Иван Алексеевич Алчевский – король теноров, украинский Карузо




Иван Алексеевич – младший сын Алексея Кирилловича и Христины Даниловны Алчевских. Он родился в 1876 году, и все Алчевские, любил и умел петь, но никто не предавал этому значения. Предполагалось, что все дети должны уметь петь и играть на музыкальных инструментах.

Сам Иван собирался после окончания естественного отделения физико-математического факультета Харьковского университета в 1901 году стать народным учителем, как его мать. Но смерть отца в мае 1901 года и последующее разорение семьи изменило его планы.

Именно ему, считавшемуся в юности несколько отрешенным от реальной жизни и неприспособленным, довелось содержать всю свою немаленькую семью и Харьковскую воскресную школу.

По совету старшего брата Григория, учившего его пению, Алчевский едет в Петербург на прослушивание в Мариинский императорский оперный театр. Но оказалось, то добиться этого не так-то просто. Тогда Ивана знакомят с вдовой министра, известной меценаткой (и певицей в прошлом) Юлией Федоровной Абаза. Она пригласила молодого начинающего певца в свой салон, и перед собравшимися гостями, среди которых были и представители Мариинского театра, Иван Алчевский выступает с песней Индийского гостя и оперы «Садко» Римского-Корсакова.

Успех превзошел все ожидания, дебют был обещан. И с 1 октября 1901 года Иван становится профессиональным певцом и перекладывает на свои плечи содержание Харьковской воскресной школы, которой руководила его мать Христина Даниловна.

 

4 года выступал Алчевский в Мариинском театре. Не забудем, что у него не было профессионального вокального образования, он не оканчивал никакой консерватории и был по сути любителем. Поэтому в 1905-1906 гг. певец уехал в Брюссель в театр «Де ла Монне». Там он не только пел, но и учился оперному мастерству у знаменитой певицы Ф.В. Литвин.

Театр «Де ла Монне» стал для Алчевского первой ступенькой к мировому признанию.

После удачного сезона в Брюсселе Иван Алексеевич получил ангажемент в лондонский королевский оперный театр «Друри-Лейн». Там он выступал одновременно с итальянским тенором Энрике Карузо, и выступал также успешно, как и он. Когда Алчевский пел партию Ленского в «Евгении Онегине» знаменитый русский анархист князь П.А. Кропоткин расплакался от волнения и после спектакля пришел за кулисы к певцу высказать свое восхищение.

Этот факт использовала американская пресса, когда рекламировала гастроли Алчевского в Нью-Йоркском театре «Манхеттен Опера Хаус»: «Иван Алчевский, сын миллионера, студент философии, жертва Витте, друг Кропоткина, становится неожиданно всемирно известным тенором, оставляет Россию и прибывает в Нью-Йорк».

 

Сначала ему понравилось в Америке, но потом он разочаровался в ней: вступать ему не давали, при выступлениях в концертах он должен быть отдавать большой процент. Климат его тоже не радовал: вчера был мороз -10, а сегодня проливной дождь весь день, хуже чем в Петербурге. Страшная грязь, весь дым опустился на улицы – в общем мерзость неописуемая. И в таком климате нужно петь.

Иван Алексеевич писал матери, что Америка – страна шантажа и жульничества и что никакие деньги, никакая слава не заставят его еще раз приехать в Америку.

В 1907 г. он вернулся в Россию. Певец гастролирует по всей России, в том числе и в Крыму. Там в гостях на даче у своего брата любимым развлечением его было взять высокую ноту в тон тонкому хрустальному бокалу, держа его перед собой, и бокал неизменно рассыпался.

В 1908 г. Алчевский пел в Большом театре в Москве и вместе с Шаляпиным в дягилевских сезонах в Париже. Его выступление в роли Шуйского в «Борисе Годунове» пользовалось огромным успехом.

В 1908-1910 гг. И.А. Алчевский был ведущим артистом парижского театра «Гранд-Опера», а в 1910-1912 – солистом Большого театра в Москве, в 1912-1914 гг. – опять в Европе и даже в Африке (в Алжире).

С началом Первой мировой войны певец разрывает 18-месячный контракт с «Гранд-Опера», боясь быть отрезанным от родины и горячо любимой матери и возвращается в Россию.

С этого времени Алчевский пел в Большом и Мариинском театрах и много гастролирует. На гастролях он и умер. Это произошло в Баку. 11 апреля 1917 года он, заболевший, по требованию публики вышел на сцену – голос его хрипел, вибрировал, глаза лихорадочно блестели. По окончании акта певец уже не вышел на поклоны – его в бреду увезли из театра в больницу. Там после 2-недельных мук 26 апреля он и скончался от менингита.

Известие о его смерти всех поразило как громом, ведь он не дожил и до 0 лет, тому же заботился о своем здоровье: играл в теннис и любил греблю.

Иван Алексеевич был певцом широкого творческого диапазона, яркого дарования, высокой исполнительской культуры. Недаром современники называли его настоящим поэтом в музыке, русским Карузо. За неполные 16 лет творческой жизни гениальный певец создал более 55-ти сложнейших образов.

Неудивительно поэтому, что регулярно проводятся конкурсы молодых вокалистов имени Ивана Алчевского (второй из них проходил в Алчевске), а алчевская детская музыкальная школа № 1 с 2001 года также носит его имя.

В концертном зале музыкальной школы слева от сцены установлен большой портрет Ивана Алексеевича и во время выступления кажется, что он тебя слушает.

 

Выводы

В ходе исследования были решены все поставленные задачи: я узнала, в честь кого названы наш город, музыкальная и средняя школа и убедилась, что Алексей Кириллович, Христина Даниловна и Иван Алексеевич Алчевские были выдающимися личностями.

Список литературы

1. Ямковой А.А. Жизнь и деятельность Алчевских: Документально-краеведческий очерк. – Алчевск: ДонГТУ, 2004. – 92 с.

2. Ямковой А.А. Они прославили Луганщину: Историко-биографические очерки. – Алчевск: МКИПЧП «Светоч», 2015. – 128 с.

3. Ямковой А.А., Плетенцов Г.А. Коммунарск. Историко-краеведческий очерк. – Донецк: Донбасс, 1972. – 104 с.

4. Ямковой А.А. Путь длиной в 100 лет: Очерки истории Алчевского металлургического комбината. – Луганск: Светлица, 1996. – 262 с.

5. Ворошилов К.Е. Рассказы о жизни. – М.: Политиздат, 1968. – 368 с.

6. Алчевская Х.Д. Передуманное и пережитое: Дневники, письма, воспоминания. – М., 1912.

7. Ямковой А.А. Борис Грiнченко i Луганщина. – Алчевск: Светоч, 2008. – 36 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: