Министерство образования Республики Коми
Отдел спорта и молодежной политики МО ГО Инта
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Интинская ДЮСШ»
XXI Республиканская конференция участников
Туристско-краеведческого движения «Отечество. Земля – Коми».
Секция «Историческое наследие Коми края»
Семен Филиппов – коммунист,
Механизатор, оленевод, новатор.
Подготовила:
Метелёва Зинаида Игоревна
Учащаяся 8 класса
МБОУ СОШ № 9
169840, г. Инта, Горького 8
Домашний адрес: 169840, г.Инта, ул.Чернова 2-91
Моб.телефон: 89121297487
e-mail: metelevazinaida9@gmail.com
Руководитель:
Киселёва Наталья Анатольевна
Тренер-преподаватель
«Интинская ДЮСШ»,
169842, г. Инта, Гагарина 2,
Моб. телефон: 89083292789
e-mail: polarpark@yandex.ru
г. Инта, 2018 г.
Содержание:
1. Содержание с. 2
2. Введение с. 3
3. Глава 1.Трудовая биография с.4- 7
4. Глава 2. Политические убеждения моего дедушки с.7- 11
5. Вывод с. 11
6. Список использованных источников с. 12
7. Список использованной литературы с. 12-13
8. Приложение 1. с. 14
9. Приложение2.с. 15
10. Приложение 3. с. 16
11. Приложение 4. с. 17-19
12. Приложение 5. с. 20
13. Приложение 6. с. 21
14. Приложение 7. с. 22
Введение:
Цель работы – рассказать о трудовом пути моего дедушки,коммуниста, пастуха-оленевода Семена Иосифовича Филиппова.Задачи работы:
- описатьего трудовую биографию;
- рассказать о его политических взглядах;
- проследить его борьбу за воплощение в жизнь идейВ.И. Ленина.
Хронологические рамки исследования - с 30-х годов прошлого века по начало нашего, XXI века. Основными источниками для написания даннойработы послужили: личные архивы моих родственников; архив, переданный дедушкой в Интинский краеведческий музей; материалы опросов моих родственников; статьи,опубликованные в периодических изданиях, литература по истории коллективизации в Республике Коми. Методы, применяемые в исследовании:анкетирование, поиск информации, изучение источников, анализ и обобщение полученной информации.
|
Новизна темы – в моей работе я расскажу о том, как в своей повседневной жизнипростой пастух-оленевод пытался улучшить жизнь кочевников тундры и всехжителей нашего государства во имя торжества той системы ценностей, которой он был предан всю свою сознательную жизнь.
Практическая значимость работы: мы можем сравнитьдуховные ценности советского и современного человека. Актуальность темы заключается в том, что в наше время принято осуждать ценности и достижения советского периода. Однако, на примере моего дедушки я могу показать, что из обыкновенного пастуха-оленевода, благодаря Советской власти, он смог стать высокообразованным человеком, принесшим огромную пользу окружающим его людям. «Вмешательство» государства в экономику, культуру, науку просто необходимо, именнооно позволяло простым людям получать образование, рабочие специальности, приобрести новые духовные «коллективистские» ценности, сформировать активную жизненную позицию.
Глава 1. Трудовая биография
Мой дедушка, Семен Иосифович Филиппов, родился в семье оленеводов в 1937 г.Его родители были коми-ижемцами, потомками братьев Хозяиновых, переселившихся в верховья р. Усы и основавших село Петрунь в 1871 г. Новопоселенцы успешно переняли оленеводство у ненцев. Так же как и ненцы пасли своих оленей на берегах Карского моря, а зимой на западном склоне Урала. Мой дедушка и родился во время зимней кочевки. Это были 30-е гг., время коллективизации. В 1930 г. в с. Петрунь была создана сельхозартель «Кодзув», ставшая позднее колхозом им. Ленина, в котором бедняцкие хозяйства объединили своих оленей[1]. Скорее всего родители дедушки вступили в этот колхоз, потому что я не нашла их в списке раскулаченных.[2] За свой труд колхозники получали лишь трудодни, расчёт велсянатуральными продуктами (овощи, мука, крупы и т.д.) раз в год. Жили небогато, но мой дедушка считал, что социалистический строй самый справедливый, так как при социализме нет эксплуатации человека человеком.То есть государство боролось с бедностью, справедливо распределяло доходы для всего населения. Конечно дедушка, по рассказам своих родителей, знал о бесправной жизни пастухов-бедняков в тундре в начале XXвека. Государство вкладывало средства в строительство торговых факторий в тундре, медицинскую помощь кочевому населению, обеспечение оленеводства квалифицированными кадрами, дети оленеводов начали учиться. В тундре для просвещения населения начал работать «красный чум». Самому дедушке тоже рано пришлось трудиться. Его отец погиб в 1942 г. на Великой Отечественной войне, матери пришлось самой пасти стадо, растить детей, выполнять обязанности чумработницы. Дед начал работать с 10 лет в колхозе им. Ленина села Петрунь: школа официально списком передавала детей в распоряжение правления колхоза на весь летний период. До самой поздней осени работали они на лугах наравне со взрослыми.[3]С 1951 г. и до 20 лет (1957 г.)мой дед работал в колхозе вдолжноститехника-оленевода, учетчика, по совместительству ветработника.[4]Труд колхозников дедушка всегда называл самоотверженным,ведь им пришлось восстанавливать из руин послевоенное хозяйство. Колхоз, в котором трудился дедушка, стал миллионером.[5]Всю технику ведения современного кочевого оленеводства дедушка испытал на своём жизненном опыте.
|
|
В 1953г. по направлению колхоза дедушка начал учиться в Ижемской сельскохозяйственной школе, где получил специальность техника-оленевода.Здесь же в Ижме, как и его предки, нашел себе жену Каневу Галину Филимоновну.Позже дедушке пришлось не раз переквалифицироваться. Впервые поменял профессию в 21 год и стал сельским механизатором. В 1958 г. управление колхоза им. Ленина приняло решение о подготовке кадров механизаторов из местного населения, четверых колхозников в том числе и дедушку отправили учиться в Сыктывкарское училище механизации сельского хозяйства №5. Все вернулись в свой колхоз и организовали бригаду механизаторов, её возглавил мой дедушка С.И. Филиппов.[6] Дедушка так описывал этот период «Трактора мы получили новые. Но для их техническогообслуживания не было никакой базы: ни гаражей, ни мастерских, ни емкостей под ГСМ. Но мы трудились увлеченно, не считаясь со временем, не жалея сил, хотя работали тогда за трудодни. За период с 1958 по 1966 г. нам удалось достигнуть многого: довели тракторный парк до 6 единиц, приобрели 2 речных грузовых теплохода, мотолодки».[7]В 1960 году он был направлен на учёбу по подготовке механиков колхозов,после демобилизации из армиистал первым механиком в своём селе.[8]
По семейным обстоятельствам вынужден был уехать в Сыктывкар,но там не удалось устроиться с жильём, поэтому пришлось вернуться в Инту, где в дальнейшемработал шофером и продолжал заочно учиться в техникуме механизации и электрификации сельского хозяйства. С 1972 года работал на разных должностях в интинском горисполкоме и совхозе «Большая Инта»: старшим инженером-инспектором Госсельтехнадзора, начальником инспекции Госсельтехнадзора,председателем профкома совхоза «Большая Инта»,инженером по технике безопасности совхоза.[9]
Имея за плечами опыт ведения кочевого хозяйства и несколько технических специальностей, дедушка настойчиво искал возможности значительного улучшения жилищно-бытовых условий и труда оленеводов. Как он сам писал:«Главной линией познавательной деятельности на всю мою жизнь стала тема оленеводства»[10]. Дедушка разработал методику приручения диких оленей. Ведь до сих пор пастухи-оленеводы выпасают стада полудиких животных. Олень только называется домашним, до сих пор пуглив, боится человека. Поэтому много времени, сил, умения требуется для обучения ездовых оленей. А в случае эпизоотии неприрученным оленям помочь невозможно. Дедушка был свидетелем страшной эпидемии ящура в 1955-56 гг., тогда он крайне остро ощутил незащищенность оленеводства от внешних, критически опасных факторов.[11] Кроме профилактики эпизоотий для успешного развития оленеводства нужно было решить еще множество проблем: ограничить вытравливание пастбищ, ввести подсев ягеля и трав на потравленных пастбищах, повысить уровень бытового комфорта оленеводов и многое другое. Собственное видение перспектив развития оленеводства дедушка изложил в своих работах: «Мероприятия в целях обеспечения успешного развития оленеводства»[12], «Организация работы оленеводческих бригад по приручению стад диких оленей и созданию культурных кочевых стад оленей»,[13]написал «Комплексную программу дальнейшего развития оленеводства на 1987 -97 гг.» для совхоза Большая Инта.[14]Стремясь помочь оленеводам, предложил новый вид жилья,который назвал «Чумодом»[15].Это передвижное жилище должно было быть теплым, электрифицированным, снабжено душевой кабинкой. Дедушка отправил все необходимые материалы, чтобы запатентовать это изобретение[16].
Дедушка много читал, искал информацию по этологии северного оленя. Ведущим специалистом по этой теме тогда был академик Л.Н. Баскин.Оба, и академик Баскин, и мой дедушка,в прошлом были пастухами.[17] Дедушка следил за трудами Л.Н. Баскина, но его работы не повторяли мысли академика.
Также дедушку волновала проблема исчезновения семги из наших северных рек. Выход он видел в создании руководством Республики Коми предприятия повыращиванию мальков семги и выпускув верховья северных рек.[18] По его мнению, базой для рыбоводства могло стать озеро Юнко в районе деревни Петрунь.[19]
В 1999 г. по состоянию здоровья дедушка вышел на пенсию. Все свои наработки по развитию оленеводства он передал в интинский краеведческий музей.