Существует традиционная оценка - оценка эффективности расходования бюджетных средств по конкретной закупке. Данная оценка позволят оперативно определить, какова экономия бюджетных средств по каждой конкретной закупке. При этом система размещения заказов здесь не оценивается и не анализируется.
Поэтому, наряду с оперативной оценкой вводится аналитическая комплексная оценка, позволяющая оценивать не отдельные размещения заказов, а всю их систему в целом, оценивать не только экономию денежных средств, но и целый комплекс показателей эффективности системы закупок, в частности - планирование, определение начальной цены, средние отклонения цен контрактов от среднеотраслевых, соблюдение законодательства при размещении заказов, исполнение контрактов.
Практика показывает, что традиционная оценка закупок на предмет исключительно экономии бюджетных средств не отражает в полной мере степени эффективности закупок и может применяться только для оперативного анализа. При такой оценке из анализа выпадает ряд важнейших показателей, в частности - уровень конкурентности, соблюдение законодательства при размещении заказов, дисциплина планирования и исполнения контрактов. Кроме того, имеются изъяны при расчете экономии относительно начальной цены контракта, поскольку такой расчет не учитывает обоснованности определения начальной цены и реальных рыночных условий ценообразования.
Основные принципы оценки эффективности государственных закупок
. Прозрачность (гласность) подразумевает широкую доступность информации об объявлении торгов, об их ходе и результатах, о нормативно- правовой базе закупок.
. Равенство (справедливость) подразумевает, что условия проведения конкурсов, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее, и для всех участников они одинаковы. Кроме того, эти условия не должны меняться в ходе непосредственного проведения торгов. Категорическим требованием является недопущение дискриминационных мер в отношении к какому-либо из участников. Также подразумевается правовое равенство заказчика и поставщиков.
. Ответственность означает взаимное выполнение обязательств сторонами друг перед другом при осуществлении закупки, а также законность и цивилизованность построения договорных отношений.
. Экономичность - затраты на организацию и проведение конкурсных торгов, при соблюдении необходимых норм и процедур, включая безусловное обеспечение гласности, равенства и ответственности, должны быть минимально возможными. Особо следует подчеркнуть, что снижение затрат должно происходить за счет улучшения управления организацией и проведением торгов.
. Эффективность закупки - может быть достигнута за счет внедрения конкуренции на рынок. Учитывая специфику рынка государственных закупок, конкуренция может быть внедрена путем проведения конкурсов (торгов), в которых может принять участие любой желающий. Она подразумевает осуществление закупки требуемой продукции с максимальной выгодой для покупателя, в качестве которого выступает государство.
Показатели эффективности государственных закупок в Турецкой республике
. Экономия при размещении заказов
. Соблюдение законодательства при размещении заказов
. Доля конкурентных закупок
. Выполнение планов при размещении заказов
. Дисциплина исполнения контрактов
. Обоснованность определения начальной цены контрактов
Итоги каждой конкретной закупки оцениваются на предмет эффективности расходования бюджетных средств путем определения экономии. Экономия определяется в процентах от начальной цены контракта.
Заключение
Основные выводы по особенностям государственных закупок в Турции
· Передача технологий в Турцию в основном нацелена на модернизацию промышленных мощностей, а так же внедрение новых видов товаров и услуг.
· Важной особенностью тендерного законодательства Турции является право участия в тендерах иностранных компаний только в случае, если они представлены национальным субъектом Турции, местной компанией-агентом либо совместным предприятием с долей субъектов Турции не менее 51%.
· Эффективность государственных закупок исходит из: единства нормативной базы; экономное расходование государственных финансов; равного доступа всех поставщиков к государственным заказам; повышения конкуренции при размещении государственного заказа.
· Основная проблема турецкой экономики в сфере госзакупок - низкий уровень прозрачности. В турецкой экономике всегда достаточно большую долю занимал теневой сектор, а в высших кругах процветала коррупция. Финансовая прозрачность улучшает инвестиционный климат и в то же время важна для ЕС, как показатель стабильности и предсказуемости. Однако европейский подход к решению этой проблемы, вряд ли будет эффективен в Турции. Путем создания новых бюрократических образований невозможно бороться с коррупцией.
Список использованной литературы
1. Данилов В.И. Внутренняя борьба в Турции. 50-е - нач. 80-х гг. (политические партии и армия). - М., 1985.
2. Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: Финансы, Юнити, 2007 - 528 с.
. Турция: новые тенденции экономического развития в 80-е годы. - М.: Наука, 1991. Григорьев А.А.. Стратегия развития услуг управления государственными резервами: теоретические и концептуальные основы. Монография. - СПб.: Изд-во «Диалог», 2006. - 182 с.
. Нестерович В.Н., Смирнов В.И. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд. - М.: Инфра-М, 2007. - 360 с.
. Становление системы государственных закупок за рубежом и в России /В.И.Смирнов, Н.В.Нестерович, Е.Ю.Гончаров и др. - Казань: НПО БизнесИнфоСервис, 2007. - 320 с.