В теле человека за один час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л. ледяной воды. И если бы тело вместо кожи было покрыто непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,50С, а часов через сорок достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. И все же температура тела не меняется. У здорового человека она обычно равна. Такое постоянство температуры тела поддерживается почти исключительно путем регуляции отдачи тела через кожу. Облегчает эту регуляцию одежда.
Замечательным свойством обладает наша кожа: при одной и той же температуре воздуха ее способность отдавать тепло может резко меняться. Иногда отдача тепла очень мала, а иногда она значительно возрастает, даже если температура воздуха выше температуры тела, что на первый взгляд может показаться невероятным. Это свойство кожи связано с работой потовых желез. В жаркую погоду, когда температура воздуха становится выше температуры тела, кожа должна бы не отдавать тепло, а сама нагреваться от чрезмерно теплого воздуха. Тут-то и выступают на первый план потовые железы. Выделение пота резко усиливается. Испаряясь с поверхности тела, пот отнимает у кожи много тепла, охлаждая ее. Усиленное образование тепла во время тяжелой физической работы также вызывает обильное потоотделение, даже при низкой температуре воздуха. Чем суше воздух, тем легче испаряется пот с поверхности тела. В воздухе, насыщенном водяными парами, выделившийся пот не испаряется, а стекает каплями и перестает помогать отдаче тепла. Вот почему так трудно находиться в жарко натопленной бане, особенно в парильне.
Не меньшее значение для регуляции отдачи тепла имеет свойство кровеносных сосудов кожи менять свой просвет: то суживаться, то расширяться. Когда сосуды расширяются, по ним протекает много теплой крови, и кожа согревается. А теплая кожа, по законам физики, отдает больше тепла в окружающую среду. При сильном сужении сосудов количество протекающей в них крови резко уменьшается, кожа становится холодной, и потеря тепла организмом снижается. В холодную погоду отделение пота незначительно и отдача тепла регулируется почти исключительно изменением просвета сосудов кожи. Наши ощущения тепла и холода зависят от температуры кожи. Нам тепло, когда сосуды расширяются и кожа становится теплой. Если же сосуды суживаются и кожа охлаждается, мы сражу же ощущаем холод.
Во время лихорадки человека трясет от холода, и он не может согреться, сколькими бы одеялами ни накрылся. Это происходит оттого, что резко суживаются сосуды кожи, и она становится холодной. При этом отдача тепла сильно уменьшается, больше тепла сохраняется в организме и температура тела, повышаясь, может достигнуть 40-410С. Некоторое время спустя сосуды кожи расширяются. Горячая кровь нагревает кожу, и больному становится жарко. Однако, несмотря на ощущение тепла, температура тела начинает понижаться, так как разгоряченная кожа усиленно отдает тепло.
ü Сделайте синтаксический разбор предложений, напечатанных курсивом.
ü Составьте назывной план.
ü Перескажите текст в форме тезисов.
Задание 4
ü Дайте определения следующим понятиям. Используйте словарь. На основе дефиниций определите разницу между парами терминов.
Эпидемия – пандемия
Гипертония – гипотония
Гидротерапия – вакцинотерапия
Атрофия – гипертрофия
Дезинфекция – дезинсекция
Дерматоз – дерматит
Глаукома – трахома
Глаз – глазница
Гной – гнойник
Госпиталь – госпитализация
Диагноз – диагностика
Форма – деформация
Диспансер – диспансеризация
Доза – дозатор
Задание 5
ü От данных существительных образуйте производные со значением действия. Какие суффиксы при этом используются?
Образец: госпиталь - госпитализация
Период – …
Класс - …
Диспансер - …
Доза - …
Отрава - …
Указ - …
Перевязка - …
Протез - …
Пульс - …
Рана - …
Роды - …
Секрет - …
Система - …
Методы обучения и преподавания
1. репродуктивный метод с применением беседы, устного и письменного опроса, упражнений;
2. метод проблемного изложения преподавателем, синтез метода проблемного обучения с методом работы в командах, презентации;
3. элементы эвристического метода.
Литература
1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет.–М., 1986.
2. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ.материалы /М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1989.
3. Ожегов С.И.. Словарь русского языка.
4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.. Словарь – справочник лингвистических терминов. М.:Просвещение, 1976.
5. Миронова В.Г., Хмельницкая И.Б. Обучение научному стилю речи.- Алматы: Ана тiлi, 1993.
6. Русский язык в учебно-профессиональной сфере. Научный стиль./ Ж.С.Бейсенова, Р.Е.Валиханова, Н.Е.Савчиц, Ж.Н.Идрисова, А.К.Нуркасымова, К.Т.Джакипова, К.А.Ускенбаева. – Алматы, 2004.
7. Цой А.А. Развитие навыков научной речи (Учебное пособие).- Алматы: АГУ им. Абая. 2000.
8. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. – Анатомия человека. – 12-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2004. – 720 с.
9. Хан Н.К. Наука для молодежи/ Цикл презентационных материалов по русскому языку (Уровень С–1)
10. Оспанова Д.Б. Сложное предложение. Обучающая программа – Караганда, 2008.
11. Фраза. Репетитор по русскому языку. – М., Медиа-Хаус, 2006.
12. Мотина Е.И.Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов.- М.: Русский язык, 1983.