Досуг, звонят, иначе, инструмент.




ВПР – подготовка

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Меня ра(з/с)будил (2) яркий солнечный луч. Прон(е/и)кая в маленькое окошко вмаза(н/нн)ое в стену за печкой на которой мы спали он золотым меч..м пронзал (полу)мрак под белё(н/нн)ым потолком чистенькой хатки и уп..рался прямо мне в лицо.

Как это часто бывает на вое(н/нн)ых ночлегах проснувшись (3) не сразу поймёш.., где ты и как сюда попал. Потом вспомнился (не)удачный вчерашний полёт в липком мартовском тумане белые дымки зенитных разрывов ра(с/з)вёртывавшихся над головой растерза(н/нн)ое крыло самолёта закуше(н/нн)ая до крови губа и узкие остекленевшие от напр..жения глаза лётчика в косом зеркальце, тяж..лый шлепок о снежную поляну… И вдруг — люди в грязных замурзанных но родных армейских (полу)шубках и ушанках бегущие по глубокому и талому снегу к обломкам нашей машины. Свои! И сразу слабость ск(а/о)вавшая всё тело (4).

 

(по Б. Полевому, 118 слов)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

 

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

1) Очень (не)красивый почерк, (не)выполненная домашняя работа, (не)сдвинуться с места

2) (Не)достойное поведение, (не)жданно-(не)гаданно, (не)дорого продаю

3) Строительство (не)завершёно, вовсе (не)холодно, (не)лепость

4) (Не)убранная комната, (не)наряженная елка, (не)услышал из-за шума

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

1) Перепели(н/нн)ые яйца, краше(н/нн)ая скамейка, серебря(н/нн)ая ложка

2) Спускаться организова(н/нн)о, закова(н/нн)ый в цепи, девочка испуга(н/нн)а

3) Стари(н/нн)ый особняк, получится несомне(н/нн)о, ране(н/нн)ый зверь

4) Закалё(н/нн)ый человек, весе(н/нн)ее солнышко, солид(н/нн)о выглядеть

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Досуг, звонят, иначе, инструмент.

6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости и целеустремленности.

2) Николай Петрович был готов поспорить об этом.

3) Работу решено было вести вопреки правил.

4) Услышав длинный губок, набирается номер абонента.

7. Определите и запишите основную мысль текста.

Текст 2

(1)Чувство Родины — важнейшее чувство для каждого человека. (2)У взрослого это чувство подобно большой реке. (3)Опыт жизни и впечатления от всего увиденного понятие Отечества расширяют до границ всего государства. (4)Но есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого всё начинается. (5)И чувство родины (обратите внимание на корни слов: род — родник — Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. (6)Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой.

(7)Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с неосознанной еще благодарностью за эту жизнь. (8)Это, бесспорно, могучая сила памяти. (9)Она влечет птиц из дальних краев к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. (10)Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину. (11)Разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина.

(12)Мы часто говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо беречь. (13)Грустно признать, но на «клочке земли, припавшем к трём берёзам», частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений.

(14)Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (15)Наш общий дом — Родина, — богатея, должен оставаться прекрасным во всех его уголках. (16)Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.

 

(по В. Пескову, 228 слов)

8. Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.

 

9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «чувство родины прорастает» из предложения 5. Запишите ответ.

10. В предложениях 3−4 найдите слово с лексическим значением «начало». Выпишите это слово.

11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Прорастает из зёрнышка

2) Нашей культуры

3) Видишь частенько

4) Всё начинается

12. Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.

13. Определите тип односоставного предложения под номером 8. Запишите ответ.

14. Среди предложений 7−9 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

15. Среди предложений 5−7 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

16. Среди предложений 14−16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

17. Среди предложений 6−9 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

[сказуемое подлежащее, подлежащее]. Выпишите номер этого предложения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: