III. Еврейские магические практики




 

Как я уже сказала, к «Сефер Йецира» написаны десятки комментариев, а упоминание о ней мы найдем во множестве самых разных каббалистических текстов. Однако нас здесь будет интересовать именно магическое использование книги. Впервые очень смутные упоминания о практиках сотворения живого существа при помощи книги «Хилкот Йецира» упоминаются в трактате Санхедрин (656). Согласно талмудической легенде, р. Ханина и р. Гошайя (четвертый век) благодаря своим частым занятиям с этой книгой создали «трехлетнего теленка» и съели его.

 

В средневековых текстах содержится несколько основных типов описания процесса создания и оживления Голема[22]. Обычно для формирования «тела» используется смесь из земли и воды. Далее все части этого «тела» магическим образом наделяются соответствующими комбинациями букв из «Сефер Йецира». Первые более или менее подробные изложения подобных креативных практик встречаются в сочинениях средневековых хасидов. Хасид предстает перед нами не только праведником и аскетом, но и повелителем стихий и даже магическим творцом, создающим из праха Голема. Он уверен в силе тайного Имени, а правильные манипуляции с ним гарантируют создание искусственного человека. Наделяя каждую часть «тела» Голема соответствующими буквами и комбинируя их, творец создает живое тело, как правило, однако, не способное говорить. 221 ворота, о которых мы читаем в «Сефер Йецира», понимаются здесь как комбинации согласных с огласовками. В трактатах Эльазара из Вормса, в частности в «Комментарии на «Сефер Йецира»», описано несколько способов изготовления Голема.

 

«Тот, кто хочет изучать «Сефер Иецира», должен очистить себя и облачиться в белые одежды. Запрещено изучать ее одному, но только (в группах) по два или по три, как написано: «и души они сделали в Харане»... Ему надлежит взять девственную почву, из некоего места в горах, где никто никогда не пахал. И он должен замесить пыль с живой водой и сделать тело (Голем) и начать переставлять буквы алфавитов 221 врат. Каждую часть тела отдельно, каждую часть тела с соответствующей буквой, упомянутой в «Сефер Йецира». И эти буквы будут переставляться вначале, а далее — с гласными буквами... И затем буквы Божественного имени с ними и затем весь алфавит. И каждую часть тела с буквою, ей приписанной. Он должен делать все это в чистоте. Таковы 221 врата»[23].

 

Или еще один вариант: «Вот создание, которое ты хочешь создать. В том, что касается всех частей его тела и каждой по отдельности, загляни внутрь их и определи, какую букву ты должен назначить им и переставляй их, как я тебе объясню. Ты должен взять девственную почву, лежащую в глубине, под поверхностным слоем земли и посеять ее там и тут в твоем Святом Храме, будучи чистым. Очисти себя и слепи из этой почвы Голема, которого хочешь ты создать, и насыть его Духом Жизни. Смотри же, какую букву должен ты назначить ему (т. е. отдельной части тела) и что из этого выйдет. Проделай это также с буквами Тетраграмматона, которыми был создан весь мир. Создай нотарикон (т. е. гласные буквы) и повторяй каждую из его букв с гласными и эта часть (тела) немедленно оживет»[24]. По всей вероятности, мы имеем здесь дело с инициатическими практиками, которые призваны актуализовать процесс творения мира. Творение Голема сходно с творением Адама, который был создан из праха, собранного с четырех концов земли или из алтаря. «Святой храм», или келья мистика, отождествляется с Иерусалимским Храмом, т. к. очевидно, что рецитация Божественного имени позволена только первосвященнику. Цель этих занятий заключалась в демонстрации адептом своих познаний в сфере «Божественной мудрости», и на протяжении по крайней мере четырех веков создание Голема не преследовало никаких «хозяйственных» интересов, каковые легенды 18 века приписывают Махаралю из Праги и другим учителям.

 

Важно отметить, что, начиная с хасидских практик XIII века, создание и одушевление Голема с помощью буквенных комбинаций несло в себе некую опасность для мага-творца, связанную со вмешательством в глубинные механизмы Бытия. Видимо, поэтому, наряду с рецептами сотворения Голема, мы имеем рецепты его уничтожения.

 

На протяжении столетий практика создания и оживления искусственного существа оценивалась и осмыслялась по-разному. С одной стороны, такое творение понималась как актуализация процесса творения человека, т. е. как своего рода инициатическое действо, как возможность достичь состояния пророчества через создание Голема и комбинирование букв Божественного имени и еврейского алфавита. С другой стороны, уже из талмудической легенды мы узнаем, что оживший Голем может служить своему создателю. Этот аспект особенно подчеркивается в значительно более поздних легендах о создании Голема, относящихся к XVII—XIX вв.

 

В конце XV века в Италии были переведены на латынь несколько комментариев к «Сефер Йецира», содержащих «рецепты» изготовления Голема. Так состоялось знакомство европейцев с этим учением. Оно было переосмыслено здесь в духе герметической концепции человека-творца и собственно европейских практик создания искусственного антропоида.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: