От 11.11.1991 г. № 1224-XІІ (в редакции Закона РБ от 14.07.2000 г. № 418-З)




актов Президента Республики Беларусь

других актов законодательства

международных договоров Республики Беларусь.

 

Защите прав детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развитияпосвящена ст. 31 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19.11.1993 г. № 2570-XII:

«Государство гарантирует детям-инвалидам и детям с особенностями психофизического развития бесплатную педагогическую, медицинскую, социальную и психологическую помощь, выбор ими и их родителями (опекунами, попечителями) учреждения образования, создание специальных условий для получения образования детьми с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи, трудоустройство в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих их достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества».

 

Определение инвалида содержится в ст. 1 вышеупомянутого Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»: инвалид – лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами.

Одновремено, в данном законе определяется содержание социальной защиты и социальной поддержки инвалидов:

социальная защита инвалидов – система гарантированных государством правовых, организационных мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;

социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, устанавливаемые законодательством.

В Законе «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» установлено, что государственная политика Республики Беларусь в области социальной защиты инвалидов осуществляется на основе таких принципов, как: соблюдение прав человека; запрещение дискриминации по признаку инвалидности; обеспечение доступности медицинской, социальной, профессиональной и трудовой реабилитации; равные права инвалидов, наряду с другими гражданами, на охрану здоровья, образование и свободный выбор трудовой деятельности; взаимодействие государственных органов с общественными объединениями инвалидов.

Данным Законом установлено, что координация государственной политики в отношении проблем инвалидности и выработка согласованных действий осуществляется Республиканским межведомственным советом по проблемам инвалидов.

Учитывая специфику данной категории населения, Законом закреплены меры по созданию необходимых условий для инвалидов по слуху, зрению, с ограниченными возможностями передвижения, например, при реализации ими права на образование, права на труд. Предусмотрено создание в стране безбарьерной среды для жизнедеятельности инвалидов.

Определены меры по социальной поддержке инвалидов со стороны государства в виде денежных выплат (пенсии, пособия, государственная адресная социальная помощь), обеспечения техническими средствами социальной реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру и сигнализаторы, а также путем оказания социальных услуг и услуг жилищно-бытового обслуживания.

Законом «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» также закреплено право инвалидов на создание общественных объединений инвалидов.

 

К категории детей с особенностями психофизического развития относятся дети, имеющие физические и (или) психические нарушения, приводящие к отклонениям в общем развитии и препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий.

К отклонениям в общем развитии могут привести наличие таких заболеваний, как аутизм, минимальная мозговая дисфункция, нервно-мышечные заболевания, синдром Дауна, церебральный паралич, эпилепсия, и др.

Основные права ребенка – на полноценную жизнь, заботу и уход, на получение качественного образования, медицинское обслуживание, всестороннее и полноценное развитие, на проживание в семье – принадлежит всем детям, независимо от состояния их физического или психического здоровья.

На протяжении последних лет в Беларуси принят ряд законов, в которых оговорены права детей с особенностями в развитии.

Государство гарантирует детям-инвалидам, детям с особенностями психофизического развития бесплатную дефектологическую и психологическую помощь, выбор ими и их родителями учебных заведений, получение базового и профессионального образования (ст. 31 Закона РБ «О правах ребенка»).

Для лиц с особенностями психофизического развития, находящихся на стационарном лечении в организациях здравоохранения, а также принятых в учреждениях социального обслуживания, создаются условия для получения образования соответствующего уровня.

В системе образования увеличилось число учреждений образования общего типа, в которых есть специальные группы (классы) для детей с особенностями психофизического развития, группы (классы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания. Создание такого рода государственных учреждений образования позволяет детям с особенностями развития проживать в семье и получать специальное образование по месту жительства.

Родители детей с тяжелыми множественными нарушениями теперь получают не только медицинскую помощь у врачей-педиатров в районной поликлинике, но и могут обращаться в Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства (областные, районные/городские, районные в городах) для организации обучения их детей. Такая возможность позволяет существенно смягчить остроту проблемы, связанную с социализацией семьи и самого ребенка в обществе.

Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации выполняют ряд задач и функций, возложенных на них законодательством, среди которых:

• обеспечение детей с особенностями психофизического развития своевременной квалифицированной, коррекционно-педагогической, социально-психологической помощью;

• оказание ранней комплексной помощи детям с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями в возрасте до 3 лет. Для них организуется образовательный процесс, который осуществляется в условиях Центра и (или) семьи (на дому): педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях семьи, индивидуальные и групповые занятия в Центре, в том числе для детей с тяжелыми множественными нарушениями;

• осуществление подготовки ребенка с особенностями развития к включению в среду нормально развивающихся сверстников.

Семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет законодательством Республики Беларусь предоставляются многочисленные права и льготы.

Дети с особенностями в развитии нуждаются в признании равных прав с из нормально развивающимися сверстниками, но, вместе с тем, нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны ближайшего окружения, а также всего общества.

 

 

Вопрос 3. Права детей-беженцев

 

При рассмотрении проблемы защиты детей-беженцев на международном уровне целесообразно обратиться к статье 22 Конвенция о правах ребенка 1989 года:

1. Государства-участники принимают необходимые меры, с тем, чтобы обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем в соответствии с применимым международным или внутренним правом и процедурами, как сопровождаемому, так и не сопровождаемому его родителями или любым другим лицом, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правами, изложенными в настоящей Конвенции и других международных документах по правам человека или гуманитарных документов, участниками которых являются указанные государства.

2. С этой целью государства-участники оказывают, в случае, когда они считают это необходимым, содействие любым усилиям Организации Объединенных Наций и других компетентных межправительственных организаций или неправительственных организаций, сотрудничающих с Организацией Объединенных Наций, по защите такого ребенка и оказанию ему помощи и поиску родителей или других членов семьи любого ребенка-беженца, с тем чтобы получить информацию, необходимую для его воссоединения со своей семьей. В тех случаях, когда родители или другие члены семьи не могут быть найдены, этому ребенку предоставляется такая же защита, как и любому другому ребенку, по какой-либо причине постоянно или временно лишенному своего семейного окружения, как это предусмотрено в настоящей Конвенции

 

Развитие данного подхода можно обнаружить в Законе Республики Беларусь «О правах ребенка»от 19.11.1993 г. № 2570-XII, ст. 34:

«Дети, прибывшие в Республику Беларусь, имеют право обратиться с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо убежища в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения ребенка устанавливают над ним опеку или попечительство, обеспечивают другие формы его устройства на воспитание».

Статья 37: «Государство принимает меры против незаконного перемещения и невозвращения детей из-за границы, их похищения, торговли детьми в любых целях и форме в соответствии с законодательством Республики Беларусь и нормами международного права».

 

На фоне общей миграционной активности населения в начале 90-х гг. на всем постсоветском пространстве и в других государствах обострилась проблема беженцев. Прибывающие в Республику Беларусь мигранты нуждались в определении их правового статуса.

С этой целью в июне 1992 г. была создана Государственная миграционная служба при Государственном комитете по труду и социальной защите населения Республики Беларусь (с 1997 г. — Комитет по миграции при Министерстве труда Республики Беларусь),

В первой половине 90-х гг. были приняты законы Республики Беларусь "О гражданстве Республики Беларусь", "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь", "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь", "О национальных меньшинствах в Республике Беларусь", издан Указ Президента Республики Беларусь "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов предоставления убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства", которые в определенной степени регламентировали порядок работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Беларусь.

В этот же период началась разработка проектов законов Республики Беларусь "О беженцах", "Об иммиграции", "О внешней трудовой миграции".

Принятый Верховным Советом Республики Беларусь в феврале 1995 г. Закон Республики Беларусь "О беженцах", который номинально вступил в силу с 1 июля 1995 г., установил правовые основания предоставления иностранцам статуса беженца, а также экономические, социальные и правовые гарантии для признанных беженцев.

В ходе реализации Закона Республики Беларусь "О беженцах" 1995г. выявился ряд недостатков, в первую очередь, процедурного характера. В июне 1999 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь "О беженцах" в новой редакции.

В целях приведения законодательства Беларуси в соответствие с требованиями указанного Закона Правительством были приняты следующие постановления: "О перечне государств, временное нахождение в которых до прибытия в Республику Беларусь является основанием для отказа в регистрации ходатайства о признании иностранца беженцем и отказа в признании беженцем", "Об установлении квоты приема беженцев для поселения на 2000 год", "Об утверждении Положения о пребывании беженцев на территории Республики Беларусь", "Об утверждении Положения об удостоверении беженца". Постановлениями Министерства труда утверждены форма удостоверения беженца, инструкция о порядке его выдачи и порядок хранения бланков удостоверений, а также заключительный нормативный документ в новом законодательстве о беженцах — Инструкция о процедуре признания беженцем.

 

В настоящее время, в связи с принятием Закона Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» от 23.06.2008 г. № 354-З, упомянутые выше Закон РБ от 22.02.1995 г. «О беженцах» и Закон РБ от 16.06.1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О беженцах» » утратили силу.

 

Современное законодательство Республики Беларусь о беженцах, их правовом статусе, дополнительной и временной защите в Республике Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из:

Закона Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» от 23.06.2008 г. № 354-З

Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 4.01.2010 г. № 105-З

Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19.11.1993 г. № 2570-XII

иных нормативных правовых актов Республики Беларусь

■ международных договоров Республики Беларусь.

В соответствии с национальным законодательством в Беларуси социально-экономические права беженцев уравнены с правами граждан Республики Беларусь. Беженцы имеют право на проживание на территории Республики Беларусь на срок признания беженцем, самостоятельный выбор населенного пункта для поселения, работу по найму или предпринимательскую деятельность, социальную защиту, включая социальное обеспечение. Беженцам предоставлен бесплатный доступ к национальной системе образования и здравоохранения.

В новом законодательстве о беженцах определение понятия "беженец" приведено в полное соответствие с Конвенцией ООН о статусе беженцев. Детально определены место, время и порядок обращения с ходатайством о признании беженцем, а также процедуры приема, регистрации, рассмотрения ходатайства, предоставления статуса беженца, утраты и лишения статуса беженца. Законодательно закреплены "принцип невысылки" для лиц, ходатайствующих о признании беженцем, и добровольность возвращения для признанных беженцами, являющиеся основополагающими нормами международного права. Предусматривается установление распределительных квот для поселения беженцев и их последующей интеграции.

Несовершеннолетний иностранец, которому предоставлен статус беженца, кроме прав, установленных в ч. 1 ст. 19 Закона РБ «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь», имеет также право на обучение в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования, и медицинское обслуживание наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь.

Эффективная защита прав человека, и в частности прав беженцев, стала возможной, так как в Республике Беларусь создано правовое поле, в рамках которого соблюдаются законные права и интересы мигрантов и беженцев. Беларусь ратифицировала международные пакты о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, а также присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и к Конвенциям против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; о правах ребенка; о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами.

В настоящее время, когда практически сформировано законодательство о беженцах и приоритеты смещаются в сторону решения социальных вопросов, особенно необходимо объединение усилий для оказания помощи беженцам в интеграции и адаптации в обществе.

В условиях Беларуси обеспечение беженцев жильем и работой представляется целесообразным решать путем расселения в трудонедостаточные районы, в которых имеется свободное жилье для специалистов, при этом организуя профессиональную подготовку в системе занятости. Необходимо создать условия, чтобы беженцы могли зарабатывать и выживать самостоятельно. В то же время беженцы не должны усложнять ситуацию там, где непросто трудоустроиться коренным жителям.

Проводя активную и гуманную миграционную политику, Республика Беларусь вправе рассчитывать на адекватную международную помощь с тем, чтобы эффективно решать проблемы защиты уязвимых групп мигрантов и с максимальной эффективностью управлять миграционными процессами в целом.

 

Вопрос 4. Соблюдение прав ребенка в специальных учебно-воспитательных учреждениях



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: