Ход урока
Организационный момент
У: Здравствуйте, садитесь! Начнём наш урок. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
Актуализация знаний
а) На доске эпиграф: Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях (Л.Н. Толстой)
У: Прочитайте, пожалуйста.
Д: (1 ученик читает вслух)
У: Как вы понимаете данную фразу? О чем она?
Д: Добрый и умный замечает в других только добро, а зла не видит.
У: (обобщает ответы) Сегодня на у нас будет урок доброты.
б) Игра в пословицы:
У: Какие пословицы о доброте вы знаете?
Д: (Примеры: Добро поощряй, а зло порицай.
Добро что клад ищут, а худо – под рукой.
Доброго человека в красный угол сажают.
Доброе дело два века живет.
Доброе дело и в воде не тонет.
Доброе дело скрытности не любит)
(Если дети затрудняются, можно самой прочитать пословицы и анализировать их).
Введение в тему
У: Сегодня мы познакомимся с новым писателем для вас. Это В.Г. Распутин (портрет). Его самое знаменитое произведение «Уроки французского»
Чтение рассказа «Уроки доброты» (стр. 85-86)
Определение темы и целей урока
У: Что такое духовная память, духовный опыт человека? Как вы это понимаете?
Д:
У: Что заставила В.Г. Распутина написать рассказ «Уроки французского»?
Д:
У: Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему и цели урока?
Д: (Формулируют тему и цель урока)
Открытие нового знания
а) слово учителя о писателе
В.Г. Распутин – выдающийся русский писатель, публицист, общественный деятель. Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска.
Среди русских классиков своими учителями Распутин считал Достоевского и Бунина. Первая книга Валентина Распутина «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовал: рассказ «Уроки французского».
|
в) подготовка к восприятию рассказа
У: рассказывает из учебника (стр 86-87) о рассказе «Уроке французского»
г) чтение рассказа: до 99 стр.
У: А теперь давайте перейдем непосредственно к самому произведению. Ребята, скажите, пожалуйста, к какому жанру относится рассказ? Почему?
Д: Эпосу. Эпические произведения повествуют о событиях, которые произошли с героями.
(Учитель читает отрывок: от начала до слов … Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня)
1. Словарная работа
Итак, дети, какие слова вам не понятны: облигация – ценная бумага, полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т., чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски, пошвыркать — похлебать, гольный кипяточек — чистый, без примесей.
2. Анализ текста
Вопросы:
О чем этот рассказ?
Кто главный герой?
Как автор относится к главному герою?
Назовите других героев, которые описаны в отрывке.
Почему его семья так бедно живет? Какие это годы?
Чем это рассказ для вас интересен?
Когда и как началась самостоятельная жизнь главного героя?
Какие испытания ожидали его?
Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы?
Почему герой рассказа начал играть в «чику»? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
|
Кого из героев вы можете назвать добрым и почему? Запомните ваши ответы. Мы вернемся еще раз к этому вопросу после прочтения рассказа полностью.
3. Работа с карточками:
На доске карточки со словами. Надо соединить их с правильными синонимами:
Снаряжаться из дому (уезжать), квартировать (жить), башковитый (умный), спустя рукава (безответственно), шпарить (говорить), раздобреть (насытиться).
4. Составление цитатного плана:
1) «Чтобы учиться дальше... и мне пришлось снаряжаться в райцентр».
2) «Учился я и тут хорошо... по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
3) «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни».
4) «Получив его (рубль),... я покупал на базаре баночку молока».
5)«Они били меня по очереди... не было в тот день человека несчастнее меня».
5. Пересказ отрывок детьми. (пересказывать от разного лица: я, он)
Устный тест
Учитель читает вопросы и показывает варианты ответы. Дети поднимают карточки с буквами, обозначающими рядом с правильными ответами.
Уроки французского» - это
а) рассказ
б) повесть
в) сказка
2. Кто главный герой произведения:
а) Вадик
б) автор
в) Федька
В каком классе учился главный герой?
а) в 6
б) в 7
в) в 5
Какой предмет ему давался тяжело?
а) английский
б) французский
в) математика
Почему похудел главный герой?
а) тосковал по дому
б) голодал
в) болел
Как называется игра, в которую играли ребята на деньги?
а) чиж
б) чика
в) пика
На что тратил деньги с выигрыша главный герой?
|
а) на молоко
б) на картошку
в) на мясо
Подведение итогов
У: Обратите внимание на иллюстрации к рассказу. Какие эпизоды выбрал художник? Озаглавьте их?
Д:
У: Смотрели ли вы фильм, снятый по произведению «Уроки французского»?
У: Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.
В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность. Об этом мы поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание
- прочитать рассказ до конца
- составить словесный рисунок любимого эпизода