Ситуационные задачи
Задача № 1
Ребенок в возрасте 10 лет во время игры ударился грудью. Жалуется на боль в груди, при кашле выделяется мокрота с прожилками крови. В чем должна заключаться доврачебная помощь такому ребенку?
Задача № 2
Ребенок, спускаясь по лестнице, упал и ударился правым коленом. Жалуется на боль в колене, на ногу не встает. Правый коленный сустав увеличен в объеме, кожа над ним покраснела. Какова доврачебная помощь такому ребенку?
Задача № 3
Кате П. 10 дней, у мамы первичная гипогалактия (на контрольном взвешивании ребенок высасывает 3 мл молока) ребенка необходимо кормить молочной адаптированной смесью из бутылочки. Расскажите маме алгоритм кормления ребенка из бутылочки.
Задача № 4
В отделение грудного возраста поступил ребенок 11 мес. в тяжелом состоянии. Осмотрен врачом, назначен строго постельный режим и кормление из ложечки. Опишите алгоритм кормления ребенка из ложечки.
Задача № 5
В медицинский кабинет школы обратился ученик 6 класса с жалобами на повышение температуры тела, на ощупь кожные покровы в области лба горячие. Опишите алгоритм измерения температуры тела в подмышечной области.
Задача № 6
Петя К. возраст 5 лет, купался в пруду, аспирировал воду, ему необходимо срочно вызвать скорую помощь и провести искусственное дыхание. Опишите алгоритм проведения искусственного дыхания.
Задача № 7
Даниил В. после взятия из пальца крови на анализ почувствовал головокружение, тахикардию с последующей потерей сознания. При осмотре пульс 80 уд.в мин., ЧДД – 20 в мин. Ваша тактика в этой ситуации.
Задача № 8
У малыша 28 дней после прогулки на улице появилась заложенность носа, беспокойство во время сосания. Осмотрен ЛОР-врачом и выявлен диагноз: острый катаральный отит. Рекомендовано делать согревающий компресс на уши. Какова последовательность постановки согревающего компресса на уши?
Задача № 9
К участковому врачу обратилась мама с ребенком пяти лет с жалобами на кашель, с отделением густой тягучей мокроты. Температура тела 36,2. Врач поставил DS: ОРВИ, бронхит.
Показаны ли ребенку горчичники? Если да, то опишите алгоритм постановки
горчичников.
Задача № 10
Недоношенный новорожденный мальчик 10 мес. транспортирован из родильного дома в стационар. Во время транспортировки был отключен свет, поддерживать температуру тела в кювезе стало не возможно.
Можно ли ребенка оставить без согревания?
Алгоритм применения грелок для согревания новорожденного.
Задача № 11
У больного 14 лет t тела 39,0 оС, он возбуждён, бредит, на щеках румянец, кожные покровы влажные, горячие на ощупь.
В каком периоде лихорадки находится больной? В каком уходе он нуждается?
Задача № 12
Больной 15 лет жалуется на плохое самочувствие, “ломоту” во всем теле, головную боль, ему холодно, никак не может согреться t тела 40,3оС.
В каком периоде лихорадки находится больной? Какой уход ему необходим?
Задача № 13
У больного t тела 41оС, он возбуждён, бредит, на щеках румянец. В каком периоде лихорадки находится больной? В какой помощи он нуждается?
Задача № 14
Больной жалуется на плохое самочувствие, “ломоту” во всем теле, головную боль, ему холодно, никак не может согреться t тела 40,3оС. В каком периоде лихорадки находится больной? Какая помощь ему необходима?
Задача № 15
Больному при t тела 41,3оС были введены жаропонижающие препараты. Через 20 мин t снизилась до нормы, но состояние больного ухудшилось: появилась резкая слабость, пульс нитевидный, конечности холодные, бельё мокрое от пота. В каком периоде лихорадки находится больной? Какая помощь ему необходима?
Задача № 16
В процедурный кабинет заводской поликлиники обратилась работница завода. Жалуется на боли в правой ягодичной области после в/м инъекции раствора сульфата магния. Больная прощупала уплотнение, резко болезненное и горячее на ощупь. Температура тела последние два дня 38 -38,5 Сº, беспокоит озноб.
При осмотре общее состояние больной ближе к удовлетворительному, АД-120/90 мм рт.ст., пульс 22 в мин., ритмичный, температура тела - 38,3 Сº, в верхненаружном квадранте правой ягодичной области припухлость и гиперемия, размер участка гиперемии 8x8 см, пальпацией определяется резко болезненное уплотнение, в центре - флюктуация.
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Расскажите о причинах и профилактике данного заболевания.
3. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Задача № 17
Больной 17 лет, болен 3 дня. Жалобы на постоянные боли внизу живота больше справа.
Объективно: состояние тяжелое, температура тела 38,7. Многократная рвота. Черты лица заострены, кожные покровы бледные. Слизистые оболочки сухие, язык обложен серым налетом. Пульс 120 уд. в мин. При пальпации живот вздут не участвует в акте дыхания. Отмечается разлитая болезненность и мышечное напряжение по всей передней брюшной стенке.
1. О чем можно думать?
2. Какая операция необходима больному.
3. В чем будет заключаться предоперационная подготовка больного?
Задача № 18
Больной К. выписывается после операции - частичная гастроэктомия.
Дайте ему необходимые рекомендации по режиму питания.
Задача № 19
Медицинскую сестру пригласили к больному, у которого внезапно появились интенсивные сжимающие боли за грудиной, иррадиирующие в левую руку и лопатку.
Какова тактика медсестры?
Задача № 20
На практике по хирургии в перевязочном кабинете студентка К. при виде крови внезапно побледнела и упала, потеряв сознание.
Что случилось? Какова тактика медсестры?
Задача № 21
Медицинскую сестру вызвали в палату к больному, у которого появилась рвота, имеющая вид кофейной гущи.
Что с больным? Какова последовательность действий?
Задача № 22
Убольного М. внезапно появилась интенсивная схваткообразная боль в поясничной области больше справа, иррадиирующая в паховую область и половые органы.
Что случилось? Какова тактика медсестры?
Эталоны ответов к ситуационным задачам
1. Такому ребенку необходимо срочно оказать помощь до прихода врача.
Уход будет заключаться в следующем:
- обеспечить полный покой (до осмотра врачом постараться не совершать резких движений и не разговаривать);
- помочь принять удобное положение;
- на грудину положить пузырь со льдом;
- можно давать прохладное питье или проглатывать кусочки льда, если не противопоказаний.
2. Этому ребенку с целью ограничения воспалительного процесса, уменьшения (ограничения) травматического отека, обезболивания (вследствие снижения чувствительности нервных волокон) необходимо применение холодовых физиопроцедур, а именно: компресса, пузыря со льдом.
Порядок выполнения компресса будет заключаться в следующем:
- смочить многослойную (4-8 слоев) марлю в холодной воде, слегка ее отжать;
- наложить компресс на коленный сустав;
- менять марлю каждые 2-3 минуты (по мере ее согревания).
Для более длительного местного охлаждения можно применять пузырь со льдом.
Порядок выполнения процедуры состоит в следующем:
- поместить кусковой лед в пеленку;
- разбить его на мелкие части (размером 1-2 см) деревянным молотком;
- заполнить пузырь на 1/2 объема кусочками льда и долить холодной воды до 2/3 его объема;
- вытеснить воздух из пузыря нажатием руки, расположив его на твердой поверхности;
- плотно закрыть пузырь крышкой и перевернуть пробкой вниз;
- завернуть пузырь в сухую пеленку;
- проверить расстояние между пузырем и коленным суставом, расположив между ними ребро ладони (она должна свободно проходить);
- зафиксировать время. Примечание: длительность процедуры не более 20-30 минут. При необходимости ее повторения перерыв должен составлять не менее 10-15 минут.
-по мере таяния льда сливать воду из пузыря и подкладывать в него новые кусочки льда;
Необходимо помнить!!! Замораживать воду, налитую в пузырь, в морозильной камере нельзя, так как поверхность образовавшегося конгломерата льда при этом очень велика. В некоторых случаях это может привести к переохлаждению участка тела, а иногда и отморожению.
3. Перед кормлением ребенка из бутылочки необходимо:
- вымыть и осушить руки;
- надеть косынку, маску;
- подготовить ребенка к кормлению;
- залить в бутылочку (предварительно простерилизованную) необходимое количество свежеприготовленной молочной смеси;
- надеть на бутылочку соску, если соска новая, проколоть в ней отверстие раскаленной толстой иглой;
- проверить скорость истечения смеси и ее температуру, капнув на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава несколько капель молочной смеси;
- расположить ребенка на руке с возвышенным головным концом;
- покормить малыша, следя за тем, чтобы во время кормления горлышко бутылочки постоянно и полностью было заполнено смесью;
- после кормления подержать ребенка в вертикальном положении 2-5 минут;
- положить ребенка в кроватку на бок (или голову повернуть на бок);
- снять с бутылочки соску, промыть проточной водой, а затем прокипятить в 3% содовом растворе 15 минут;
- слить из бутылочки воду и хранить ее в закрытой емкости.
4. Кормление больного ребенка из ложки:
- уложить ребенка в кровати (взять на руки);
- прикрыть его грудь салфеткой;
- вымыть и осушить руки;
- принести пищу;
Примечание: горячие блюда должны быть t 600С, холодные – комнатной температуры.
- проверить температуру горячей пищи, капнув несколько капель на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава;
- приподнять голову ребенка левой рукой вместе с подушкой, а правой поднести ложку ко рту и дать выпить несколько глотков жидкости;
Примечание: нельзя насильно вливать пищу, если ребенок не глотает.
- ложкой, наполненной на 2/3 пищей, коснуться нижней губы (ребенок рефлекторно открывает рот), затем прикоснуться ложкой к языку и извлечь пустую ложку;
- подождать пока ребенок прожует и проглотит пищу, при необходимости вытереть салфеткой губы;
- после нескольких ложек твердой пищи давать питье;
- после окончания кормления убрать салфетку, прикрывающую грудь и шею ребенка;
- помочь ребенку занять удобное положение;
- вымыть и осушить руки.
5. Перед измерением температуры в подмышечной области необходимо:
- осмотреть подмышечную впадину, вытереть салфеткой кожу подмышечной области насухо;
- вынуть термометр из стакана с дезинфицирующим раствором. После дезинфекции термометр следует ополоснуть проточной водой и тщательно вытереть насухо;
- встряхнуть термометр для того, чтобы ртутный столбик опустился до отметки ниже 35 0С;
- поместить термометр в подмышечную впадину таким образом, чтобы ртутный резервуар со всех сторон соприкасался с телом пациента; предложить ребенку плотно прижать плечо к грудной клетке (при необходимости медицинский работник должен помочь ребенку удержать руку);
- вынуть термометр через 10 мин., запомнить показания;
- сообщить ребенку (если есть возможность сообщить маме) результат термометрии;
- встряхнуть термометр, чтобы ртутный столбик опустился ниже 35 0С;
- поместить термометр в емкость с дезинфицирующим раствором;
- зафиксировать показания термометра в ф. 026.
6. Последовательность проведения искусственного дыхания:
- уложить ребенка спиной на ровную твердую горизонтальную поверхность;
- под плечи положить валик;
- освободить грудную клетку от стесняющей одежды;
- повернуть голову ребенка набок, очистить полость рта от возможного содержимого, обернув свои два-три пальца платком или марлей;
- запрокинуть голову ребенка назад, приподнять подбородок;
- наложить салфетку на рот ребенка (при использовании метода «изо рта в рот»);
- зажать ребенку нос;
- сделать вдох и расположить свой рот над ртом ребенка, образовав плотное соединение;
- выдохнуть воздух в дыхательные пути малыша в количестве, достаточном для того, чтобы грудная клетка осторожно поднялась;
- сделать паузу, подождать пока опустится грудная клетка малыша;
- повторять пункты 7-9 до появления самостоятельного дыхания или приезда «скорой помощи».
7. У мальчика обморочное состояние:
- необходимо придать горизонтальное положение, приподнять ноги;
- освободить от стесняющей одежды;
- обеспечить доступ свежего воздуха;
- дать подышать (для активации дыхательного центра) парами нашатырного спирта – поднести к носу ватный тампон, смоченный вышеуказанным раствором.
8. Алгоритм постановки согревающего компресса на уши:
- вымыть и осушить руки;
- осмотреть кожные покровы на месте постановки компресса;
- приготовить три слоя компресса, соразмерные околоушной области ребенка;
Примечание: влажный слой 6-8 слоев марли; изолирующий – компрессная бумага или полиэтилен, перекрывающий влажный слой на 1,5 – 2 см; утепляющий – вата толщиной 2-3 см, перекрывает все предыдущие слои на 1,5 – 2 см.
- сделать срединный разрез, соответствующий размеру уха, во влажном и изолирующем слоях;
- подогреть лекарственный раствор, поместив его в емкость с водой 38-390С;
Примечание: используют камфорное или растительное масло, раствор этилового спирта (у детей до 3-х лет – 20-25% раствор, у старших – 45%), масляно - спиртовой раствор 1: 1.
- уложить ребенка на бок так, чтобы больное ухо было сверху;
Примечание: детям старшего возраста компресс делается в положении сидя.
- смочить марлевую салфетку в лекарственном растворе, отжать и приложить к коже вокруг уха;
- затем положить компрессную бумагу;
- вывести ушную раковину наружу через прорези на влажном и изолирующем слоях;
- положить сверху вату;
- зафиксировать бинтом все слои компресса (можно надеть шапочку или повязать косыночку);
- зафиксировать время;
Примечание: масляный компресс накладывают на 6-8 часов, чаще на ночь; спиртовой компресс – до 4 часов.
- провести контроль правильности постановки компресса через 2 часа;
- ввести указательный палец под влажный слой, не нарушая плотности наложения повязки (он должен оставаться влажным);
- снять компресс, кожу протереть сухим ватным тампоном;
- вымыть и осушить руки.
9. Алгоритм постановки горчичников:
- подготовить теплую воду 40-450С;
- уложить ребенка в постель, осмотреть кожные покровы;
- проверить пригодность горчичников (горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь резкий специфический запах);
- погрузить горчичник на 5-10 сек. в приготовленную воду;
- приложить горчичник стороной, покрытой горчицей, на необходимый участок;
- область постановки горчичников накрыть полотенцем, затем одеялом;
- через 5-10 мин. от момента появления жжения снять горчичники, кожу протереть салфеткой, смоченной в теплой воде для удаления остатков горчицы;
- после процедуры кожу больного вытереть насухо, накрыть одеялом.
10. Недоношенного ребенка без согревания оставить нельзя.
Алгоритм применения грелок для согревания недоношенного новорожденного включает:
- заполнить грелку горячей водой 60-700С на 1/2 или 2/3 объема;
- вытеснить воздух из грелки, нажав на нее рукой, плотно закрыть пробкой;
- перевернуть грелку горловиной вниз и убедиться в ее герметичности;
- аналогичным способом приготовить еще 2 грелки;
- обернуть каждую грелку пеленкой, сложенной в 4 слоя;
- уложить грелки на расстоянии примерно 10 см от ребенка, завернутого в пеленки: а) одну на уровне стоп;
б) две другие – вдоль туловища с обеих сторон;
- накрыть ребенка одеялом (температура воздуха под одеялом должна быть 28-300С);
- смену воды в грелках проводить по мере остывания, обязательно поочередно;
- после окончания процедуры вылить из грелок воду;
- обработать их наружную поверхность дезинфицирующим раствором.
11. Больной находится во второй стадии лихорадки (стадия постоянно высокой температуры тела).
Необходимо:
- обеспечить постоянное наблюдение за больным;
- строгое соблюдение больным постельного режима;
- накрыть больного легкой простыней;
- на лоб положить холодный компресс;
- тщательный уход за ротовой полостью – обрабатывать слизистые оболочки 2% раствором соды, губы – вазелиновым маслом;
- давать обильное прохладное питье;
- назначить стол №13;
- контролировать ЧСС, АД, ЧДД с отметкой в температурном листе;
- следить за физиологическими отправлениями;
- проводить мероприятия, направленные на профилактику пролежней.
12. У больного первая стадия лихорадки (стадия подъема температуры тела).
Необходимо:
- уложить больного в постель;
- обеспечить постоянное наблюдение за больным;
- укрыть теплым одеялом, если этого недостаточно к ногам грелку;
- давать обильное горячее тепло;
- контролировать ЧСС, АД, ЧДД с отметкой в температурном листе;
- не допускать сквозняков;
- следить за физиологическими отправлениями.
13. Больной находится во второй стадии лихорадки (стадия постоянно высокой температуры тела).
Необходимо:
- обеспечить постоянное наблюдение за больным;
- строгое соблюдение больным постельного режима;
- накрыть больного легкой простыней;
- на лоб положить холодный компресс;
- тщательный уход за ротовой полостью – обрабатывать слизистую оболочку 2% раствором соды, губы – вазелиновым маслом;
- давать обильное прохладное питье;
- назначить стол №13;
- контролировать ЧСС, АД, ЧДД с отметкой в температурном листе;
- следить за физиологическими отправлениями;
- проводить мероприятия, направленные на профилактику пролежней.
14. У больного первая стадия лихорадки (стадия подъема температуры тела).
Необходимо:
- уложить больного в постель;
- обеспечить постоянное наблюдение за больным;
- укрыть теплым одеялом, если этого недостаточно к ногам грелку;
- давать обильное горячее тепло;
- контролировать ЧСС, АД, ЧДД с отметкой в температурном листе;
- не допускать сквозняков;
- следить за физиологическими отправлениями.
15. У больного третья стадия лихорадки (стадия снижения температуры – критическое снижение температуры).
Необходимо:
- срочно вызвать врача;
- обеспечить постоянное наблюдение за больным;
- приподнять ножной конец кровати;
- укрыть больного теплым одеялом, к рукам и ногам приложить грелки;
- дать увлажненный кислород;
- давать горячее тепло;
- контролировать ЧСС, АД, ЧДД с отметкой в температурном листе;
- следить за физиологическими отправлениями;
- проводить мероприятия, направленные на профилактику пролежней.
16. DS: Абсцесс правой ягодичной области?
Причины возникновения – нарушение правил асептики или попадание лекарственного вещества в подкожную клетчатку.
Профилактика – соблюдать правила асептики, препараты для внутримышечного введения вводить в мышцу соответствующими иглами.
Наложить асептическую повязку и для уточнения диагноза госпитализировать в хирургическое отделение.
17. О. аппендицит, перитонит?
Больному необходимо экстренное оперативное вмешательство.
Предоперационная подготовка:
- термометрия, измерение АД, пульса;
- общий анализ крови, мочи;
- определение группы крови и резус-фактора;
- частичная санитарная обработка передней брюшной стенки;
- сухое бритье надлобковой области;
- короткая премедикация.
18. Питаться малыми порциями 5-6 раз в день.
Исключить из рациона жирное мясо, грибы, пряности, копчености, маринады, жареные продукты.
Блюда готовить на пару или в отварном виде.
Ограничить сладкие блюда, блюда содержащие клетчатку.
19. Обеспечить больному полный покой.
Придать возвышенное положение.
Дать нитроглицерин сублингвально.
Если боли через 10 мин. не купируются вызвать врача.
20. У студентки обморочное состояние.
Необходимо:
1. Придать горизонтальное положение с приподнятым ножным концом (для обеспечения притока крови к голове).
2. Освободить от стесняющей одежды.
3. Обеспечить доступ свежего воздуха.
4. Для активации дыхательного центра поднести к носу ватный тампон, смоченный нашатырным спиртом.
21. У больного желудочное кровотечение.
1. Немедленно информировать об этом врача.
2. Уложить больного в постель (при снижении АД приподнять ножной конец кровати), голову повернуть на бок во избежание аспирации дыхательных путей.
3. Категорически запретить прием пищи и жидкости.
4. На эпигастральную область положить пузырь со льдом.
5. Необходимо наблюдать за общим состоянием больного: сознанием, цветом кожных покровов, контролировать пульс и АД каждые 30 мин.
6. По назначению врача парентерально вводить кровоостанавливающие препараты.
22. У больного почечная колика.
1. На поясничную область горячую грелку (t воды до 50º С) или принять горячую ванну (температура воды 38-39º С продолжительностью 10-20 мин).
2. По назначению врача больному вводят спазмолитические и анальгезирущие препараты.