Я вам из одного усердия служу




И в том одном свое веселье нахожу,

Я жизни счастливой усердно вам желаю

И с днем рождения нижайше поздравляю!

 

И в конце А Н Д Р Е Й говорит, заканчивая комедию:

Не должно никогда так светом нам гнушаться:

Мы видим, каково со светом расставаться.

Хоть в жизни много нам случается тужить,

Однако хочется подолее пожить.

Идеи: критика дворянства, критика измен и обманов, необходимость жить с Добротой, Честью, Честностью.

 

 

КОМЕДИЯ ФОНВИЗИНА «Б Р И Г А Д И Р » (1759; хотя у Макогоненко в книге «От Фонвизина до Пушкина сказано: 1869 »)

Это первая самостоятельная комедия. Здесь уже не сентиментализм, а просветительский реализм.

И здесь первой же РЕМАРКОЙ дал ВПЕРВЫЕ понять, что ремарки важны: они много помогают понять и обстановку, и характеры, и поступки.

Ремарка показывает: действие – в доме провинциального помещика.

Хозяйка – модница, разливает чай. Хозяин - Советник, чиновник в отставке, в старинной казацкой одежде. Значит, дело происходит в УКРАИНЕ.

В дом к ним приезжают БРИГАДИР, военный чин в отставке, и Бригадирша, его жена-модница. Приехали с целью женить сына ИВАНУШКУ на дочери Советника – СОФЬЕ.

НО брак это не по душе ни Софье, которая любит другого – ДОБРОЛЮБОВА.

Ни Иванушке, которому приглянулась СОВЕТНИЦА, такая же щеголиха, как и он. А Советнику приглянулась Бригадирша. А Бригадиру приглянулась Советница, которая ну никак не может понять его ухаживаний.

Бригадир говорит: представьте, что вы Крепость, а я вас осаждаю. – Советница: Я, сударь, дискуру (фр.: разговора) твоего чтой-то не понимаю. – Бригадир: Так я как храбрый полководец, а ты моя фортеция, которая как ни крепка, однако я всё же в ней брешу смогу сделать.

К концу все эти ШАШНИ РАСКРЫВАЮТСЯ. Бригадир с Бригадиршей уезжают.

И вот Софью родители согласились выдать замуж за Добролюбова, тем более, что он к этому времени выиграл тяжбу и стал богатым.

Сюжет, как видим, мелодраматический, но и на нем автор развернул богатую РЕАЛЬНУЮ картину русской жизни середины 18-го века.

 

Еще примеры критики. Эти факты-афоризмы до сих пор злободневны:

· Критика судей, что наживаются: «Виноватый, бывало, платит за вину свою, а правы за правду свою», «Судья, для общей пользы, манеров на 20 один указ толковать может».

· Бригадир – военный, грубиян, солдафон, знает только Устав и гов.: «На что, сват, грамматика? Я без неё дожил почти до 60-ти лет, да и детей взвёл».

· На боках жён вымещались все невзгоды военной службы.

· Осмеяние низкопоклонства перед иностранным, перед всем французским.

ИВАНУШКА: «Вы знаете, я пренесчастный человек. Живу уже 25 лет, и имею еще отца и мать. Я, черт меня возьми, живу с животными. – СОВЕТНИЦА: «Как я тебя понимаю».

· Иванушка: «По моему мнению, кружева и блонды составляют голове наилучшее украшение. Педанты думают, что это вздор и что надобно украшать голову снутри, а не снаружи. Какая пустота!. Чёрт ли видит, что скрыто? А наружное всяк видит!. – Советница: Так, душа моя: я сама с тобой одних сантиментов ».

· Иванушка: «Хоть ТЕЛО моё родилось в России; однако ДУХ мой принадлежит Короне Французской».

 

4. Комедия Фонвизина «НЕДОРОСЛЬ » (1782) (ЧИТАТЬ)

1) Материал жизнь, быт, нравы, судьбы дворян. Крепостничество в России на примере Подмосковья.

2) Метод просветительский реализм (сословные характеры и обстоятельства).

3) Тема главная – извращения крепостного права.

4) Проблема – Что делать?

5) Идеи – разоблачать, критиковать «Злонравия достойные плоды». Наказывать дворян за зверства. Воспитанием бороться со злонравием.

ОБРАЗЫ – 1. Простакова – злая крепостница, грубая, глупая, невежественна, самодовольна.

2.Простаков – муж-подкаблучник.Не имеет собственного мнения.

3. Митрофан – сын невежественный: «не хочу учиться, а хочу жениться».

4. Софья – воспитывается в их доме после смерти её матери; умна. Её имение Простаковы ОПЕКАЮТ.

5.Скотинин – брат Простаковой, сосед, «крепколобый», больше всего любит свиней, говорит: «Я с ними одного помёта».

6. Милон – молодой офицер. Остановился в деревне Простаковых с отрядом.

7. Правдин – чиновник с указом отбирать у зловредных дворян имение в пеку государства.

8. Стародум – дядя Софьи, умен, благороден («Я друг честных людей»), ушёл в отставку из правительст-венных кругов, уехал в Сибирь, там управлял чем-то. Прислал Софье письмо, что она – наследница 10.000 руб. его состояния.

9. Слуги, учителя в доме Простаковых.

Конфликт – столкновение взглядов и поступков крепостников и просвещенного дворянства. Главное столкновение – о крепостном праве, злоупотреблений.

Попутно – борьба вокруг судьбы Софьи, теперь как богатой невесты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: