a. Спецификация требований согласно следующей структуре
№ требования (идентификационный код) | Определение требования (требование описывается в свободном стиле) | Приоритет (высокий, средний, низкий – отражает важность требования, используется для выработки порядка его выполнения) | Краткое описание (как можно короче – от 2 до 6 слов) |
b. Разделение требований по типу
i. Список функциональных требований будет сформулирован в убывающем порядке по приоритетам и будет определены пользователи (актеры) АИС (кто и в каких случаях будет использовать систему);
ii. Список нефункциональных требований (в том числе требования к гибкости, качеству, безопасности, простоте использования и доступности, к использованию стандартов и технологическим ограничениям).
Основные понятия, которые необходимо знать для выполнения данной работы:
Среди основных функциональных компонентов предприятия могут быть отмечены:
· Отдел администрирования предприятия (отвественный за принятие решений);
· Научно-исследовательский отдел и отдел научно-технического развития предприятия;
· Отдел поставок основного сырья необходимого для производства;
· Производственный отдел, который отвечает за основное производство либо за предоставление определенных услуг;
· Отдел продаж (предоставления) основных продуктов и услуг предприятия;
· Складской отдел;
· Отдел кадров;
· Бухгалтерия (отдел финансовой отчетности)[1].
Организационная структура предприятия это документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.
|
Органиграмма это схематическое представление организационной структуры предприятия либо организации, отражающая субординацию его компонентов либо виды взаимодействий между данными компонентами. Обычно органиграмма состоит из прямоугольников, которые соответствуют руководящим постам либо компонентам, и линий, которые показывают взаимосвязь между данными компонентами.
Примечание: Органиграмма может быть построена
- для организации в целом;
- для части организации – она отображает функции одного отдела либо нескольких компонент организации.
Основные правила, применяемые при построении органиграммы:
a) Размер и контур прямоугольника соответствует функциональной значимости объекта, поэтому прямоуголники, соответсвующие службе в целом, рисуются крупнее и более толстыми линиями, чем службы, которые являются подчиненными данной службе.
b) Использованные типы контуров и линий должны отображать иерархическую субординацию, т.е. для всех постов одного уровня используются одни и те же типы контуров прямоугольников и линий;
c) Сложные органиграммы должны содержать легенды.
В данной работе, также необходимо найти и описать все процессы анализируемой подсистемы, которые отвечают за основную деятельность. Также необходимо найти и описать все потоки данных, которые соответсвуют данным процессам, их источники и приемники. Обычно эти процессы соответсвуют оперативной подсистеме. Необходимо также выделить процессы, соответствующие управленческой подсистеме для составления отчетов и принятия решений. Далее определяются актеры, которые будут получать эти отчеты и принимать на их основе решения.
|
После описания процессов и информационных потоков необходимо приступить к построению иерархии диаграмм потоков данных, используя принцып «разделяй и властвуй». Сперва строится одна контекстная диаграмма, которая определяет наиболее общий вид системы. На такой диаграмме показывают, как разрабатываемая система будет взаимодействовать с приемниками и источниками информации т.е. описывают интерфейс между системой и внешним миром. Обычно начальная контекстная диаграмма имеет форму звезды.
Другая диаграмма - нулевого уровня - показывает основные подсистемы анализируемой системы и взаимодействие этих подсистем с местом скопления данных и внешними сущностями, указанными в контекстной диаграмме.
Для кажной из подсистем, указанных на диаграмме нулевого уровня, будут строиться диаграммы первого уровня, которые отображают все основные процессы данной подсистемы. Для облегчения восприятия процессы детализируемой подсистемы нумеруют, соблюдая иерархию номеров: так процессы, полученные при детализации процесса или подсистемы «1», должны нумероваться «1.1», «1.2» и т.д. Кроме этого желательно размещать на каждой диаграмме от 3-х до 6-7-ми процессов и не загромождать диаграммы деталями, не существенными на данном уровне.
Декомпозицию потоков данных необходимо осуществлять параллельно с декомпозицией процессов. Детализация будет производиться до тех пор, пока не станет понятным процесс функционирования данной подсистемы для его дальнейшей алгоритмизации.
|
Полная спецификация процессов включает также описание структур данных, используемых как при передаче информации в потоке, так и при хранении в накопителе.
Синтаксис диаграмм потоков данных (Data Flow Diagram)[1, 2, 3]:
Обозначение | Пояснения | |
Нотация Жордана-ДеМарко | Нотация Гейна-Сарсона | |
- Процесс преобразования входящего потока данных в выходящий информационный поток; - система либо подсистема Например, для системы или подсистемы надпись содержит текст «система учета заказов». Для процесса надпись представляет собой глагольную форму - «принятие и регистрация заказов». | ||
Место скопления данных. Текст отображает содержание всех тех данных которые хранятся в месте скопления, например, «данные о клиентах» | ||
Поток данных, отображает передачу потока данных либо информационного потока между разными сущностями. Текст поясняет логический или физический поток данных, например «данные о заказе клиента» или «счет-фактура» | ||
Внешняя сущность. Она обычно находится за границей системы и является источником либо приемником информационного потока (данных). Поясняющий текст должен быть существительным в единственном числе, например, «клиент», «кассир», «поставщик». |
Модель, соответсвующая этапу анализа, называется моделью анализа либо информационная модель.
В результате анализа созданной модели можно приступить к формулировке требований к автоматизированной информационной системе. Требования – это услуги, которые хочет получить заказчик, используя данную ИС, ограничения по использованию и по разработке данной ИС. Требование может быть сформулировано абстрактно либо с помощью математических спецификаций.
Требования к ИС можно раздель на функциональные и нефункциональные [6]:
- Функциональные требования – это перечень сервисов, которые должна выполнять система, причем должно быть указано, как система реагирует на те или иные входные данные, как она ведет себя в определенных ситуациях и т.д. В некоторых случаях указывается, что система не должна делать.
- Нефункциональные требования - описывают характеристики системы и ее окружения, а не поведение системы. Здесь также может быть приведен перечень ограничений, накладываемых на действия и функции, выполняемые системой. Они включают временные ограничения, ограничения на процесс разработки системы, стандарты и т.д. В этот список можно добавить требования по защите информации, по используемой технике, требования предметной области где будет внедренена АИС. Одну из структур технического задания, содержащюю требования к АИС можно найти здесь https://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=316454&lang=2, anexa).
В действительности четкой границы между этими типами требований не существует. Например, пользовательские требования, касающиеся безопасности системы, можно отнести к нефункциональным. Однако при более детальном рассмотрении такое требование можно отнести к функциональным, поскольку оно порождает необходимость включения в систему средства авторизации пользователя. Поэтому, рассматривая далее эти виды требований, необходимо помнить, что данная классификация в значительной степени искусственна (поэтому и рекомендуется использование стандартов и технических рекомендаций в процессе создания АИС).
Многие проблемы, возникающие при разработке систем, связаны с неточностью и "размытостью" спецификации требований. Из-за этого рекомендуется как можно точнее сформулировать требования к АИС. Требования используются и на этапе тестирования для проверки правильности их реализования через програмный код.
Примеры артефактов для 2-й лабораторной работы:
1) Пример органиграмы для предприятия реализующая определенный товар:
2) Пример описания документа из анализируемой области (описывается товарная накладная и счет фактура):
a) Товарная накладная применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Накладная оформляется в двух экземплярах. Первый остается у поставщика и позволяет зафиксировать отпуск товаров на сторону, второй же передается покупателю и позволяет оприходовать полученные товарно-материальные ценности. Данные, зафиксированные в накладной не должны расходиться с данными, указанными в счет-фактуре (при ее наличии).
Уполномоченные лица, дающие разрешение на отпуск товаров, должны подписывать товарную накладную лично. Подписи должны быть заверены печатью организации. Должностные лица, принимающие товар, расписываются в товарной накладной, ставят печать или указывают реквизиты документа, уполномочивающего их на прием товара. Возможность применения факсимильной подписи, при необходимости, должна быть заранее прописана в договоре на поставку.
b) Счет-фактура — форма этого документа подлежит строгому регламентированию. Счет-фактура содержит информацию о сумме денежных средств, и фактурную часть (информацию бухгалтерского учета). Документ крайне важен, так как является основанием для акцептования предъявленных сумм НДС (налога на добавленную стоимость) к вычету.Все организации и предприятия, являющиеся плательщиками НДС обязаны выписывать счета-фактуры. Документ оформляется в двух экземплярах и подписывается поставщиком товара или услуги. Один экземпляр передается покупателю, другой остается у продавца. Счет-фактура должна быть выписана не позднее, чем через 5 дней после отгрузки товара (выполнения работ или оказания услуг). Обычно в счет фактуре указываются полное или сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами, код регистрации юридического лица (продавца) и место нахождения продавца, № и дата платежно-расчетного документа, наименование покупателя в соответствии с учредительными документами, код регистрации юридического лица (покупателя), а также указываются реквизиты платежного документа, свидетельствующего об оплате товаров (работ, услуг).
3) Пример контекстной диаграммы (для подсистемы учета вакцинов, в медучреждении):
№ | Внешняя сущность | Входы в систему от внешних сущностей | Выходы из системы к внешним сущностям |
1. | Бухгалтерская система учета | - | - Путевой лист и зарегистрированная входящая счет фактура; - Статистические отчеты и различные информации (просроченные или испорченые вакцины); - Зарегистрированная выходящая счет фактура. |
2. | Секция закупок | Информация о новых поступлениях | Информация об окончании запасов вакцинов |
3. | Донор | Путевой лист | Подписаный путевой лист (с вписанными дополнениями) |
4. | Медучереждение | Список необходимых вакцинов | Выходящая счет фактура зарегистрированная в бухгалтерской системе учета |
4) Пример нахождения процессов обработки данных, для анализируемой системы, анализ входов и выходов информационных потоков:
Процесс | Краткое описание разрабатываемых операций | Входные данные процесса | Выходные данные процесса | Математические формулы |
1. Прием информации о новых поступлениях вакцин | 1. регистрация новых поступлений 2. запись информации в журнал поступлений | Новая входная информация | Зарегистрированная и утвержденная подписью информация | |
2. регистрация поступивших вакцин | 1. представление входного документа 2. прием/выгрузка и проверка целостности поступивших вакцин (упаковок, конвертов и т.д.) 3. подпись документа о принятии товара (квитанция и чек), регистрация даты, времени получения и запись замечаний (если есть) 4. возвращение подписанных фактур и путевого листа 5. проверка поступлений на наличие стандартной документации 6.регистрация счет-фактуры и передача вакцин на хранение | Входящая счёт-фактура и путевой лист (стандартная документация, сопровождающая поступление) | Входная фактура и путевой лист, заполненные двумя новыми атрибутами (дата и время) и замечания (в трёх экземплярах) | 1.Стоимость = кол-во * цена 2.Сумма = стоимость + НДС + акцизы 3.Общая сумма = сумма сум |
3.Обеспечение сохранности вакцин с учётом условий хранения | 1.Проверка вакцин на соответствие штрих-коду и количеству, указанным в счёте-фактуре 2.Регистрация вакцин в журнале поступлений согласно фактуре 3.Регистрация кол-ва повреждённого товара и недостач. 4. Регистрация места хранения товара, с соблюдением необходимых условий хранения. | Счёт-фактура, путевой лист. Стандартная документация, сопровождающая товар | 1.Список повреждений и недостач 2.Фактура передается в бухгалтерию для регистрации и хранения | |
4.учет качества вакцин | 1.Периодическая проверка состояния вакцины и регистрация просроченного товара или несоответствий стандартам. 2.Регистрация и уведомление в случаи обнаружения просроченного товара или наличия повреждения. 3.Передача на списание (уничтожение) вакцин, не удовлетворяющих требованиям, с документальным подтверждением. | Данные о повреждениях или выхода из срока годности вакцин, обнаруженные при проверке склада оператором | Отчёт о повреждённых и/или прозрачных вакцинах | 1.Стоимость потерь = количество списанного товара * цена вакцины 2.Сумма потерь = сумма всех потерь |
5. Прием запросов и контроль составления поставок вакцины | 1. Прием запросов; 2. Отбор товара по запросу; 3. Составление документа об убытии товара со склада; 4. Фиксирование несоответствия заказа и поставки (если они есть). | Список требуемых вакцин | Выходная счет-фактура и путевой лист | 1.Стоимость = количество * цена вакцины 2.Сумма = стоимость + НДС + Акцизы 3.Общая сумма=сумма сумм |
6. Учет отпущенного товара | 1. Регистрация отпуска товара с приложением инструкций по хранению и использованию медикаментов, стандартной документации; 2. Передача одного экземпляра выходящей счет-фактуры заказчику и одного экземпляра в бухгалтерию. | Выходящая счет-фактура и путевой лист (в 3 экземплярах) | Подписанные выходящая счет-фактура и путевой лист (в 3 экземплярах) | |
7. Инвентаризация остатков вакцин и генерация заказов вакцин донорам | 1. инвентаризация остатков вакцин на складе; 2. фиксация необходимого количества вакцин; 3. Создание документа с новыми заказами (если необходимо). | Данные об инвентаризации | Информация о товаре, запасы которого необходимо пополнить |
На основе данной таблицы строится диаграмма потоков данных, которая отображает графически процессы, входящие и выходящие потоки данных, соответствующие этим процессам, места скопления данных и внешние сущности, которые взаимодействуют с процессами.
5) Пример функциональных требований:
a. Кассир должен иметь возможность поиска в базе данных АИС характеристики товара;
b. АИС должна предоставлять возможность кассиру удобно просматривать все характеристики товара;
c. АИС должна позволять оператору склада регистрировать поступление всех видов вакцин;
d. АИС должна позволять регистрировать оператору склада бракованные вакцины либо регистрацию вакцин, которые будут передаваться на уничтожение;
e. Каждой новой продаже товара АИС должна поставить в соответствие уникальный идентификационный номер.
6) Пример нефункциональных требований:
a. Система не должна выводить никаких других данных о клиенте, кроме его имени и фамилии;
b. Процесс разработки АИС и вся документация, разработанная в процессе разработке, будут основываться на ТР 38370656-002:2006;
c. В основном меню приложения, который будет использовать менеджер склада, должна быть опция «Отчет», при вызове которой должны быть доступны опции «Просмотр» и «Печать»;
d. Текст из формы «Регистрация продаж» должен быть читает с расстояния 1 м от монитора.
Дополнительные задания:
1. Построить органиграмму со следующими функциональными компонентами: «Ректор», у которого в подчинении двое сoтрудников: «Проректор по учебной части» и «Проректор по связям с общественностью». У первого проректора в подчинении трое деканов: «Декан Экономического факультета», «Декан Юридического факультета» и «Декан факультета Политологии». У второго проректора в подчинении двое сотрудников: «Менеджер по работе со студентами» и «Менеджер по связям с общественностью».
2. Построить органиграмму для следующего описания: «Отдел кадров», который подразделяется на следующие отделы- юридический, бухгалтерский, IT-отдел и отдел закупок.
3. Составить диаграмму потоков данных по следующему описанию: информационная система по управлению производством продукции предприятия получает:
a. Информацию, относящуюся к полученному сырью из отдела закупок;
b. Информацию, относящуюся к заказам из отдела учета заказов.
В результате производства продукции, информация о типе и количестве полученной продукции передается отделу по продаже и экспедиции. Какой тип диаграммы потоков данных был создан?
4. Информационная система учета продаж состоит из следующих процессов: прием и анализ заказов, прием и распределение готовой продукции (в соответствии заказов), составление счет-фактуры для каждого заказа, учет поставки продукции клиентам. Данные о доставленной продукции клиентам регистрируются и хранятся в месте скопления данных о заказах. Внешние сущности данной системы: «Отдел учета заказов», «Производственный отдел», «Бухгалтерия» и «Клиент». Построить диаграмму потоков данных, добавив соответствующие информационные потоки, которые передаются между процессами, местом скопления данных и внешними сущностями.
5. Найти и описать подпроцессы, характерные процессу производства хлеба. Выделить входные и выходные потоки данных, соответствующие каждому подпроцессу.
6. Построить диаграмму потоков данных, которая отобразит графически передвижение следующих потоков данных: клиент передает данные о своем заказе отделу учета заказов оптового склада. Этот отдел регистрирует заказы и отправляет запрос отделу поставки продукции. В случае если запрашиваемая продукция есть в отделе, отдел учета передает отделу поставки информацию о продукции, которую запрашивал клиент. Последний создает заказ и подготавливает продукцию к поставке, предварительно зарегистрировав данные о поставке (когда, в какой день, в каком количестве, по какой цене, кто ответственный за составление заказа и др.) в месте скопления данных. Информация, содержащая детали поставки (счет-фактура) передается клиенту.
Выделить:
·Внешние сущности информационной системыe
·Процессы обработки данных системы
·Информационные протоки
·Места скопления данных.
7. Построить иерархию диаграмм потоков данных для процесса тестирования студентов по определенному предмету. В процесс вовлечены три сущности: преподаватель, студент и секретарь деканата. Подпроцессами данного процесса могут быть: создание тестов, выдача тестов студентам и решение тестов, проверка и оценивание ответов, регистрация оценок (в зачетной книжке и в ведомости). Папка с тестами, изначально без ответов, а потом с ответами и с оценками будет выступать в роли места скопления данных основного процесса. Информация об успеваемости студентов (ведомость с оценками) передается секретарю деканата.
8. Та же задача, раассматриваемая на другом уровне: смоделировать действие информационной системы «Учет и оценивание успеваемости студентов». Можно выделить следующие процессы: 1. Учет персональных данных зачисленных студентов, 2. Сбор и обработка данных об успеваемости студента, 3. Создание информации об успеваемости на уровне факультета, 4. Сбор и сохранение данных. Процесс учета персональных данных можно разделить на следующие подпроцессы: 1.1. Регистрация и изменение данных о студенте; 1.2. Создание списков студентов, которые отвечают определенным критериям (группа, возраст, специальность и др.). Процесс сбора и обработки данных об успеваемости можно разделить на подпроцессы: 2.1. Регистрация и изменение данных об успеваемости студента; 2.2. Создание списков студентов по определенным критериям (положительные или отрицательные оценки, группы и др.); 2.3. Сохранение и передача информации. Можно выделить две внешние сущности: «Преподаватель» - будет регистрировать данные об успеваемости и «Секретарь деканата», который будет получать отчет об успеваемости студентов факультета. На основе полученного отчета декан факультета может принимать различные решения.