Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2018
Примечание к документу
Документ введен в действие с 1 июня 2019 года.
Название документа
"ГОСТ 12.0.230.6-2018. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Обеспечение совместимости системы управления охраной труда с другими системами управления"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 07.09.2018 N 579-ст)
Введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 7 сентября 2018 г. N 579-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВМЕСТИМОСТИ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
С ДРУГИМИ СИСТЕМАМИ УПРАВЛЕНИЯ
Occupational safety standards system. Health management
systems. Ensuring compatibility of health management
system with other management systems
ГОСТ 12.0.230.6-2018
МКС 13.100
Дата введения
Июня 2019 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Пермский национальный исследовательский политехнический университет", Обществом с ограниченной ответственностью "Экожилсервис"
|
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 августа 2018 г. N 111-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 сентября 2018 г. N 579-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.6-2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2019 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
В последние годы на межгосударственном уровне управления активно развивается стандартизация в области систем управления (систем менеджмента).
|
В настоящее время разработаны, утверждены и признаны на международном и национальных уровнях требования к системам менеджмента по таким аспектам деятельности организаций и соответствующим направлениям управления (менеджмента), как охрана труда, качество, экология (охрана окружающей среды), труда, энергосбережение, информационная безопасность, безопасность пищевой продукции, безопасность цепи поставок и др.
Примечание - В международной стандартизации [1] - [6] соответственно.
Наряду с вышеназванными стандартами ИСО на системы менеджмента разрабатывается международный стандарт ИСО на системы управления охраной труда.
С одной стороны, появление большого числа стандартов на системы управления способствует внедрению организациями наилучшего мирового опыта в этой области, но, с другой стороны, организациям становится все сложнее ориентироваться в таком многообразии, правильно и с наименьшими затратами ресурсов применять требования соответствующих стандартов на системы управления.
Более того, на практике системы управления в конкретных областях деятельности организации эффективно функционируют только в том случае, если организация обеспечивает их согласованность и встраивает их в свою общую систему управления, что требует развития методов создания интегрированных систем управления.
При этом одновременное внедрение разных систем управления, особенно отличающихся по структуре и формулировкам требований, создает значительные трудности для организаций. Наиболее сложным в интеграционном процессе систем управления является то, каким образом эти системы, традиционно управляемые разными структурными подразделениями (управлениями, отделами, службами, группами и т.п.), могут быть объединены.
|
Свидетельствами того, что существует реальная потребность в решении вопросов обеспечения согласованности, являются предпринимаемые на международном, межгосударственном и национальном уровнях подходы к определению "единых" для всех систем управления (систем менеджмента) элементов и требований.
В качестве основы, обеспечивающей внедрение интегрированных общих требований, установленных стандартами на системы управления (системы менеджмента) Международной организацией по стандартизации (ИСО), определены общие элементы стандартов на системы управления (системы менеджмента), т.е. общие системные элементы, управление которыми может осуществляться на основе интегрированного подхода. В рамках этого подхода разработаны и опубликованы для использования во всех разрабатываемых стандартах на системы управления (менеджмента): структура верхнего уровня, основной общий текст, общие термины и основные определения.
Примечание - В международной стандартизации [7].
Хотя идентификация общих элементов и требований систем позволяет избежать дублирования и в целом упростить внедрение систем управления (систем менеджмента), все это становится возможным только при обеспечении согласованности и учете специфики требований самих систем в тех аспектах деятельности, которыми организация собирается управлять. Поэтому не все, а лишь общие требования систем управления могут быть полностью интегрированы, а степень интеграции будет зависеть от вида производственной деятельности и потребностей организации. Даже элементы, которые на первый взгляд кажутся общими, могут иметь специфические различия в контексте требований отдельных стандартов на системы управления (системы менеджмента), что требует дополнительных усилий по их согласованию и интегрированию.
Поскольку ГОСТ 12.0.230-2007 основывается на требованиях Руководства Международной организации труда ILO-OSH 2001 и не является стандартом ИСО, структура его элементов и отдельные требования формально не в полной мере согласуются со структурой стандартов Международной организации по стандартизации.
Настоящий стандарт разработан в развитие требований п. 4.1.3 ГОСТ 12.0.230-2007 с целью обеспечения совместимости и согласованности систем управления охраной труда, разрабатываемых организациями на основе ГОСТ 12.0.230-2007, с различными (одной или несколькими) наиболее распространенными системами управления (системами менеджмента), требования к которым изложены в стандартах ИСО и которые соответствуют специфичным для ИСО процедурам.
Применение организацией настоящего стандарта позволяет улучшить ее основную деятельность, обеспечить единый подход к управлению рисками, исключить конфликты между конкретными подходами к управлению, принятыми в различных системах, сократить дублирование и уменьшить документацию систем, более результативно и эффективно проводить проверки (аудиты) и, что наиболее важно, более легко обеспечивать совместимость системы управления охраной труда с любой новой системой управления (системой менеджмента).
Применение рекомендаций настоящего стандарта является исключительно добровольным. В тех случаях, когда наличие систем управления (систем менеджмента) в организации есть результат внешнего воздействия (например, требования клиентов по наличию системы менеджмента качества или требования национального законодательства по наличию системы управления охраной труда), организации целесообразно осуществлять интеграцию систем управления только в тех случаях, когда это будет осуществляться исключительно в интересах ее основной деятельности. Если организация не видит преимуществ от интеграции систем управления, то ей не следует это делать.
Настоящий стандарт объединяет общие требования, установленные в стандартах на системы управления, однако последовательность изложения приведенных элементов, которые соответствуют структуре ГОСТ 12.0.230-2007, не следует рассматривать как модель интегрированной системы управления.
Подход, изложенный в настоящем стандарте, может быть использован организацией при внедрении системы управления охраной труда, которая не только отвечает требованиям ГОСТ 12.0.230-2007, но и учитывает аналогичные и/или связанные элементы других систем управления, что позволит организации избежать излишних затрат и дублирования в работе подразделений и должностных лиц.
Настоящий стандарт не содержит конкретных технических требований по обеспечению безопасности производства и не заменяет собой соответствующих требований действующих нормативных актов национального законодательства, в том числе соответствующих технических регламентов и прочих нормативных правовых актов сферы технического регулирования.
Соответствие настоящему стандарту не обеспечивает автоматического соответствия ГОСТ 12.0.230-2007 или любым другим стандартам на системы управления (системы менеджмента).
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на системы управления охраной труда, требования к которым установлены ГОСТ 12.0.230, и устанавливает единый методический подход к обеспечению совместимости и интеграции элементов системы управления охраной труда со структурой и элементами иных систем управления и общей системы управления организации.
1.2 Настоящий стандарт предназначен для применения любой организацией (или ее отдельным подразделением) независимо от ее организационно-правовой формы, вида осуществляемой деятельности, местоположения, численности задействованного персонала и сложности организационной структуры в качестве основы при интегрированном внедрении двух или более стандартов на системы управления (системы менеджмента).
1.3 Настоящий стандарт не распространяется на случаи, когда в организации внедрена только система управления охраной труда на основе ГОСТ 12.0.230 и отсутствуют системы управления (системы менеджмента) в других аспектах деятельности организации.
1.4 Настоящий стандарт может быть также применен в случаях, когда в организации внедрена система управления охраной труда на основе ГОСТ 12.0.230, а организация осуществляет подготовку к внедрению систем управления (систем менеджмента) в других аспектах деятельности на основе соответствующих стандартов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения
ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования
ГОСТ 12.0.230.3-2016 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.002, ГОСТ 12.0.230, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 совместимость стандартов: Пригодность схожих стандартов к совместному использованию при заданных условиях для выполнения принятых и/или установленных требований.
Примечания
1 Совместимость стандартов обеспечивает отсутствие нежелательных взаимосвязей между требованиями стандартов, приводящих к увеличению ресурсов и/или к снижению результативности и эффективности выполнения требований стандартов.
2 Совместимость стандартов систем управления (систем менеджмента) означает, что общие элементы стандартов могут быть реализованы организациями совместно, полностью или частично, без ненужного дублирования.
3.2 система управления (предпочтительный термин), система менеджмента (допустимый термин): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик, целей и процессов для достижения этих целей.
Примечания
1 Система управления (система менеджмента) может затрагивать один или несколько аспектов деятельности.
2 Элементы системы включают структуру, функции и обязанности организации, планирование и осуществление.
3 Область распространения системы управления (системы менеджмента) может включать в себя всю организацию, конкретные и идентифицированные аспекты деятельности организации, конкретные и идентифицированные подразделения организации или один или несколько аспектов деятельности в рамках некоторой группы организаций.
3.3 интегрированная система управления: Система управления, которая объединяет управление несколькими аспектами деятельности и процессами организации в одну полную структуру, что позволяет организации удовлетворять требованиям более одного стандарта на системы управления (системы менеджмента).
3.4 аспект деятельности: Определенное функциональное направление, связанное с деятельностью организации, которое оказывает или может оказывать влияние на организацию или на ее заинтересованные стороны.
Примечания
1 Термин "аспект деятельности" применяется для идентификации вопросов, которые могут требовать управления.
2 Представляется очевидным существование многих аспектов деятельности, которые могут воздействовать на организацию (например, качество продукции или услуг, воздействие на окружающую среду, охрана труда и безопасность производства, информационная безопасность, энергопотребление и др.). Рассмотрение всех таких аспектов одновременно не представляется целесообразным, а потому обычно рассматриваются те из них, которые могут оказать наиболее значительное воздействие, требуют сокращения степени воздействия и/или управления ими.
3.5 заинтересованная сторона (предпочтительный термин), причастная сторона (допустимый термин): Лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.
3.6 воздействие: Влияние на обязательства и цели политики организации, заинтересованные стороны организации или на саму организацию в целом.
Примечание - Влияние может быть положительным или отрицательным.
3.7 событие: Возникновение или изменение специфического набора условий.
Примечания
1 Событие может быть единичным или многократным и может иметь несколько причин.
2 Событие может быть определенным или неопределенным.
3 Событие может быть названо терминами "инцидент", "опасное событие" или "несчастный случай".
4 Событие без последствий может также быть названо терминами "угроза возникновения опасного события", "угроза инцидента", "угроза поражения" или "угроза возникновения аварийной ситуации".
3.8 последствие: Результат воздействия события на объект.
Примечания
1 Результатом воздействия события может быть одно или несколько последствий.
2 Последствия могут быть определенными или неопределенными, могут быть ранжированы от позитивных до негативных.
3 Последствия могут быть выражены качественно или количественно.
4 Первоначальные последствия могут вызвать эскалацию дальнейших последствий по принципу "домино".
3.9 документированная информация: Информация, которая должна поддерживаться в организации, а также носитель, который ее содержит.
Примечания
1 Документированная информация может быть любого формата и на любом носителе и может быть получена из любого источника.
2 Документированная информация может относиться:
а) к системе управления (менеджмента), включая соответствующие процессы и процедуры;
б) к информации, созданной для функционирования организации (документация);
в) к свидетельствам достигнутых результатов (записи).
3.10
процедура: Установленный способ выполнения деятельности или процесса. Примечания 1 Процедуры могут быть документально оформлены или нет. 2 Если процедура документирована, часто используется термин "письменная процедура" или "документированная процедура". Документ (3.7.2), содержащий процедуру, может называться "процедурный документ". [ГОСТ ISO 9000-2011, статья 3.4.5] |
Примечание - В настоящем стандарте в большинстве случаев применяется термин "процедура", что может вызвать смысловую путаницу в понимании процедуры и ее места в известном и широко применяющемся процессном подходе, в соотнесении процедуры и процесса. Процесс является видом деятельности, а процедура является формализацией процесса, устанавливающей фиксированный порядок того, как процесс должен выполняться.
3.11 процесс: Комплекс взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, который преобразует входы в выходы.
3.12 процессный подход: Одна из методологий управления организацией, основанная на выделении и рассмотрении процессов, каждый из которых протекает во взаимосвязи с другими процессами деятельности организации или с внешней средой.
Примечание - Дополнительно см. пункт 2.4 ГОСТ ISO 9000.
4 Основные преимущества и принципы обеспечения совместимости и интеграции систем управления. Общие требования и основные положения
4.1 Основными преимуществами обеспечения совместимости и интеграции системы управления охраной труда с иными системами управления являются:
а) повышение безопасности труда и обеспечение устойчивости позиций организации, в том числе за счет повышения эффективности бизнеса в результате создания единого подхода к управлению, получение синергетического эффекта от проектов по улучшениям, включая улучшения в сфере охраны труда;
Примечание - Согласованность различных систем выгодна для организации, поскольку тем самым обеспечивается интеграция всех бизнес-процессов и согласованность с бизнес-стратегиями организации, что содействует непрерывному совершенствованию общей системы управления организации.
б) создание единых процедур управления процессами производства или оказания услуг, включая планирование действий по достижению целей, их осуществление, контроль за результативностью их исполнения, а также действия по улучшению;
Примечание - Соблюдая все требования с помощью единого (интегрированного) набора процедур, организация сможет обнаружить дублирование в обязанностях и исключить такое дублирование, что упростит управление бизнес-процессами.
в) сокращение противоречий между системами управления, исключение конфликта целей и задач разных систем и конфликта интересов, связанного с распределением ответственности и полномочий персонала в различных системах;
г) исключение дублирования деятельности в рамках процедур систем управления и соответствующих функций;
Примечание - Согласованность систем управления обеспечивает повышение эффективности процессов, содействует принятию согласованных решений проблем, возникающих в различных аспектах деятельности организации, что в конечном итоге приводит к повышению результативности всех систем управления и представляет реальную ценность для организации.
д) уменьшение документированной информации и исключение дублирования в ней;
е) снижение затрат на функционирование систем управления и оптимальное распределение ресурсов;
ж) единый риск-ориентированный подход и улучшение управления угрозами и возможностями;
Примечание - Используя риск-ориентированный подход, организация способна упреждающе выявлять угрозы и использовать возможности, что способствует систематическому постоянному совершенствованию управления и принятию результативных и эффективных решений в тех аспектах деятельности, в которых организация проводит согласованность систем управления.
и) более эффективное и результативное проведение проверок (аудитов).
Примечание - Благодаря обеспечению согласованности процедура проверок (аудита) систем управления - как внутренних(его), так и внешних(его) - будет более эффективной, что приведет к уменьшению несоответствий, устранению дублирования в процедурах проверок (аудита) и экономии временных, финансовых и других ресурсов.
4.2 Организации для обеспечения совместимости системы управления охраной труда с другими системами управления следует принимать во внимание следующие факторы:
а) круг субъектов права, заинтересованных в системах управления;
б) структура и содержание стандартов на системы управления;
в) основная терминология различных систем управления;
г) нормативная база, в том числе по процедурам сертификации;
д) объекты проверки (аудита).
4.3 Для установления наиболее приемлемой формы обеспечения согласованности различных систем управления, которая позволит сократить затраты ресурсов до минимума, организации следует систематизировать требования различных систем управления и определить те элементы системы управления охраной труда, которые она будет внедрять как общие для всех систем управления и, следовательно, устанавливать для них единые процедуры реализации.
Структура и состав элементов систем управления для каждой организации определяются ее предназначением (миссией) и стратегическими целями, организационной структурой, структурой ее ресурсов и составом процессов, которые реализует организация для достижения своих целей. В любом случае согласованные (интегрированные) системы управления должны одинаково поддерживаться со стороны руководства.
4.4 Наиболее универсальными, как правило, и, следовательно, наиболее легко совместимыми являются процедуры:
а) установления и поддержания в работоспособном состоянии политики (политик) организации и целей в различных аспектах деятельности;
б) распределения ресурсов, установления функциональных обязанностей и ответственности;
в) информационного обеспечения;
г) подготовки и обеспечения компетентности персонала;
д) управления документированной информацией (документацией и записями);
е) измерений и мониторинга показателей результативности;
ж) внутренних проверок (аудитов);
и) анализа со стороны руководства, учитывающего общую бизнес-стратегию и общий бизнес-план организации;
к) постоянного улучшения (корректирующие и предупреждающие (если таковые предусмотрены системой управления) действия, измерения и непрерывное совершенствование).
4.5 При обеспечении совместимости различных систем управления следует учитывать, что в интегрированной системе должны быть:
а) единые требования организации, включая общие элементы систем, единые системные процедуры и процессы. Такие единые требования, на сколько это применимо, должны быть отражены в едином комплекте документации;
б) элементы, являющиеся специализированными для конкретных систем управления, в том числе специфические требования системы управления охраной труда.
4.6 В тех же случаях, когда организация планирует проведение сертификации системы управления, созданной и функционирующей по тому или иному стандарту, она должна рассмотреть и выполнять все требования, установленные конкретным стандартом на систему управления, по которому будет осуществляться оценка соответствия для сертификации.
4.7 Организация может внедрять системы управления последовательно (одна за другой) либо несколько систем одновременно.
Примечание - Наиболее рациональным с точки зрения затрат ресурсов и времени является параллельное внедрение, поскольку все элементы, которые организация решила внедрять как общие, будут сразу построены на интегрированных процедурах, обеспечивающих совместимость и согласованность систем друг с другом, без последующего пересмотра с учетом требований стандарта на вновь внедряемую систему управления.
Однако на практике организации по разным причинам чаще внедряют системы управления последовательно, в которых при реализации требований внедряемого стандарта оценивается пригодность уже существующих процедур.
4.8 Соответствие элементов системы управления охраной труда с элементами наиболее распространенных систем управления (систем менеджмента) приведено в справочном приложении А.
5 Требования и процедуры обеспечения совместимости систем управления
5.1 Политика организации в области охраны труда и политики иных систем управления
5.1.1 Организации в отношении всех аспектов деятельности, охватываемых принятыми к внедрению системами управления, следует разработать политику организации.
Организация может устанавливать разные политики, действие которых распространяется только на определенные аспекты деятельности, а требования к таким политикам определены конкретными стандартами на системы управления, либо может устанавливать одну единую (интегрированную) политику, охватывающую все находящиеся под системным управлением аспекты деятельности при условии, что такая единая (интегрированная) политика учитывает все требования каждого конкретного стандарта на системы управления.
5.1.2 До начала разработки политики (политик) организации следует провести исходный анализ и определить текущие условия функционирования организации в соответствии с 5.7.
5.1.3 В случае разработки различных политик по различным аспектам деятельности, в политике в области охраны труда организация должна учитывать требования, изложенные в пункте 4.1 ГОСТ 12.0.230.
5.1.4 В случае разработки единой (интегрированной) политики организация должна учесть следующие общие для всех систем управления принципы, применимые к политике, а именно:
а) соответствие целям организации;
б) создание основы для постановки и пересмотра поставленных целей;
в) включение обязательства по выполнению всех соответствующих требований, которые организация приняла на себя, включая требования национальных законов и иных нормативных правовых актов;
г) включение обязательства по непрерывному совершенствованию систем управления;
д) соответствие определенным положениям и специфическим требованиям к политике соответствующих стандартов на системы управления по тем аспектам деятельности, которые охватывает согласованная (интегрированная) система управления.
Примечания
1 Применительно к системам управления охраной труда такими специфическими требованиям к политике являются требования, изложенные в п. 4.1.2, а); в) ГОСТ 12.0.230.
2 В случае разработки единой (интегрированной) политики такими специфическими требованиями являются требования, изложенные в п. 4.1.1, б) ГОСТ 12.0.230 относительно краткости политики.
5.1.5 Для обеспечения согласованности систем управления организации следует установить единые процедуры:
а) обеспечение доступности политики (политик) организации в документированном виде, в том числе, если это применимо, для соответствующих заинтересованных сторон;
б) доведение политики (политик) до всего персонала организации, в том числе до персонала, работающего под контролем организации;
в) пересмотр политики (политик) на регулярной основе для обеспечения ее адекватности и пригодности, особенно в случаях изменений (см. 5.10.2) или когда выявлены какие-либо недостатки по результатам анализа систем управления со стороны руководства (см. 5.14).
5.1.6 После определения политики (политик), содержащей(их) те положения, которые должны быть выполнены, следующим логическим шагом для организации является планирование того, как это должно быть реализовано на практике.
Организации следует рассмотреть:
а) условия ее функционирования (см. 5.7 и 5.8);
б) потребности и ожидания заинтересованных сторон (см. 5.7);
в) действия по устранению угроз и использованию возможностей (см. 5.7), в том числе действия на случай непредвиденных обстоятельств (см. 5.10.3);
г) цели и мероприятия по их достижению (см. 5.9);
д) обязанности и ответственность (см. 5.3).
5.2 Участие работников и их представителей
5.2.1 Участие работников и их представителей является важнейшим специфическим требованием большинства элементов системы управления охраной труда, а особенно требованием п. 4.2.4 ГОСТ 12.0.230.
Тем не менее, многие системы управления в иных аспектах деятельности требуют от организации:
а) разработать, внедрить и поддерживать процедуру(ы) участия работников и их вовлеченности в различные консультационные мероприятия. Организации следует обеспечивать осведомленность персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей организации;
Примечание - Вовлечение работников в разработку эффективных процедур управления может способствовать повышению культуры производства и содействовать участию работников в мероприятиях по улучшению (см. 5.16).
б) разработать, внедрить и поддерживать процедуру(ы) консультации с подрядчиками, включая процедуры обеспечения четкого понимания их обязанностей в рамках систем управления (см. 5.10.5). Подрядчики должны понимать важность своей деятельности для достижения целей организации.
5.2.2 Организации следует учесть, что отдельные системы управления в отдельных случаях также требуют от организации обеспечить консультирование соответствующих внешних заинтересованных сторон по вопросам систем управления.
5.3 Обязанности и ответственность
5.3.1 Требования ГОСТ 12.0.230 к системам управления охраной труда согласуются с требованиями в других системах управления (менеджмента).
Примечание - Успешное внедрение систем управления зависит от приверженности и обязательств высшего руководства. На деятельность и мотивацию персонала существенное влияние оказывает их восприятие лидерства и приверженности руководителей вопросам охраны труда.
Лидерство высшего руководства организации должно проявляться в искреннем и постоянном интересе к обеспечению требований охраны труда, а отношение и поведение высшего руководства в сфере охраны труда должны распространяться сверху донизу по всем уровням управления организацией.
5.3.2 Высшее руководство организации должно применять единые подходы, способы и механизмы демонстрации лидерства, приверженности и взятых обязательств в отношении аспектов деятельности, по которым в организации внедрены системы управления.
Высшему руководству организации следует учесть, что общими для систем управления способами демонстрации лидерства и приверженности руководства являются:
а) обеспечение разработки политики (см. 5.1) и целей (см. 5.9), согласуемых со стратегией организации;
б) обеспечение интеграции требований систем управления в те виды деятельности, которые являются ключевыми в аспекте существования организации;
в) обеспечение ресурсами, необходимыми для функционирования и результативности систем управления;
г) формирование у персонала культуры производства, основанной на восприятии важности соблюдения требований систем управления;
д) обеспечение достижения системами управления целевых результатов;
е) оказание поддержки любым инициативам персонала по обеспечению результативности систем управления;
ж) содействие непрерывному совершенствованию;
и) поддержка других представителей руководства и/или соответствующих руководителей в демонстрации ими лидерства и приверженности в тех сферах, которыми они руководят.
5.3.3 Для обеспечения функционирования систем управления высшему руководству организации следует определить взаимодействие подразделений (персонала) в каждой системной процедуре и довести до персонала организации соответствующие функциональные обязанности и ответственность в системах (независимо от других обязанностей и ответственности), включая обязанности и ответственность за:
а) создание, внедрение и обеспечение результативного функционирования систем управления, обеспечение соответствия требованиям стандартов на системы управления, которые организация внедряет у себя;
б) предоставление отчетов высшему руководству о результатах функционирования систем управления для проведения анализа (см. 5.14), включая рекомендации по улучшению (см. 5.16).
5.3.4 Организации следует учесть, что все стандарты по системам управления закрепляют всеобъемлющую обязанность и ответственность за обеспечение требований в определенном аспекте деятельности именно за высшим руководством.
5.3.5 Для обеспечения согласованности систем управления организации следует установить единую процедуру определения, документирования и доведения до сведения персонала, включая персонал подрядчиков, и командированных лиц информации об обязанностях и полномочиях тех, кто несет ответственность за системы управления, и об их взаимодействиях в рамках организации. Представляется исключительно важным понимание каждым руководителем любого уровня управления и каждым работником своей роли в системе управления.