Краткая характеристика младшего школьника с ЗПР




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Для воспитанников, обучающихся с отклонениями в развитии

«Специальная (коррекционная)

_______________общеобразовательная школа № 10________________

 

 

Утверждаю Согласовано Рассмотрено на

Директор школы ЗДНМР заседании МО

____Л.Ф. Чаленко ____О.В. Девяткина протокол _____

___Н.И.Бандуркина

«__»________2011г «__»_________2011г «___» ________2011г

 

Комплексная программа

Психолого-медико-социально-педагогического сопровождения

Детей с задержкой психического развития

И недоразвитием интеллекта

В условиях специальной

Коррекционной общеобразовательной школы.

Возраст детей 7 – 14 лет

Срок реализации 5 лет

 

 

Автор программы:

Е.В. Шульгина, педагог-психолог

 

г. Краснокаменск, 2010 г.

Информационная карта

образовательной программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и детей с недостатками интеллекта

в условиях специальной

коррекционной общеобразовательной школы

 

 

Учреждение МКС (к) ОУ С(к)ОШ № 10
По направлению деятельности сопровождение
По приоритетам образовательной деятельности Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения
По образовательным областям Русский язык Природоведение Окружающий мир Математика чтение
По уровню содержания Профессионально – ориентированная
По целевой направленности Образовательная
По способу реализации Групповые и индивидуальные занятия
По широте охвата содержания деятельности Интегрированная
По возрасту обучающихся Разновозрастная
По половому признаку Комбинированная
По временным параметрам Долгосрочная
По типу Адаптированная

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10 города Краснокаменска Забайкальского края была организована в 2011 году в результате слияния двух коррекционных школ, реализующих программы VII и VIII вида, которые существовали в районе на протяжении 20 лет. Цель данного слияния предполагала совершенствование существующей системы специального образования в районе и развитие новых интегрированных форм обучения и воспитания детей с проблемами в развитии. В настоящее время, в школе обучается 80 детей с диагнозом - умственная отсталость и 220 детей с задержкой психического развития, 35 детей со сложной структурой дефекта. Проектирование комплексной программы медико-психолого-педагогического сопровождения (Приложение №1) в условиях СКОШ №10 является актуальной задачей для развития данного учреждения.

Программа имеет педагогическую направленность, предназначена для психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недостатками интеллекта.

Общество изменяется, изменяется и система образования. Данные изменения нашли свое отражение в следующих нормативно – правовых документах: Конституции Российско Федерации, Конвенции о правах ребенка, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности.

В 2007 и 2008гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же фактор развития, как политическая и экономическая стабильность … и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные и национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории, именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневно жизни».

В настоящее время в России более 1,5 млн. (4,5% от общего числа детей) детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 359 тыс. обучается в дошкольных учреждениях компенсирующего вида; 277 тыс. в специальных образовательных учреждениях; 216 тыс. – в общеобразовательных учреждениях; 34 тыс. обучается на дому; и лишь 2% интегрированы в общеобразовательную среду.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, (например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

Часть детей после коррекции всеми специалистами СКОШ № 10 переходит из специального образовательного пространства в общеобразовательное.

На фоне перемещения детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи, например, дети с нарушением интеллекта.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образовании и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ образования детей в образовательных учреждениях Забайкальского края.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).

Согласно «Словарю русского языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

Целью медико-психолого-педагогического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание системы медицинских, социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов ОУ.

Медико – социально – психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:

• систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;

• создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);

• создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента),

• создание специальных медицинских условий для сопровождения и развития детей с ОВЗ.

К основным направлениям деятельности специалистов СКОШ относятся:

- диагностическая деятельность;

- консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

- экспертная работа;

- организационно-методическая деятельность;

- просветительская работа;

- психопрофилактика.

 

При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу специалисты подробно изучают данные его анамнеза и особенностей раннего развития.

В течение первых двух, а иногда и трех месяцев обучения сопровождают процесс адаптации вновь прибывших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать). У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.

Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.

Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

С диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся все участники образовательного процесса для координации совместных усилий.

Как показала практика обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

Практическое медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты МСПП сопровождения специальной (коррекционной) школы находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний. Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости - это неподготовленность детей к школьному обучению, несформированность предпосылок к нему и навыков деятельности. Дети не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе.

Необходимо установить причины неуспеваемости (неумение учиться, пробелы в знаниях, негативное отношение к учению, конфликтные ситуации в школе, в семье и т. д.) и устранить их, развивая потенциальные возможности ребенка.

Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые тоже оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения. В настоящее время эта категория детей глубоко и всесторонне изучена как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны.

 

Актуальность программы в том, что она направлена на создание условий для психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, культурного самоопределения, творческой самореализации личности каждого ребенка, повышение и рост профессионального мастерства специалистов МСПП службы.

 

Новизна: представленная программа не имеет аналогов. Программа построена на основе качественного анализа процесса обучения детей с ЗПР в специальной коррекционной школе VII и VIII вида в условиях интеграции г. Краснокаменска, их динамики развития (переход из С(к)ОШ в ОУ и наоборот).

 

Цель программы:

Обеспечение благоприятных психолого-медико-социально-педагогических условий для успешности максимального личностного и интеллектуального развития детей с ОВЗ в ОУ. Систематическое отслеживание психолого – педагогического статуса ребенка и динамика его развития процессе школьного обучения являются важными компонентами сопровождения учащихся с ОВЗ.

Достижение поставленной цели возможно при последовательном решении следующих задач.

 

Задачи программы:

1. Создать условия для успешной адаптации ребенка в условиях интегрированного образования ОУ.

2. Создать условия для сохранения психологического здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса в условиях школы VII и VIII видов.

3. Способствовать созданию благоприятного психологического климата в ОУ, а также содействовать в овладении психологической грамотой участников образовательного процесса.

4. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию учащихся с ОВЗ в условиях, гарантирующих их психологическую и физическую безопасность.

5. В системе психологической помощи детям с ОВЗ на первое место ставить не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством педагогов на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

 

Отличительной особенностью данной программы является то, что она экспериментальная. В рамках эксперимента апробируются: интегрированная область психотехнических игр и занятий для детей с ОВЗ; соответствие содержания и количества часов, отведенных для реализации программы.

 

Краткая характеристика младшего школьника с ЗПР

 

У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, как правило, сохраняются стойкие проявления органического инфантилизма, последствием чего становится недостаточная готовность к обучению в школе, отсутствие интереса к учебе, школьная неуспеваемость и дезадаптация. У дезадаптированных к учебной среде детей с ЗПР часто встречается синдром гиперактивности (называемый также гипердинамическим), для которого характерны общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, импульсивность, повышенная возбудимость. Такие дети плохо подчиняются дисциплинарным требованиям, у них возникают проблемы в общении со сверстниками из-за агрессивного поведения. Все это приводит к выраженной школьной дезадаптации.

Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, режиму жизнедеятельности и т. д.

Разрабатывая программу психологического сопровождения детей с ЗПР и детей с недостатками интеллекта, учитывалось то, что адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшей социализации в обществе. Именно на таком представлении о сути школьной адаптации была разработана программа для работы с конкретным ребенком и ученическим коллективом.

Вместе с тем исследователи подчеркивают, что нарушения у детей с задержкой в развитии имеют парциальный характер и могут поддаваться психолого - педагогической коррекции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: