Гр. 4ДОб-04-22зп
Уч. г.
Технологии экологического образования детей дошкольного возраста
Технологическая карта изучения дисциплины:
5семестр: практические занятия – 6 ч., контрольная работа, экзамен
Семестр (2017-2018уч.г.)
Практическое занятие 1
Тема: Технология наблюдения в экологическом образовании дошкольников
Вопросы для обсуждения:
1. Значение, виды и особенности наглядных методов в экологическом образовании дошкольников.
2. Технология организации наблюдений в разных возрастных группах с учетом экологического подхода к отбору их содержания.
3. Методика использования наглядно-иллюстративного материала в экологическом образовании детей разных возрастных групп.
4. Использование ИКТ в экологическом образовании детей разных возрастных групп.
Задания:
1. Анализ конспекта наблюдения (выполняется на занятии).
2. На примере одного из видов наглядно-иллюстративного материала (изобразительное наглядное пособие; натуральное наглядное пособие; экранное пособие) продемонстрировать (или описать) методику его использования в экологическом образовании дошкольников.
Методические рекомендации:
На основе изучения литературы выяснить роль и специфику наблюдения в экологическом образовании дошкольников;систематизировать методические приемы, используемые на каждом этапе технологии педагогического руководства наблюдением в разных возрастных группах.
Выяснить особенности использования наглядно-иллюстративного материала в экологическом образовании дошкольников. Систематизировать методикуработы с разными видами наглядных пособий природоведческого и экологического содержания.
|
Литература:
1. Грачева Л. Короткова Л. Чудо-пособие // Дошкольное воспитание.- 2003. -№ 9.
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М., 2003.
3. Иозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 7.
4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2007.
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 2005.
6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 2002.
7. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2005.
8. Рыжова Н.А. Наш дом - природа»: Об экологических пособиях для детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1994.
9.Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М., 2011.
Практическое занятие 2
Тема: Технологии моделирования и экспериментирования в экологическом образовании дошкольников
Вопросы для обсуждения:
1. Значение, виды и особенности практических методов в экологическом образовании дошкольников.
2. Технология организации и проведения элементарных опытов экологического содержания в разных возрастных группах детского сада.
3. Использование технологии моделирования в экологическом образовании дошкольников разных возрастных групп.
Задания:
1. Анализ видеофрагмента занятия по экологии (выполняется на занятии).
2. Разработать комплекс моделей экологического содержания для одной из возрастных групп. Оформить в виде таблицы:
Предметные модели | Предметно-схематические модели | Графические модели |
На конкретном примере продемонстрировать методику использования в образовательном процессе ДОУ предметной, предметно-схематической и графической модели.
|
Методические рекомендации:
На основе изучения литературы выяснить роль экспериментирования в экологическом образовании дошкольников. Далее познакомиться с видами элементарных опытов и методикой их организации и проведения в разных возрастных группах.
Выяснить особенности деятельности моделирования в детском саду; познакомиться с методикой использования моделей в экологическом образовании детей разных возрастных групп.
Литература:
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М., 2003.
4. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8.
5. Костюченко М. Экспериментируем! // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
6. Мартынова А. Опыт – вот учитель жизни вечной // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3.
7. Медведева Т. Познавательная деятельность старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
8. Некрасова Е. Играем с песком, водой и глиной // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6.
7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2007.
8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 2005.
9. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 2002.
10. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2005.
11. Савенков А.И Методика исследовательского обучения дошкольников. – М., 2010.
12. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М., 2011.
13. Чехонина О. Экспериментирование как основной метод поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 6.
Практическое занятие 3