Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид.
Художник подбирает необычный, драматичный цвет неба. Здание написано невероятно тонкой линией. Рассветные лучи мягко обволакивают Скуолу. Потрясающее сочетание красоты природы и архитектуры. В этом весь Каналетто!
В конце жизни мастера мода на подобные пейзажи прошла. Он был забыт. Но его влияние на искусство уже не ослабеет никогда. Ведь Каналетто заложил основы совершенно новой эстетики городских пейзажей.
Франческо Гварди (1712–1793)
Учился у своего брата, Джованни Антонио (1698–1760), мастера алтарных композиций в стиле рококо. Работая над излюбленными в Венеции видами пейзажа – ведутой (документально-точный городской пейзаж) и “каприччо” (архитектурный пейзаж-фантазия), Гварди в 1780–1790–е годы пришел к созданию городского пейзажа нового типа, основанного на непосредственности зрительных впечатлений и лирических переживаний художника.
Площадь Сан Марко, 1760–1765
Национальная галерея, Лондон
Трехарочный мост, 1765–1770
Национальная галерея, Вашингтон
Гварди писал Венецию, свой родной город, не только в дни праздников. У художника были любимые места, которые он изображал много раз при различном освещении и с разных ракурсов. Наиболее часто мастер воспроизводил собор Санта-Мария делла Салюте, находящийся на берегу Большого канала («Санта-Мария делла Салюте», собрание Лихтенштейн, а также собор Сан-Джорно Маджоре на одноименном острове («Вид на остров Сан-Джорно Маджоре», 1750–1770, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Расцвет творчества Гварди приходится на 70-е годы XVIII века. В этот период он написал множество городских пейзажей, стараясь показать в них наиболее характерные для города черты, чтобы навсегда запечатлеть вид Венеции. Одной из таких работ является «Архитектурная фантазия» (ок. 1770–1780, Национальная галерея, Лондон).
|
При взгляде на полотно зритель видит высокую арку, сквозь которую просматривается площадь и дом с широкой лестницей. Художник постарался по возможности точно воспроизвести уголок города — показал свисающие с балкона простыни, венецианцев в плащах и шляпах, венецианку в желтом платье и белом головном уборе.
Слева на переднем плане Гварди поместил две мужские фигуры и фигуру мальчика. Мужчины, по-видимому, только что встретились под аркой и разговаривают. На одном — зеленый, на другом — красный дорогие костюмы, на головах — треуголки. К ним только что подбежал бедно одетый мальчик, один из синьоров подает ему милостыню.
На первый взгляд в картине нет ничего необычного, но при более внимательном изучении она кажется необыкновенно реальной. Создается впечатление, что изображение вот-вот оживет, фигуры начнут двигаться — слуги уберут простыни с балкона, мальчик спрячет подаяние и убежит через площадь, богато одетые синьоры раскланяются и разойдутся в разные стороны.
«Архитектурная фантазия»
(ок. 1770–1780, Национальная галерея, Лондон).
Особое место в венецианской и европейской живописи заняли "каприччо" Гварди - пейзажные фантазии на тему Венеции, где любовь к родному городу сплетается с меланхолическим чувством быстротечности времени. Картина "Венецианский дворик" овеяна тонкой поэзией. Камерное пространство двора с обветшалыми зданиями и сценками повседневного быта обывателей обладает необычной динамикой, вовлекающей зрителя в глубину пространства, подчеркнутой фигурами данных со спины прохожих - мужчины в синем плаще и группой у пролета арки.
|
«Венецианский дворик» Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва |
Гварди стал одним из первых художников-романтиков. Особая красота образов Гварди предвосхищает и искусство романтизма с его субъективным ощущением настроения, и импрессионизма с пониманием игры голубых рефлексов. После Гварди только импрессионисты ввели в искусство взаимодействие света, воздуха, дымки.
/ © www.museum.ru/gmii/
Источник https://www.wga.hu/