Джованни Баттиста Тьеполо. 1696-1770




Искусство Италии XVIII век

Развитие неофициального барокко в творчестве, Д.- М. Креспи. А. Маньяско. Д. Б. Тьеполо. Пейзаж. А. Каналетто, Ф. Гварди.

Джузеппе Мария Креспи

В XVIII столетии полотна итальянских мастеров значительно отличаются от работ их предшественников. Джузеппе Мария Креспи выражает совсем другую идею, чем Бернардо Строцци. Картина “Святое Семейство” Джузеппе Мария Креспи происходит из собрания Ивана Ивановича Шувалова, страстного собирателя живописи, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Это многофигурная композиция кроме привычных персонажей (Марии, христа и святого Иосифа) включает родителей Девы Марии – святую Анну, а также святую Елизавету и святого Захарию.

 

«Святое Семейство»

 

 

Участники сцены присутствуют при значительном событии: младенец Иисус пытается прочесть на ленте, которую держит Мария, предсказание своей будущей крестной жертвы: “Ecce Agnus Dei” – “Се Агнец Божий”.

Алесса́ндро Манья́ско (1667- 1749)

Алесса́ндро Манья́ско — итальянский живописец (Генуя). Маньяско писал картины с изображениями природы: грандиозных античных руин, романтических водопадов, ущелий, лесных хижин — пейзажей, населённых маленькими фигурками бродяг в лохмотьях, солдат, странствующих монахов и нищих с характерными удлинёнными пропорциями. Но главной всегда оставалась природа, стихия, чаще бурная с грозами и ветрами. Люди в этом мире «только малая доля, погружённая в стихию, растворяющаяся в ней. В этом хаосе, среди беснующейся природы всё кажется мелким, а герои — незначительными»

Сформировавшаяся живописная манера Маньяско строится на чередовании длинных и коротких пастозных мазков, кроющих коричнево-черный корпусный слой фона. «Сильный мазок» («tocco forte») восходит к северо-итальянской живописной традиции. Мазки сплавляются в яркие пятна желтого, зеленого, синего цветов и, кажется, словно «прорываются» сквозь темный фон, неся в себе заряд цветовой энергии и рождая впечатление сильных контрастов света и тени. Подобная эмоциональная живописная манера усиливает чувство распада гармонии между миром духовным и земным, тонко уловленное и с иронией переданное художником.

«Пейзаж с дорогой в горах»

«Пейзаж с дорогой в горах» - картина, парная к "Морскому берегу". Маньяско, который часто писал свои произведения в соавторстве, исполнил в ней лишь фигуры.

Морской берег.1720-е гг.

Привал бандитов

Он изображал сцены Вакханалий (1710-е, Москва, Государственный музей им. А.С. Пушкина; Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) с мятущимися человеческими фигурами на фоне величественных античных руин.

Картина Алессандро Маньяско входит в серию из четырех полотен два из которых представляют сцены вакханалий, а два других носят название "Привал бандитов". Все четыре картины попали в Россию еще при жизни автора в царствование Елизаветы Петровны.Одна из четырех работ этой серии находится в ГМИИ(Москва). Темпераментное и причудливое искусство Маньяско вводит зрителя в фантастический мир, населенный странными и загадочными персонажами. Монахи, цыгане, беглые солдаты живут среди руин. Их фигуры написаны резкими отрывистыми мазками и эскизная недоговоренность

   

 

Вакханалия [1710-19] Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва Обратившись к теме вакханалии, античного праздника осеннего урожая, Маньяско отбросил все устоявшиеся стереотипы ее воплощения. На полотне изображено оргиастическое действо, справляемое исходящими в неистовом танце существами, некий эзотерический обряд, где возжигаются пряные курения и вносятся загадочные ритуальные сосуды. От античности здесь только архитектурные руины - остатки безвозвратно ушедшего классического прошлого. Зато самобытная кисть Маньяско узнается в исполнении фигур, изображенных легкими, вихрящимися мазками, как бы живущими в одном ритме с экстатическим танцем.   «Распятие»   Ещё одно полотно Маньяско в собрании музея – «Распятие», это часть алтарного образа. Сцена безмерно трагична, в ней выражен исступлённый порыв чувств. Дева Мария упала, без чувств. Иоанн Креститель кричит. Мария Магдалина обхватила руками крест и от горя не в силах даже пошевелиться. Маньяско сумел передать высшее напряжение трагических чувств. В этом полотне легко узнаваема манера художника. У него очень быстрый мазок, который позволяет передавать трагедию происходящего. И вся сцена погружена в клубящиеся облака. Каждый предмет здесь живёт своей собственной жизнью. Даже кусок ткани на перекладине креста кажется, шевелится, также, как движутся, плывут по небу тёмные облака. Для передачи экспрессии происходящего, художник намеренно уродует лица персонажей, искажает их пропорции, утрирует позы. Картина была написана около 1690 года. Независимость и острота видения действительности, склонность к гротеску проявилась и в «монашеском цикле». Сцены с изображением аскетичного быта монахов ("Трапезная монахов", 1730—1740, Бассано, Городской музей; "Трапеза монахинь", Москва, Государственный музей им. А.С. Пушкина). Удлиненные фигуры кажутся ничтожно маленькими в громадных помещениях старого монастыря. Нервная динамика света и тени усиливает расплывчатость форм, вносит драматическое напряжение в изображаемые сцены. Трапеза монахинь. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва.

Джованни Баттиста Тьеполо. 1696-1770

Монументальные произведения Д. Тьеполо

Д. Тьеполо. «Меценат представляет имп. Августу Свободные Искусства». Ок.1745г.

Эта небольшая картина относится к шедеврам Джованни Баттисты Тьеполо. Сочетание в одной сцене аллегорических образов и исторических персонажей типично для искусства XVIII столетия. Меценат, римский государственный деятель времени правления императора Октавиана Августа (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.), прославился тем, что оказывал покровительство ученым и художникам. В картине Тьеполо он представляет Августу свободные искусства - Живопись, Скульптуру и Архитектуру. По традиции они изображены в виде прекрасных женщин. Фигура слепого старца Гомера олицетворяет Поэзию. Действие разворачивается на фоне классической римской архитектуры. Светлые, сияющие краски подобраны настолько точно, что сцена кажется залитой солнечным светом. Тьеполо - мастер монументальных росписей, что ощущается в этой небольшой станковой картине - в виртуозной легкости энергичного мазка, обобщенности форм, свободном решении пространственного построения. В глубине картины, за Тибром, изображен дрезденский дворец Брюля с висячим садом, стоявший на берегу Эльбы.

Меценат представляет имп. Августу Свободные Искусства.

Тьеполо освобождает сцену от праздной риторики, добиваясь изобразительной убедительности. Это полотно демонстрирует композиционное мастерство, уверенность мазка и крепкий рисунок, подтверждая высочайшую репутацию венецианского мастера - одного из первых представителей итальянского рококо.

В центре композиции - слепой Гомер в сопровождении юноши, держащего трубу Славы. На первом плане, перед императором, аллегорические фигуры - Живопись, Скульптура и Архитектура; по бокам трона скульптуры Аполлона и Афины, богов искусства и мудрости.

Похищение Сабинянок. Ок.1720г.

 

 

Амуры с виноградом (Осень).1740-е гг.

Благовещение. Нач.1720-х гг.

Триумф императора.

Эта картина составляет часть серии, написанной на сюжеты из римской истории (три картины - в Метрополитен Музее, в Нью-Йорке, два парных панно - в Музее Истории Искусства в Вене. Серия исполнена ок.1725г.

Городской пейзаж.

А. Каналетто.

Каналетто много работал на натуре, что в то время было редкой практикой. Много экспериментировал с расположением элементов на полотне. И активно применял камеру-обскуру, чтобы достичь документальной точности в изображении. Вот, к примеру, полотно «Гранд-Канал».

 

«Гранд-Канал». 1730. Галерея Уффици, Флоренция.

Зрителя буквально обдаёт солнечным светом, свежим воздухом. Взгляд устремляется вглубь пейзажа, немного «спотыкаясь» о гондолы.

А здания вокруг – это уже не бездушные театральные декорации, а полноценные герои картины. Удивительная передача света и тени! Ну как тут не вспомнить об импрессионистах?

В 1746 году Каналетто переехал в Англию, где быстро завоевал любовь публики.

На картине «Вестминстерское аббатство» композиция, конечно, вольная. Если Вы сделаете фотографию с того же места, то у Вас так много всего в кадр не уместится.

Ни одно точное фото не способно передать величавость собора так, как это сделал Каналетто!

 

 

«Вестминстерское аббатство». 1749. Музей Вестминстера.

 

Но художник не всегда точно переносил на холст изображение реального мира. Если ему казалось, что композиция недостаточно гармонична, он смело изменял вид архитектурных построек. По принципу «Я художник, я так вижу».Посмотрите ещё на одну знаменитую картину художника«Скуола Сан-Марко».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: