Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы психодиагностики»
1. Определение психологического диагноза и его отличие от медицинского.
2. Уровни и виды психологического диагноза по Л.С.Выготскому.
3. Принцип анализа «социальной ситуации развития» Л.С. Выготского
в постановке психологического диагноза.
- Основные психодиагностические ситуации и задачи.
5. Классификации психодиагностических средств.
- Теоретические источники и сущность проективных методов исследования.
- Особенности стимульного материала и условий проведения проективных методик.
- Виды проективных методик.
- Диагностическая ценность проективных методик.
- Общая характеристика графических методов психодиагностики.
- Основные критерии диагностической оценки графических изображений.
12. Особенности измерения в психодиагностическом обследовании: тест как измерительный эталон.
13. Стандартизация теста и понятие нормы.
14. Оценка типа распределения в процессе стандартизации теста.
15. Операции по анализу распределения тестовых баллов, построению тестовых норм и проверке их репрезентативности.
16. Стандартизация нормальной шкалы и наиболее распространённые стандартные шкалы измерений.
- Репрезентативность как критерий качества теста и правила ее обеспечения при конструировании и адаптации тестов.
18. Технология создания и адаптации методик.
19. Валидность как критерий оценки качества теста: виды непосредственной валидности.
20. Валидность как критерий оценки качества теста: виды опосредствованной валидности.
21. Порядок работы психолога при проверке валидности.
22. Ретестовая надёжность как критерий оценки качества тестов.
23. Надёжность параллельных форм как критерий оценки качества тестов.
|
24. Последовательность действий психолога при проверке надёжности теста.
25. Достоверность как критерий оценки качества теста и способы предотвращения искажений результатов тестирования.
26. Различия между стандартизированной и клинической диагностикой.
27. Принципы составления психологического заключения по данным психодиагностического исследования.
28. Письменное заключение как конечный этап обобщающих диагностических действий.
29. Факторная стратегия исследования личности с помощью теста РF-16 Р. Кеттелла. Описание личностных факторов 1-го порядка.
30. Форма С теста PF-16 Р. Кеттелла: особенности процедуры тестирования и обработки данных.
31. Личностные тесты Айзенка: теоретический конструкт, особенности процедуры тестирования.
32. Психогеометрия. Психологические характеристики геометрических форм личности по С. Деллингер.
33. «Пиктограмма». Процедура исследования. Варианты методики по А. Н. Леонтьеву и Л. В. Занкову.
34. Hand-тест и его теоретический конструкт: процедура обследования и интерпретация данных.
35. Детские варианты теста Р. Кеттелла (CPQ): перечень факторов личности, измеряемых с помощью детского варианта, особенности процедуры тестирования и обработки данных.
36. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI): оценочные и основные шкалы, особенности процедуры тестирования, профили личности по MMPI и их интерпретация.
37. История построения теста MMPI и адаптации на русскоязычной популяции. Тест СМИЛ Л.Собчик. Дополнительные шкалы стандартизированного метода исследования личности.
|
38. Тест Векслера: теоретический конструкт теста, вербальный и невербальный интеллект, сведения о надежности теста.
- Тест Векслера: особенности стимульного материала и процедуры тестирования, индивидуальный профиль обследуемого, шкала измерений Векслера.
- Прогрессивные матрицы Равена: общие сведения о назначении теста и теоретическом конструкте
- Прогрессивные матрицы Равена: общие сведения о процедуре проведения, регистрации данных и их интерпретации.
- Тест Амтхауэра: общие сведения о назначении теста и теоретическом конструкте.
- Тест Амтхауэра: общие сведения о процедуре проведения, регистрации данных и их интерпретации.
44. Методы определения межполушарной организации психических процессов.
45. Диагностика индивидуального стиля взаимодействия с помощью теста Т. Лири.
46. Диагностика креативности с помощью теста Гилфорда.
47. Диагностика креативности с помощью теста Торренса.
48. Методика рисуночных ассоциаций Розенцвейга: теоретический конструкт.
- Методика рисуночных ассоциаций Розенцвейга: интерпретация данных тестирования.
- Метод ТАТ Мюррея: общие сведения о назначении теста и теоретическом конструкте.
- Метод ТАТ Мюррея: процедура проведения и интерпретации данных.
- Детский вариант тематического апперцептивного теста САТ.
- Метод Роршаха: назначение теста, теоретический конструкт и процедура проведения, способы формализации проективной продукции.
- Тест «Рисунок семьи»: назначение теста, теоретический конструкт, надёжность и валидность, процедура проведения и интерпретации данных.
- Тест «Дом. Дерево. Человек»: общие сведения о назначении теста, теоретическом конструкте, надёжности и валидности, процедуре проведения и интерпретации данных
- Тест "Несуществующее животное": общие сведения о назначении теста, теоретическом конструкте, надёжности и валидности, процедуре проведения и интерпретации данных.
- Психодиагностика с помощью 8-цветного набора теста Люшера: общие сведения о назначении теста и теоретическом конструкте.
- Психодиагностика с помощью 8-цветного набора теста Люшера: общие сведения о процедуре проведения и интерпретации данных.
|
29. Факторная стратегия исследования личности с помощью теста РF-16 Р. Кеттелла. Описание личностных факторов 1-го порядка.
16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла * (форма А) позволяет выяснить особенности характера, склонностей и интересов личности.ОпросникКеттелла 16 pf одна из наиболее известных многофакторных методик, созданная в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Согласно теории личностных черт Кеттелла, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняется различиями в выраженности личностных черт.
Тест Кеттелла содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8 – 9 классов). Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос "да", "не знаю", "нет".
Полученные результаты выражаются в шкале стэнов с минимальным значением в 0 баллов, максимальным – 10 и средним 5,5 балла (см. оценки шкальные). Строится профиль личности, при интерпретации которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями их взаимодействия, а также нормативными данными
Факторы первого порядка: Полюс «+»Эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный; Самоуверенный, склонный к лидерству; Жизнерадостный, беспечный; Совестливый, моралистичный, степенный;Смелый; Чувствительный, с художественным мышлением; Подозрительный, не дает себя провести; С развитым воображением, мечтательный; Обвиняющий себя, неуверенный; Экспериментирующий; Предпочитающий собственные решения; Контролирующий себя умеющий подчинять себя правилам.
Полюс «-»Необщительный, отстраненный; Невнимательный, слабо развито логическое мышление;Эмоционально неустойчивый;Мягкий, уступчивый; Трезвый, молчаливый, серьезный; Практичный, стремящийся к выгоде; Несмелый, застенчивый; Полагающийся на себя, рациональный; Доверчивый, принимающий условия от других; Прагматичный, занятый текущми заботами; Уверенный в себе, спокойный; Консервативный, уважающий традиции; Зависимый от группы, несамостоятельный; Импульсивный, неорганизованный; Расслабленный, невозмутимый, возможно инертный.
30. Форма С теста PF-16 Р. Кеттелла: особенности процедуры тестирования и обработки данных.
Многофакторный опросник личности опубликован Р.Б. Кэттеллом в 1949 г. и с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности.
В формах С и D - по 105 вопросов, на взрослых людей с более низким уровнем образования (5-7 классов).
Процедура проведения
Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.
Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального "ключа". Максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору В - 8 баллов, минимальная - 0 баллов.
Обработка полученных данных производится с помощью ключа для формы С.
Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «b» — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.
Полученное значение каждого фактора переводится в стены (стандартные единицы) с помощью приведенных таблиц. Таблица перевода сырых баллов в стены так же существует для формы С.
Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «—», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности».
Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка. Вторичные факторы вычисляются только по стенам.
31. Личностные тесты Айзенка: теоретический конструкт, особенности процедуры тестирования.
Айзенка личн. опросник(ЕРI)- 1963 г. Для изуч. инд-псих. черт личности. 24 вопр- выявление экстра-интроверсии, 24 - нейротизм, 9 - оценка искренности, достоверности рез-в. 2 вар. методики (А и В), отлич. текстом опросника. Айзенк, проанализ. материалы обслед. 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что можно выд. 2 гл. фактора: экстра- / интроверсию и невротизм. 1фактор биополярен, крайние полюса соотв-т ориентации личности либо на мир внеш.объектов (экстраверсия), либо на субъект. внутр. мир (интров). Экстравертам св-ны общит-ть, импульс-ть, гибкость пов, иниц-ть и выс. соц. приспособл. Интровертам, наоборот, необщит-ть, замкн, соц. пассив, скл. к самоанализу и затруд.соц. адаптации. 2 фактор - невротизм – хар-т чел. со стороны эмоц. устойчивости, тревожности, ур. самоуваж. и возможных вегет. расстройств. Фактор биполярен: на 1 полюсе-люди, хар-ся устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, на др. - нервозный, неустойчивый и плохо адаптир. тип. Большая часть людей - м/у полюсами. Сильный и слабый типы по Павлову близки к экстра- и интроверт. типам. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных св-вах ЦНС, которые обеспечивают уравновешенность возб. и торможения. Экстра-, интроверсия и нейротизм-стабильность не зависят др. от др. Айзенк делит людей на 4 типа. Т.о., можно вывести показатели темперамента личности по классиф. Павлова. Психотизм - скл. к асоциальному пов, неадекватности эмоц. реакций, выс. конфликтности, неконтактности, эгоцентр., эгоист. Согласно Айзенку, выс.показатели по экстраверсии и нейротизму соотв-т диагнозу истерии, интроверсии и нейротизму –тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выр-ти - «предрасполож.» к соотв. патологиям. Процедура пров. Испытуемому предлаг. отв. на 57 (101) вопр. Время не огранич. Инстр: «Вопросы напр. на выявление вашего обычного способа пов. Постарайтесь представить типичные сит.и дайте первый «ест.» ответ, который придет вам в голову. Отв. быстро и точно. Помните, что нет «хор» или «плохих» отв. Если согласны с утв., поставьте рядом с его № знак +(да), если нет - – (нет)». Рез.: за соотв. ключу- 1 б., несоотв. - 0. Суммир. Выс. оценки по шк.экстра-интроверсия соотв-т экстрав-му типу, низкие – интр. Рез.- <8б. -эмоц. стабильности, >16 - эмоц. нестаб. Людям, набравшим более 10 б., не реком.работать по спец. типа "чел-чел". Коэфф. надежности для шк.нейротизма 0,85-0,9, экстра-интров. - 0,75-0,85, коэфф. ретестовой надеж.- 0,83 и 0,81. Валидность обеих шкал устан. способами, которые признаны многими иссл-ми. Тест Айзенка имеет корреляцию м/у шк.экстра-интроверсии и нейротизма с коэфф. 0,15-0,4, что подтв-т положение Айзенкао независимости данных измерений.
32. Психогеометрия. Психологические характеристики геометрических форм личности по С. Деллингер.
ПСИХОГЕОМЕТРИЯ система анализа типологии Л на осн набл-я за пов чела и предпоч выбора им какой-л геометр фигуры. Расположив различ геометр фигуры в порядке их предпочтит-ти, по фигуре, помещ на 1ое место, можно опр-ть осн доминир особенности Л и пов. П. как система сложилась в США, ее автором явл Деллингер — спец-т по соц-психол подготовке управл-х кадров. Психогеометр тест - проективная методика иссл-я Л. Опублик Деллингер в 1989 г.
Стимульный материал сост из 5 геометр фигур: квадрат, прямоуг, треуг, зигзаг и круг. Деллингер говорит о 85%-ной точности диагностики с пом разраб ею теста, не указывая сп-бы, которыми рассчитывалась эта точность. Данные о валидности и надежности отсутствуют. «Посм на 5 фигур, изобр на предыдущ стр. Выберите из них ту фигуру, в отнош которой можете ск: " это - я!" Только не занимайтесь никаким логич анализом и ненужными умопостроениями» Квадрат. Неутомим труженик, усердный, доводит дело до кон, вынослив и методичен, коллекционер всевозм данных, эрудирован. Сильная стор - мыслит анализ. Любит распланир, предсказ жизнь. Треугольник. Рожден, чтобы быть лидером. Сп-ть концентрир-ся на гл цели. Решителен, неудержим, сильная Л. Глубоко и быстро анализирует сит, сосредотачиваясь на сути проблемы. Уверен в себе и хочет быть первым во всем. Честолюбив. Прямоугольник. Символизирует сост перехода и изменения. Осн сост - замешательство, неопределенность. Непоследователен, непредсказуем, низк самооц, стремится быть лучше. Любознателен, смел, наивен. Круг. Доброжелателен, заинтересован в хороших межличн отнош. Высш ценность - люди. Лучший коммуникатор и слушатель. Эмоционален, эмпатичен, уступчив. Зигзаг. Креативен, правополушарный. Интуитивность, образность, интегративность, ищет новое, не выносит рутины и постоянства. Восторженный.
Психогеометрический тест
С.Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой)
Психогеометрия как система сложилась в США, ее автор Стюзен Деллингер. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%! Предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
Инструкция. Посмотрите на пять фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг. Выберите из них ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами. Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место, это Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры – это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию Вашего поведения. Сила их влияния убывает с увеличением порядкового номера. Однако может оказаться, что ни одна фигура Вам полностью не подходит. Тогда Вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм. Важно также значение последней фигуры - она указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности.
Квадрат
Квадрат – неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации.
Квадраты – коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Мыслительный анализ – сильная сторона Квадрата. Если вы твердо выбрали для себя Квадрат – фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к "левополушарным" мыслителям, т.е. к тем, кто перерабатывает данные, говоря языком информатики, в последовательном формате: а-б-в-г и т.д.
Квадраты скорее "вычисляют" результат, чем догадываются о нем.
Жизненные ценности: традиции, стабильность, безопасность, надежность, прошлое.
Роли: Консерватор. Надёжа и опора. Педант. Хранитель традиций. Исполнитель.
«Сильные» качества: организованность, дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, аккуратность, чистоплотность, законопослушность, трудолюбие, терпеливость, упорство, настойчивость, верность слову, честность, осторожность, благоразумие, рациональность, бережливость, практичность.
«Слабые» качества: косность, негибкость, инерционность, педантизм, сухость, односторонность, нерешительность, упрямство, консерватизм, сопротивление новому, боязнь риска, бедная фантазия, замкнутость, скупость, мелочность, склонность к бюрократизму.
Внешний вид: опрятный, строгий, неяркий, сдержанный, консервативный, «как положено».
Рабочее место: каждая вещь на своём месте, все «параллельно и перпендикулярно».
Речь: медленная, монотонная, логичная, много опор на авторитеты и на то, «как принято».
Треугольник
Это форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!
Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле – это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решений.
Главное отрицательное качество "треугольной" формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для "завравшихся" Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы остроту.
Жизненные ценности: власть, лидерство, карьера, статус, победа, будущее.
Роли: Лидер. Пробивной. Воин. Пророк. Герой.
«Сильные» качества: рациональность, эффективность, лидерские качества, энергичность, харизматичность, высокая работоспособность, инициативность, смелость, решительность, независимость суждений.
«Слабые» качества: властность, самоуверенность, эгоизм, категоричность, резкость, язвительность, нетерпимость к инакомыслию, безаппеляционность («или по моему, или никак»), бесчеловечность («пройдет по трупам»).
Прямоугольник
Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и поэтому заняты поиском лучшего положения.Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно – значимость изменений для определенного человека. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты Прямоугольников – непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиля жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он применяет в течение всего периода одежду других форм: "треугольную", "круглую" и т. д.
Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении. Прямоугольники обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с "человеком без стержня". Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.
Жизненные ценности: в зависимости от внешних обстоятельств.
Роли: Размазня. Нерешительный. Козел отпущения. Неудачник. Растяпа.
«Сильные» качества: доверчивость, открытость, чувствительность, любознательность, готовность к изменениям, высокая обучаемость, «детскость», неамбициозность.
«Слабые» качества: наивность, бесхребетность, неуверенность, нерешительность, ненадежность, психическая неустойчивость, «проблемность».
Круг
Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Круг – самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.
Круги – самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круги "болеют" за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.
Жизненные ценности: общение, комфорт, общее благополучие, помощь людям.
Роли: Миротворец. Душка. Хранитель уюта. Домосед.
«Сильные» качества: доброжелательность, мягкость, деликатность, бесконфликтность, терпимость, коммуникабельность, доброта.
«Слабые» качества: пассивность, конформизм, подверженность влияниям, склонность к компромиссам, неаккуратность, неорганизованность, непунктуальность, нерешительность, зависимость от мнения окружающих.
Зигзаг
Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы, скорее всего истинный "правополушарный" мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят Вас численностью.
Итак, как и вашему ближайшему родственнику – Кругу, только еще в большей степени, Вам свойственна образованность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая последовательная дедукция – это не Ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки: от а… к… я! Поэтому многим линейным, "левополушарным" трудно понять Зигзагов. "Правополушарное" мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту.
Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится Зигзагам. В отличии от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот – заострением конфликта идей и построения новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, "снимается". Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, "открывая глаза другим" на возможность нового решения.
Жизненные ценности: творчество, новизна, риск, скорость, самовыражение.
Роли: Любитель эпатажа. Артист. Экстремал. Экстремист. Ветреный тип. Сердцеед.
«Сильные» качества: спонтанность, креативность, напор, остроумие, легкость на подъем.
«Слабые» качества: неуправляемость, непостоянство, непредсказуемость, несдержанность, эксцентричность, возбудимость, индивидуализм, ненадежность, бесшабашность и безбашенность.
Взаимоотношения некоторых фигур
· «Квадрат – Квадрат». Можно, но только в том случае, если полностью совпадают картины мира обоих партнеров: правила, традиции, привычки.
· «Треугольник – Треугольник». Только если это выгодно им обоим. И только до тех пор, пока один треугольник не подмял под себя второго. В большинстве случаев треугольники «дружат» по принципу «два медведя в одной берлоге».
· «Круг – Круг». Все мило, но скучно и непродуктивно. К тому же такой беспорядок!
· «Зигзаг – Зигзаг». Если попали в резонанс, если совпало направление «броска», то результаты фантастические. Но обычно это ненадолго. Во всех остальных случаях – битва не на жизнь, а на смерть. После чего один зигзаг лежит мертвый, а другой – уставший.
· «Прямоугольник – Прямоугольник». Только под присмотром сильной фигуры (квадрата или треугольника).
· «Квадрат – Круг», «Треугольник – Круг». Вечные претензии и обиды.
· «Квадрат – Зигзаг». Только в целях саморазвития их обоих. И желательно под руководством зрелого треугольника.
· «Квадрат – Треугольник». Хорошая «западная» пара (домик). Треугольник задает направление, квадрат обеспечивает тылы. Типичный пример – «босс-секретарша».
· «Круг – Зигзаг». Хорошая «восточная» пара (инь-ян). Зигзаг дает кругу новизну и впечатления. Круг – обеспечивает зигзагу тепло и уют. Типичный пример – «артист и его верная жена».
· «Прямоугольник – Треугольник», «Прямоугольник – Квадрат». Возможно, но трудозатратно. Хотя очень полезно для прямоугольника.
33. «Пиктограмма». Процедура исследования. Варианты методики по А. Н. Леонтьеву и Л. В. Занкову.
Пиктограмма — методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивид. обследовании.
Процедура исследования: испытуемому для запоминания предлагается определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, т. е. пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно. Особенностью инструкции испытуемому является его ориентация на исследование только особенностей памяти, а также запрещение использования любых буквенных обозначений. После выполнения рисунков испытуемый должен назвать соответствующие им понятия или выражения. Одним из важнейших элементов исследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемых испытуемым. Время обследования не регламентируется.
При использовании варианта пиктограммы по А. Н. Леонтьеву выбор испытуемого был ограничен 30 изображениями, входившими в набор карточек (при этом в процессе выполнения заданий число возможных вариантов уменьшалось), то единственным фактором, ограничивающим выбор образа в варианте со свободным рисованием, является интеллектуально-ассоциативный фонд личности испытуемого, его аффективные установки. Таким образом, характер деятельности испытуемого и возможность интерпретации рисунка приближают тест к проективным методикам. Наиболее простой прием пиктографического исследования был предложен Л. В. Занковым. Испытуемым предлагали запомнить конкретное слово с помощью определенного изображения на картинке, путем установления связи между словом и предъявляемым изображением. Этот вариант теста нашел широкое распространение, особенно в клинических исследованиях детей.
34. Hand-тест и его теоретический конструкт: процедура обследования и интерпретация данных. Тест руки Вагнера- проективная м-ка, направл. на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.
Цель м-ки. Предназн. для диагн. агрессивности. Может исп. для обслед как взрослых, так и детей.
Теоретический конструкт. В теоретич. обосновании авторы исход.из положен. о том, что разв. ф-ций руки связано с развитием ГМ. Велико значение руки в воспр. пространства, ориент. в нем, необх. для организации любого действия. Рука непоср-веннововлеч. во внешн. акт-ть. Следовательно, предлагая обслед. в кач-ве визуальных стим.изобр. руки, выполн. разные действия, м-но сделать выводы о тенденциях акт-ти обследуемых.
Стим. материал сост. из 9 изобр. кистей рук и одной пустой карточки, при показе кот.просят представить кисть руки и опис. ее вообр. действия. Изобр. показ.последовательно. Обслед. дается инструкция ответить на вопр. о том, какое, по его мнен., действие выполн.нарис. рука (или сказать, что способен выполн. чел. с такой рукой). Допуск.указ. для каждой карточки неск. вариантов действия.Важно во всех возможных случаях макс.сниж.неопред. ответа, наполнять смыслом высказ. типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п. Все ответы фиксир. в протоколе. Помимо записи ответов регистрир. положение, в кот.обслед. держит карточку, а также время с момента предъявл. стимула до начала ответа.
Ответы разносятся по 11 катег.: агрессия, указания, страх, привязанность, коммуникация, зависимость, эксгибиционизм, увечность, активная безличность, пассивная безличность, описание).
В 1вой колонке указ.№карточки. Во 2ой – дается время первой реакций на карточку в сек. В 3ей – привод.все ответы испыт. В 4ой – рез-ты категоризации ответов. Количественный показатель открытого агрессив.повед.рассчит. по ф-муле (агрессия+указания)-(страх+привяз.+коммуник.+завис.). Для уточнен.мотивов агрес.повед. следует проанализир. профиль.
Исп. теста руки Вагнера м. б.продуктивн. не только при диагн.агрес., но и в некоторых др. случаях. Для диагн.межл-ных отношен. Для диагн. кандидатов, выдвиг. на руковод. должности. Для диагн.агресс.разл. групп преступников, прогноза открытого агрессивн.повед. в криминальной психологии при проведении судебно-психологич.эксп.
35. Детские варианты теста Р. Кеттелла (CPQ): перечень факторов личности, измеряемых с помощью детского варианта, особенности процедуры тестирования и обработки данных.
Данная методика является модификацией взрослого варианта 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла, и была специально разработана и адаптирована для детей младшего школьного возраста (8 — 12 лет).
В опроснике - 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребенка, 120 суждений. Сумма баллов по каждой шкале переводится в оценки - стены. В методике выделяют три уровня развития разных черт личности: низкий (1 - 3 стены), средний (4 - 7 стены) и высокий (8 - 10 стены). Максимальная оценка 10 баллов, среднее значение 5, 5 балла.
Описывая разные личностные черты, согласно опроснику Кеттелла, представляют крайние полюса их развития (высокий и низкий), при этом даются соответствующие количественные и качественные оценки.
ПРОЦЕДУРА. Зачитав детям инструкцию, необходимо продемонстрировать и объяснить первые 2 вопроса. Для многих детей самостоятельное заполнение опросника трудно, и в этом случае его рекомендуется проводить в форме беседы-интервью.
Основной фактор, ответственный за высокую корреляцию между поверхностными факторами, получил в теории Кэттелла название основной черты. Три поверхностные черты — чувство юмора, общительность и альтруизм.
36. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI): оценочные и основные шкалы, особенности процедуры тестирования, профили личности по MMPI и их интерпретация.
Миннесотский многоасп. личн. опросник (MMPI) –созд. в 1940 Хатуэем и Маккинли. 550 утв., образующих 10 осн. диагност.шкал. На каждое из утв. обсл-мые (лица от 16 лет и старше с коэфф. интеллекта не ниже 80) дают ответ: верно, неверно, не могу сказать. Совп. с ключом - 1 б. Возможны разл.варианты предъявления утв., обычно это делается с пом. карточек, их обсл-мый раскладывает на 3 гр. по ответам. Данные заносятся в станд. регистрац. бланк, в котором отмеч. свед. об обследуемом и время на раскладку карточек. Завершается построением "профиля личности" на спец.бланках, где балльные оценки перев. в стандартные (Т-оценки со ср. значением 50 и станд. отклонением 10). Исп. система числового кодир.: шкалы запис. в порядке, чтобы на 1 месте оказ. шкала с наиб. выс.показателями. С пом. спец. значков показывают, как высоко распол. шкалы профиля.
Осн. клин. шкалы: Шк. ипохондрии –близость к астено-невротич. типу; депрессии (гипотим.тип); истерии –скл. к невротич. реакциям конверс.типа; психопатии -диагн.социопат.типа; маскулинности–феминности –идентиф. с ролью м. или ж.; паранойи - наличие "сверхцен" идей; психастении – трев-мнит. тип; шизофрении – диагн. шизоидного типа; гипомании – степень близости гипертимному типу; Шк. соц. интроверсии - соотв. интроверт. типу. 4 оценочн. шк: "?" -регистрирует кол-во утв, которые обсл-мый не смог отнести ни к "верным", ни к неверным. Шк. лжи. Шк. достоверности – выявл. недостоверных рез-в (св. с небрежностью), аггравации и симуляции. Шк. коррекции введена, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезм. недоступностью и осторожностью.
Процедура. в комф.усл, в отд. комнате. При обследовании гр. обеспечить самост-ть работы; пост. присутствие проводящего иссл. Если обр. за консультацией, эксперим-р дает пояснения, но напом., что каждый руков-ся своим мнением. Пояснить отд.слова, но не смысловое сод-ние. Если весь регистрац.лист заполнен, при ручной обр. данных на него последовательно наклад. „ключи" соотв. шкал. В профильных листах сырые баллы автом. перевод. в станд-ные, т.к.там каждое значение сырой оценки по каждой шкале заранее высчитано и соотнеснено со станд.оценками Т.
Интерпр. профиля личн. Учит.наличие отд.пиков на профиле, его высота, превалирование левой (невротической) или правой (психотич.) части профиля, сочетания показателей по опр.шкалам. Усл. норма профиля - 30-70 Т-баллов. Ср. данные по нормативной гр. соотв-т 50 Т-баллам. 60-70 – акцентуация. Низко располож.профиль набл. при попытке предст. себя в благопр. свете, при диссимуляции. Позитив. наклон, т.е. наличие более выс. показателей по шкалам психотич.тетрады, - признак психотического сост. Негат. наклон, преобл. выс. показателей по шк.невротич. триады – остр. аффектив. наруш.
37. История построения теста MMPI и адаптации на русскоязычной популяции. Тест СМИЛ Л.Собчик. Дополнительные шкалы стандартизированного метода исследования личности.