Пьер Безухов. Пройдя путь духовного развития, участвуя в войне 1812 года, он пошел на духовный разрыв с аристократией. Пьер недоволен и возмущен тем, что «в судах воровство, в армии одна палка». Он видит и понимает, что это нельзя так оставить. Он предчувствует возможность переворота: «все слишком натянуто и непременно лопнет». Ему ненавистны аракчеевщина, деспотизм, и вместе с тем он опасается возможности появления нового Пугачева. «...Я говорю: возьмитесь рука с рукою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя — деятельная добродетель». Толстой вплотную приблизил героя к тому историческому моменту, с которого в реальной действительности России началась революционная деятельность лучших дворян — декабристов. Многозначителен сам факт принадлежности Пьера к такому обществу.
По жанру «Война и мир» – роман-эпопея. События, изображенные в нем, влияют не только на судьбы героев, но и на судьбы народов и государств. И если одной из главных тем романа является тема народа, то центральная коллизия - человек и история. В центре системы художественных образов романа два героя: князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов. Это единственные герои, биографии которых представлены как путь, на котором четко расставлены главные вехи. Каждая из них знаменует определенный этап в жизни героев.
Считается, что для Пьера это:
1) недовольство жизнью в светском обществе, женитьба на Элен, разочарование, дуэль с Долоховым;
2) встреча с Баздеевым, увлечение масонством, разочарование;
3) стремление быть полезным народу, неумение принести практическую пользу крестьянам;
4) Бородинское поле, стремление сблизиться с народом, Москва, план убийства Наполеона;
5) пленение, знакомство с Платоном Каратаевым, «опрощение»;
6) освобождение, женитьба на Наташе, участие в деятельности тайного общества.
Цель нравственных исканий героев Толстого — счастье. Счастье или несчастье людей — показатель истинности или ложности их жизни. Смысл духовных поисков большинства героев романа в том, что они в конце концов прозревают, избавляясь от ложного понимания жизни, мешавшего им быть счастливыми.
Способность к духовной эволюции — характерная черта «любимых», духовно близких автору героев: Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Духовно чуждые Толстому, «нелюбимые» герои (Курагины, Друбецкие, Берг) не способны к нравственному развитию, их внутренний мир лишен динамики.
В изображении центральных персонажей «Войны и мира» реализована толстовская концепция нравственной свободы человека. Свободу он понимает прежде всего как возможность выбора человеком правильного жизненного пути. Зрелый и независимый человек, добровольно отказавшийся от соблазнов своеволия, обретает истинную свободу: не отгораживается от людей, а становится частью «мира» — цельного, органического бытия. Таков итог нравственных исканий всех «любимых» героев Толстого.
Пьер Безухов — герой, духовно близкий автору. Нравственная истина не только открывается Пьеру, но и становится основой его «новой жизни». Кратко проследим этапы духовного развития Пьера Безухова:
· Пьер — «чужестранец» в светском мире Петербурга. Воспитанный за границей, он преклоняется перед Наполеоном, считает теорию «общественного договора» Руссо и идеи Великой французской революции спасительными для Европы. Неопытный, наивный Пьер узнает и «изнанку» жизни петербургской элиты: участвует в кутежах с Долоховым и Курагиным;
Образ Пьера был задуман как образ будущего декабриста. Вспомните, что в салоне Анны Павловны Шерер Безухов защищал перед ярыми монархистами идеи французской революции, восхищался Наполеоном, ошибочно видя в нем главу революционной Франции. Князю Андрею Пьер говорил, что пошел бы на войну, если бы это была война за свободу. «...Он всею душою желал то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком победителем Наполеона»,— говорит Толстой об устремлениях молодого Пьера. Но, не найдя еще истинной цели, Пьер мечется, совершает ошибки, свои недюжинные силы тратит на разгул в компании Долохова и Курагина.
·
получив богатое наследство, Пьер Безухов оказался в центре внимания. Лесть окружающих он принимает за проявление искренней любви. Ничего не понимая в этой новой жизни, Пьер полностью полагается на людей, которые стремятся управлять им, чтобы извлечь свою выгоду. Кульминация его светского «бездорожья» — женитьба на Элен Курагиной. Брак, устроенный князем Василием, стал для Пьера подлинной жизненной катастрофой. Дуэль с Долоховым, на которой он ранит противника, приводит к глубокому нравственному кризису. Пьер чувствует, что растерял все жизненные ценности и нравственные ориентиры. Кризис заканчивается встречей с масоном Баздеевым и вступлением Пьера в ложу «вольных каменщиков»;
Женитьба на Элен принесла Пьеру несчастье. Вскоре он постигает весь ужас того, что связал свою жизнь с низкой женщиной. Человеческая подлость угнетает его, вызывает порой вспышки безудержного гнева. Но побеждает всегда доброта Пьера.
· активное участие в деятельности масонской ложи. Пытаясь подчинить свою жизнь жесткому нравственному регламенту, Пьер ведет дневник, интересный беспощадным психологическим самоанализом. Одним из важных событий на этом этапе его жизни стала поездка в южные имения, где он попытался облегчить участь крестьян. Попытка оказалась неудачной: Пьер так и не смог преодолеть отчуждение между ним, барином, и крестьянами, считавшими все его нововведения подозрительной блажью. Впрочем, сам герой уверен, что совершил нечто важное и значительное;
Поиски правды и смысла жизни приводят его в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства». Идеи «равенства, братства и любви», мысль о том, что надо «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире»,— вот что прежде всего привлекает Пьера в учении масонов, которое он понимает по-своему.
Пьер хочет действовать и прежде всего решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что ему удалось выполнить долг перед «жертвами», Пьер чувствует себя счастливым: «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Это важный вывод, который поможет Пьеру найти истинный путь в его дальнейших исканиях.
· неудовлетворенность масонской деятельностью, разрыв с петербургскими масонами. Рассеянная, бессмысленная жизнь и новый духовный кризис, который Пьер преодолевает под влиянием внезапно возникшего чувства к Наташе;
Разочарование в масонстве неизбежно должно было наступить. Республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями» по ордену. Многие из них вступали в масонские ложи толь ко ради сближения с влиятельными людьми. Карьеризм, ханжество, лицемерие, свойственные высшему свету, проникли и в среду «вольных каменщиков», как называли себя масоны. Не удивительно, что попытки Безухова привлечь «братьев» к более активному вмешательству в жизнь, к бескорыстной помощи страдающему человечеству привели к разрыву с масонами.
Немеркнущим светом озарила жизнь Пьера поэтическая любовь к Наташе. Толстой показывает пробуждение этого чувства, сначала незаметного для самого Пьера, но постепенно сильнее и сильнее охватывавшего все его существо. Нежная, бережная любовь, дружеское участие и молчаливое преклонение перед любимой девушкой — эти чувства возвышали Пьера над окружающими, казались ему самому столь же чисты ми и величественно прекрасными, как звездное небо с яркой кометой, далекое от шумных и грязных улиц города.
Связанный узами брака с ненавистной Элен, Пьер понимает, что ему лучше не встречаться с Наташей. В жизни его наступает мрачная полоса разочарования в личном счастье, в общественных идеалах. Пьер перестает мечтать о республике в России, об освобождении крестьян и ведет образ жизни, типичный для отставного камергера, каких немало было в среде московского дворянства. Но его жизнь казалась лишь со стороны покойной и бесцельной. Внутренняя, незаметная работа продолжалась и в этот период. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» — эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Он стремится распутать «запутанный, страшный узел жизни». Эта непрекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года.
· Отечественная война — решающий этап нравственного развития Пьера. На свои средства он снаряжает ополчение, находя особенную прелесть в том, чтобы «пожертвовать всем». Моментом истины для него стало Бородинское сражение, пребывание на батарее Раевского: он ощутил полную ненужность среди людей, занятых ратным трудом;
Огромное значение для Пьера имело непосредственное соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. Он понял ту скрытую теплоту патриотизма, к оторая была в нем и в каждом солдате, которая роднила его с простыми русскими людьми. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» — такое желание овладело Пьером после Бородинского боя.
· Пьер, оставшись в Москве, намеревается принести пользу Отечеству, убив Наполеона. Одержимый этой несбыточной, индивидуалистической по своей природе целью, он становится свидетелем пожара Москвы. Не сумев совершить свой главный подвиг, Пьер проявляет бесстрашие и мужество: спасает девочку во время пожара, защищает женщину от пьяных французских солдат. По обвинению в поджоге он был арестован и заключен во французскую тюрьму;
· неправедный суд маршала Даву. Острейший духовный кризис, вызванный зрелищем расстрела невинных людей. Гуманистические иллюзии Пьера окончательно рассеялись: он оказался у опасной черты, почти потеряв веру в жизнь, в Бога. В бараке для пленных происходит встреча с Платоном Каратаевым, поразившим его своим простым и мудрым отношением к жизни, людям, ко всему живому на земле. Именно личность Каратаева, носителя народной нравственности, помогла ему преодолеть кризис мировоззрения, обрести веру в себя. В труднейших условиях начинается духовное возрождение Пьера;
Эпохой в жизни Безухова стал месяц, проведенный в плену. Духовные и физические страдания научили его ценить жизнь, ее малейшие радости, любить людей. Этому научил его и солдатик Апшеронского полка Платон Каратаев, сближением с которым Пьер особенно дорожил. В плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья».
· брак с Наташей, достижение духовной гармонии, ясной нравственной цели. Пьер Безухов в эпилоге (конец 1810-х гг.) находится в оппозиции к правительству, считает, что нужно «объединяться всем добрым людям», и намеревается создать легальное или тайное общество.
Но именно потому, что Пьер это понял, он не может равнодушно видеть страдания других людей, проявление общественного зла. А зло на каждом шагу бросается в глаза. «В судах воровство, в армии одна палка, шагистика поселения; мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно — то губят» — вот краткая, но весьма выразительная оценка российских порядков, которую дает Безухов. В эпилоге романа мы видим Пьера, напряженно думающего, стремящегося к защите добра и правды. Пьер приходит в тайное политическое общество, становится на путь борьбы против самодержавия и крепостничества. Этот путь рисуется ему еще неясно, но мы знаем, что Пьер, по замыслу Толстого, должен был принять участие в восстании декабристов и поплатиться за это долгими годами сибирской каторги и ссылки.
На ранних этапах своей духовной жизни Пьер инфантилен и необыкновенно доверчив, охотно и даже радостно подчиняется чужой воле, наивно веря в благосклонность окружающих. Он становится жертвой корыстолюбивого князя Василия и легкой добычей для лукавых масонов, также неравнодушных к его состоянию. Толстой замечает: повиновение «даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем». Ему не хватает решимости противодействовать чужой воле.
Одно из нравственных заблуждений молодого Безухова — бессознательная потребность подражать Наполеону. В первых главах романа он восторгается «великим человеком», считая его защитником завоеваний французской революции, позже радуется своей роли «благодетеля», а в перспективе — и «освободителя» крестьян, в 1812 году хочет избавить людей от Наполеона, «Антихриста». Все это — результат «наполеоновских» увлечений Пьера. Стремление возвыситься над людьми, даже продиктованное благородными целями, неизменно приводит его в духовный тупик. По мнению Толстого, и слепое повиновение чужой воле, и индивидуалистическое «мессианство» равно несостоятельны: в основе того и другого — безнравственный взгляд на жизнь, признающий за одними людьми право повелевать, а за другими — обязанность подчиняться. Истинное устроение жизни должно, напротив, способствовать единению людей, основанному на всеобщем равенстве.
Как и Андрей Болконский, юный Пьер — представитель интеллектуальной дворянской элиты России, с презрением относившейся к «близкому» и «понятному». Толстой подчеркивает «оптический самообман» героя, отчужденного от повседневной жизни: в обыденном он не способен рассмотреть великое и бесконечное, видит только «одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное». Духовное прозрение Пьера — это постижение ценности обычной, «негероической» жизни. Испытав плен, унижения, увидев изнанку человеческих отношений и высокую духовность в обычном русском мужике Платоне Каратаеве, он понял, что счастье — в самом человеке, в «удовлетворении потребностей». «... Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем и потому... бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей» (т. 4, ч. 4, XII), — подчеркивает Толстой.
На каждом этапе своего духовного развития Пьер мучительно решает философские вопросы, от которых «нельзя отделаться». Это самые простые и самые неразрешимые вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» (т. 2, ч. 2,1). Напряженность нравственных поисков усиливается в кризисные моменты. Пьер нередко испытывает «отвращение ко всему окружающему», все в нем самом и в людях представляется ему «запутанным, бессмысленным и отвратительным» (т. 2, ч. 2, I). Но он не превращается в мизантропа — после бурных приступов отчаяния Пьер вновь смотрит на мир глазами счастливого человека, постигшего мудрую простоту человеческих отношений, не абстрактный, а реальный гуманизм. «Живая» жизнь постоянно корректирует нравственное самосознание героя.
Находясь в плену, Пьер впервые ощутил чувство полного слияния с миром: «и все это мое, и все это во мне, и все это я». Радостное просветление он продолжает испытывать и после освобождения — все мироздание кажется ему разумным и «благоустроенным». Жизнь не требует больше рассудочного осмысления и жесткого планирования: «планов теперь он не делал никаких», а самое главное — «не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру — не веру в слова, правила и мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого Бога» (т. 4, ч. 4, XII).
Пока человек жив, утверждал Толстой, он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Это относится и к Пьеру Безухову. Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героя, возвращением на более низкий уровень нравственного самосознания. Духовное развитие Пьера — сложная спираль, каждый новый виток которой не только в чем-то повторяет предыдущий, но и выводит героя на новую духовную высоту.
Жизненный путь Пьера Безухова разомкнут во времени, а следовательно, не прерываются и его духовные искания. В эпилоге романа Толстой не только знакомит читателя с «новым» Пьером, убежденным в своей нравственной правоте, но и намечает один из возможных путей его нравственного движения, связанного с новой эпохой и новыми обстоятельствами жизни.
«… дать новое направление всему русскому обществу и всему миру»
Т. А. Кузминская (свояченица писателя), подолгу жившая в Ясной Поляне в то время, когда Толстой работал над романом «Война и мир», рассказывает: «Сначала перевес над всеми брал Андрей Болконский. Затем занял его (Л. Н. Толстого ) всецело Пьер».
Как и князь Андрей, Пьер не удовлетворен обыденной деятельностью, не хочет идти по жизни проторенной дорогой, ведущей к чинам и званиям. «Умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд» отличал его «от всех» в гостиной Анны Павловны Шерер. Он «не умеет войти в салон», не владеет правилами этикета, откровенно и горячо спорит, отстаивает свои мысли. Пьер — человек эмоциональный. Не разобравшись еще в политике Наполеона, думая, что Бонапарт избавил французский народ от Бурбонов и сохранил завоевания революции, Пьер горячо защищает его. В жизни Пьера руководящую роль играет не ясный ум и твердая воля, а чувство. Эта особенность натуры часто сказывается в его поведении и поступках. Он не всегда тверд в споре, не всегда его доводы убедительны, но мыслит он глубоко, говорит страстно, откровенно. Благодаря повышенной эмоциональности Пьер легко - переходит от одного настроения к другому, легко попадает под чужое влияние. Однако если иногда в жизни Пьера и бывают нравственные срывы, то за ними всегда следует самое искреннее и глубокое раскаяние. В такие минуты в его душе с еще большей силой загорается желание найти истинный смысл жизни. Идейно-нравственные искания, составляющие главное содержание его жизни, оберегают его От житейской пошлости.
В отличие от князя Андрея Пьер лишен проницательности, не может сразу правильно оценить людей, часто ошибается в них. Его искренность, доверчивость, слабоволие особенно ярко обнаружились во взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной, в истории женитьбы на ней. Пьер вскоре понял свою ошибку, понял, что был обманут, и «перерабатывал один в себе свое горе». В нем исчезла беззаботность, развилась моральная требовательность. «О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить и не мог перестать задавать себе». «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»
После разрыва с женой, в состоянии глубокого нравственного кризиса, Пьер встретился на пути из Москвы в Петербург с масоном Баздеевым. Масоны не выпустили из своих рук богатого человека. Пьер вступил в их религиозно-философское общество. Что же привлекло его к масонам? Масоны говорили о том, что их цель — исправлять членов своего общества, «исправлять их сердце», «очищать и просвещать их разум», «исправлять весь человеческий род», «противоборствовать злу, царствующему в мире». Пьеру показалось, что такая деятельность принесет ему нравственное удовлетворение. Ему хотелось верить в возможность достижения братской любви между людьми. Вступив в масонскую ложу, он стремится улучшить положение крестьян в своих имениях, открывает для них школы, больницы, даже собирается их освободить. Однако результатов от его деятельности почти никаких не получилось. Ловкие управляющие имениями обманывали молодого, наивного графа. Его план преобразования масонского ордена также не осуществился. Встав во главе петербургского масонства, он вскоре понял, что большинство членов масонского ордена очень далеки от того, чтобы исправлять себя и весь человеческий род — «из-под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни». Пьер понял, что «нравственное успокоение и согласие с самим собой», которые необходимы были для его счастья, недостижимы в масонстве.
Страдая от внутреннего разлада, от невозможности решить вопросы, которые сплелись в «запутанный и страшный узел жизни», он покинул Петербург и поселился в Москве. «Всякая область труда в глазах его соединялась со злом и обманом». В таком тяжелом душевном состоянии Пьер встретил грозные события войны 1812 года. Судьба России, положение армии взволновали Пьера. Он собрал полк из своих крестьян, обеспечил средства для их обмундирования и содержания, а сам решил ехать в Можайск. В Можайске Пьер увидел приготовления к сражению. Крепко запомнились ему слова простого солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят».
Во время Бородинской битвы Пьер оказался на батарее Раевского и был свидетелем жестоких боев. Здесь, на Бородинском поле, ему открылся другой мир, где люди не думают о личной славе и опасности. Пьер был потрясен огромной нравственной силой, и героизмом простых людей, стоявших насмерть. В окружении солдат он освобождается от страха смерти, ему хочется стать таким же, как они. «Солдатом быть, просто солдатом! — думал Пьер... — Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Вместе с отходившими от Можайска войсками Пьер вернулся в Москву и решил принять участие в народной защите города. Убедившись, что Москву защищать не будут, он вдруг почувствовал, что должен, скрывая свое имя, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, как теперь уверен был Пьер, от одного Наполеона.
Но намерение убить Наполеона не сбылось. Пьер был арестован французским патрулем и оказался в плену. Ему пришлось пережить все ужасы плена, военного суда, казни русских людей. Отступающие французы гнали за собой пленных, голодных, разутых, одетых в тряпье. Случайно партию пленных, в которой был Пьер, отбил партизанский отряд Денисова.
Под влиянием тяжких военных испытаний у Пьера складывается новое миросозерцание. По старой привычке он задавал себе вопрос: «Ну а потом что? Что я буду делать?». И тотчас отвечал себе: «Ничего. Буду жить. Ах как славно!» Встретившись по возвращении из плена с княжной Марьей Болконской, Пьер сказал ей: «Пока есть жизнь, есть и счастье». Формированию нового взгляда Пьера на жизнь во многом способствовало его знакомство в плену с Платоном Каратаевым. «...Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого».
Но каратаевская пассивность, непротивление злу, его религиозность и вера в судьбу не стали руководящими принципами в дальнейшей жизни Пьера. По свойствам своей натуры и складу ума Пьер — человек, который не может мириться со злом и бесчеловечностью. Разумная и нравственная жизнь для него невозможна, если в ней есть место безобразиям, лжи, бедствиям. В этом нравственная сила характера Пьера.
Женившись на Наташе Ростовой, Пьер чувствует себя счастливым мужем и отцом. Но по-прежнему он живо интересуется общественной жизнью. В эпилоге романа мы видим его только что вернувшимся из Петербурга. Рассказывая о своей поездке Николаю Ростову и Денисову, он резко критикует реакционное направление политики Александра I: «...все гибнет. В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, по селения, — мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят! Все видят, что это не может так» идти». Пьер смело говорит о том, что независимые и свободные люди должны действовать", должны образовать общество: «...когда все ждут неминуемого переворота, надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе». «Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру». Трудный путь идейно-нравственных исканий Пьера Безухова во многом характерен для прогрессивной дворянской интеллигенции первого этапа освободительного движения в России.