И специальных лечебно-воспитательных учреждениях.




УСЛОВИЯХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

Вопросы: 1. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития.

Права детей-беженцев.

Соблюдение прав ребенка в специальных учебно-воспитательных учреждениях

и специальных лечебно-воспитательных учреждениях.

 

Вопрос 1. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Международно-правовая регламентация данной проблемы содержится в ст. 20 Конвенции о правах ребенка 1989 года:

1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

2. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.

3. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.

Законодательство Республики Беларусь о гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из:

Кодекса Республики Беларусь о браке и семьеот 9.07.1999 г. № 278-З

Кодекса Республики Беларусь об образованииот 13 января 2011 г. № 243-З

Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19.11.1993 г. № 2570-XII

Закона Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.2005 г. № 73-З

других актов законодательства.

 

Проблеме защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей посвящена статья 29 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19.11.1993 г. № 2570-XII:

«Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на особую заботу государства. В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, им предоставляются государственное обеспечение и иные гарантии по социальной защите.

Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, должны предпринимать все меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. При этом дети с учетом их интересов подлежат преимущественному устройству в семьи родственников детей либо в семьи граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.

В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, усыновление (удочерение) являющихся гражданами Республики Беларусь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установление опеки (попечительства) над являющимися гражданами Республики Беларусь детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, допускаются гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства, иностранными гражданами и лицами без гражданства. В этом случае за детьми сохраняются права на гражданство, имущество, жилье, иные личные неимущественные и имущественные права в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при невозможности устройства их на воспитание в семью подлежат устройству в детские интернатные учреждения.

В целях полноценного физического, интеллектуального и духовного развития, подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении в опекунских семьях, приемных семьях, детских домах семейного типа, детских интернатных учреждениях, создаются все необходимые условия, приближенные к семейным, обеспечивается сохранение их родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций.».

 

Наиболее специализированным нормативным документом по данной проблеме является Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.2005 г. № 73-З, который полностью посвящен защите данной категории детей и содержит подробную проработку правовых аспектов.

В этом законе даны основные термины и их определения, в частности:

дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания;

Данным Законом установлено, что под гарантиями по социальной защите данной категории детей следует понимать установленные государством меры социальной защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленные на защиту их прав и законных интересов и служащие обеспечению условий для их полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки к самостоятельной жизни в обществе.

Закон также содержит определение иных правовых терминов, таких как: государственное обеспечение, статус детей-сирот, статус детей, оставшихся без попечения родителей, а также таких специальных определений, как детские интернатные учреждения, детский дом семейного типа, детская деревня (городок), опекунская семья, приемная семья.

В Законе перечисляются обстоятельства и документы, необходимые как для предоставления, так и утраты статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Глава третья Закона посвящена гарантиям по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ней рассматривается содержание таких прав, как право на государственное обеспечение, на образование, на жилище, на труд и занятость, иные гарантии.

 

 

Вопрос 2. Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического

Развития

Международно-правовой подход к проблеме прав детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития достаточно подробно сформулирован в ст. 23 Конвенция о правах ребенка 1989 года:

1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

2. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.

3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

4. Государства-участники способствуют в духе международного сотрудничества обмену соответствующей информацией в области профилактического здравоохранения и медицинского, психологического и функционального лечения неполноценных детей, включая распространение информации о методах реабилитации, общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также доступ к этой информации, с тем чтобы позволить государствам-участникам улучшить свои возможности и знания и расширить свой опыт в этой области. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

 

Законодательство Республики Беларусь по защите прав детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из:

Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З

Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19.11.1993 г. № 2570-XII

Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: