют глобальные ограничения на совместный выбор агентами своих действий – расширение по предмету управления «множества допустимых стратегий»);

7) ОС с сообщением информации (в которых одним из действий агентов является сообщение информации друг другу и/или центру – расширение по предмету управления «множества допустимых стратегий»).

Таким образом, вторым основанием системы классификаций может также служить основание расширения базовой модели – наличие или отсутствие:

1) динамики;

2) множества взаимосвязанных агентов;

3) многоуровневости;

4) распределенного контроля;

5) неопределенности;

6) ограничений совместной деятельности;

7) сообщения информации.

Третьим основанием системы классификаций является метод моделирования. По этому основанию можно выделить механизмы управления, основывающиеся на оптимизационных и теоретико-игровых моделях.

Суть оптимизационных моделей заключается в поиске оптимальных значений изменяемых параметров системы (то есть допустимых значений, наилучших с точки зрения заданного критерия). В теоретико-игровых моделях часть этих значений выбирают участники системы, обладающие собственными интересами, поэтому задача управления заключается в нахождении таких правил игры, в рамках которых управляемые субъекты выбирали бы требуемые значения.

Механизмы, основывающиеся на оптимизационных моделях, в свою очередь подразделяются на механизмы, использующие аппарат: теории вероятностей (в том числе теория надежности, теория массового обслуживания, теория статистических решений), теории оптимизации – линейное и нелинейное (а также стохастическое, целочисленное динамическое и др.) программирование, дифференциальных уравнений, оптимального управления; дискретной математики – в основном теория графов (транспортная задача, задача о назначении, выбор кратчайшего пути, календарно-сетевое планирование и управление, задачи о размещении, распределение ресурсов на сетях и т.д.).

Механизмы, основывающиеся на теоретико-игровых моделях в свою очередь подразделяются на механизмы, использующие аппарат: некооперативных игр, кооперативных игр, повторяющихся игр, иерархических игр и рефлексивных игр.

Четвертым основанием системы классификации механизмов управления ОС являются функции управления, реализацию которых призван обеспечить тот или иной механизм. В разделе 1.1 были перечислены четыре основных функции управления: планирование, организация, стимулирование и контроль.

Пятым основанием являются задачи управления, решение которых призван обеспечить тот или иной механизм управления ОС. В качестве значений признаков классификации целесообразно предложить выделенные в теории управления (хорошо исследованные как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения эффективности практического использования) механизмы, уже ставшие своего рода «ключевыми словами» (см. табл. 2.1).

Отметим, что классификация, приведенная в табл. 2.1, является достаточно условной, так как, с одной стороны, значениями признаков классификации являются подробно исследованные классы механизмов управления, а, с другой стороны, один и тот же класс механизмов может использоваться для реализации нескольких различных функций управления.

 

Табл. 2.1. Функции и механизмы управления

Функции управления Механизмы управления
Планирование механизмы распределения ресурса; механизмы активной экспертизы; механизмы внутренних цен; конкурсные механизмы; механизмы обмена.
Организация (как процесс) механизмы смешанного финансирования; противозатратные механизмы; механизмы «затраты - эффект»; механизмы самоокупаемости; механизмы страхования; механизмы оптимизации производственного цикла; механизмы назначения.
Стимулирование механизмы стимулирования за индивидуальные результаты; механизмы стимулирования за результаты коллективной деятельности; механизмы унифицированного стимулирования; механизмы «бригадной» оплаты труда; механизмы стимулирования в матричных структурах управления.
Контроль механизмы комплексного оценивания; механизмы согласия; многоканальные механизмы; механизмы дополнительных соглашений.

Шестым основанием системы классификаций механизмов управления ОС служит масштаб реальных систем, для использования в которых в основном предназначен тот или иной механизм (страна – регион – предприятие – структурное подразделение предприятия – первичный коллектив – индивидуум).

Седьмым основанием является отраслевая специфика (государственное управление, муниципальное управление, промышленность, строительство, сфера услуг и т.д.).

Отметим, что, с одной стороны, предложенные основания и значения признаков системы классификаций:

1) предмет управления;

2) основание расширения базовой модели;

3) метод моделирования;

4) функция управления;

5) задача управления;

6) масштаб реальных систем;

7) отраслевая специфика,

позволяют единообразно описывать как конкретные механизмы управления, так и их совокупности - комплексы механизмов управления. С другой стороны, необходимо подчеркнуть, что каждый конкретный механизм не всегда может быть однозначно отнесен к тому или иному классу - во многих случаях одни и те же механизмы могут решать различные задачи управления, использоваться в различных прикладных областях и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: