Дебют режиссёра Глеба Панфилова




Краткое содержание

Действие фильма происходит во времена Гражданской войны, в санитарном поезде, который перевозит раненых с фронта. Таня Тёткина — невзрачная и неуклюжая девушка, медсестра поезда, у которой неожиданно открывается талант художницы. В этом путешествии она находит свою первую, робкую любовь и переносит свои затаённые чувства на бумагу.


67. Анализ фильма «Восхождение»

Действие фильма происходит во время Великой отечественной войны в оккупированной немцами Белоруссии, зимой 1942 года. Двое партизан, кадровый военный Рыбак и бывший учитель Сотников, отправляются из леса в село на поиски продовольствия для своего отряда, в котором есть женщины и дети.. Их настигают фашисты. В ходе ночной стычки с полицаями Сотников был ранен и пытается покончить с собой, но Рыбаку удаётся спасти его. Он на себе выносит раненого из леса и прячет в родной деревне, захваченной фашистами. Рыбак встаёт перед тяжёлым моральным выбором: спастись самому или попытаться оставить в живых своего товарища… Физически немощный Сотников выстоял против пыток и принял казнь, а Рыбак, на коленях моливший о пощаде, согласился стать полицаем.


68. Анализ фильма «Асино счастье»

«ИСТОРИЯ АСИ КЛЯЧКИНОЙ, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА, ДА НЕ ВЫШЛА ЗАМУЖ» («Асино счастье»), СССР, Мосфильм, 1967, ч/б, 99 мин.Мелодрама. В ролях: Ия Саввина, Александр Сурин, Любовь Соколова, Геннадий Егорычев, Иван Петров, Л. Зайцева, Н. Назаров, Борис Парфенов, С. Парфенов, Н. Серова, Е. Ассесорова, Коля Погодин.Режиссер: Андрей Кончаловский. Автор сценария: Юрий Клепиков. Оператор: Георгий Рерберг.

"24 июня 1968 года "Мосфильм" представил изуродованный - иначе не назовешь - вариант фильма, переименованный по указанию Госкино СССР в "Асино счастье". Официальных документов о запрете не было, как и не было разрешений на прокат. О картине не принято было писать. Фильм вышел на экраны в 1988 году. Сюжет изложен - в названии фильма" (Фомин В. Н.// Полка. М., 1992).

А. Михалков-Кончаловский о фильме: «Когда я начинал "Асю Клячину", подумалось: "А что если снять сюрреалистическую сказку в хроникальной манере?" Что и получилось. Мое подсознательное желание зафиксировать в "Асе Клячиной" правду человеческого существования, как я теперь понимаю, было абсолютным вызовом обществу, давно привыкшему ко лжи. Правда вообще была исключена из обихода искусства, даже кинодокументалистики. Потому картину и восприняли как революцию. Потому Смоктуновский на премьере в ленинградском доме кино прямо на сцене стал передо мной на колени. Потому со Шкловским на просмотре в момент сцены похорон деда случился сердечный приступ. Потому же картину и запретили».

«Асино счастье» — так нелепо и цинично назывался оскопленный цензурой вариант 1966 года. Из него изъяли несколько краеугольных фрагментов (попытку самоубийства Аси, роды, исповедь прошедшего ГУЛАГ). Но и его нужно сохранить как документ репрессий в культуре. А первый, авторский — документ искусства и жизни 60-х в великолепном единстве этих двух стихий. По-моему это лучший фильм Андрона Кончаловского.

Стихия жизни — это село Безводное Горьковской области, его дома, полевой стан, природа вокруг. И его люди, ставшие не массовкой, а многоликим собирательным героем фильма. Несколько фигур из этого реального живого множества выдвинуты на крупный план действия. Колхозная повариха Ася Клячина; молодой шофер Степан, которого любит она, чьего ребенка носит под сердцем; пришлый человек из города, который любит ее.

В большом многолюдном фильме всего три профессиональных исполнителя: Ия Саввина (Ася), кинорежиссер Александр Сурин (Степан), Любовь Соколова. Остальные просто люди (электромонтер из Владимира, председатель местного колхоза, селяне). О них Кончаловский скажет так: «не актеры, но артисты», «удивительные натуры». Они вошли в фильм со своей судьбой, историей жизни, личностью и главное было не помешать им существовать в его художественном пространстве.

Интерес к человеку, доверие реальности — эти позиции искусства 60-х определяли все в эстетике фильма. Черно-белое изображение; импровизация на площадке; синхронная запись звука; съемка сразу двумя-тремя камерами; не покадровая, а поэпизодная съемка, предельно хранящая естественное течение действия.

Современное и вечное на равных жили на экране. Пока шли съемки фильма, убирали урожай года 1966. Голос неумолкающего радио фиксировал события текущего момента: землетрясение в Ташкенте, де Голль в Москве. А в кадре похороны сменялись родами, праздники — печалью, дождь — солнцем.

Три больших монолога-жития были крепко впаяны в действие фильма, а за ними три истории, три судьбы, три характера. Реальные люди, участвующие в съемках, просто рассказывали Кончаловскому о себе. Просто от души, искренно, не замечая камеры: жизнь, смерть, любовь, война, лагеря, — как все это переплелось. Талантливейший драматург не выстроил бы такой пьесы.

Авторы фильма: сценарист Юрий Клепиков, оператор Георгий Рерберг, сам режиссер — все люди городские. Снимая, они открывали для себя жизни деревни, жизнь народа. И им в этом помогала великая русская литература, дыхание которой так ощутимо в фильме: Л. Толстой, И. Тургенев, И. Бунин. От святых, блаженных героинь Ф. Достоевского вела свою родословную Ася Клячина. Как это поняла и тонко обозначила в своей современной героине Ия Саввина.

Этот фильм о терпении, верности, любви, о том, что ныне называется словом менталитет, а лучше назвать народной душой, справедливо отнести к лучшим образцам русского кино. Когда завершенный фильм привезли показать в Безводное, тем, кто в нем снимался, они встретили его с обидой. И одеты бедно, и жизнь некрасивая… Не хватало «возвышающего обмана». Не узнали себя люди в этом зеркале. Не тогда ли в душе режиссера Кончаловского зародились чувства, которыми вскормлен фильм «Курочка-Ряба»? Он не предложение, он отрицание «Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж».

Главный приз ВКФ—88 в Баку; Приз Киноакадемии «Ника—88» за лучшую режиссерскую работу; Специальный приз итальянского проката МКФ в Пезаро—88; Премия ФИПРЕССИ для внеконкурсных фильмов МКФ в Зап. Берлине—88.

 


69. Анализ фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»

Летом в усадьбе генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой собираются гости: доктор Трилецкий, господин Петрин (кредитор хозяйки), Порфирий Семёнович Глагольев (обожатель Анны Петровны), соседи Платоновы — Михаил Васильевич с женой Сашенькой, еще один сосед Павел Петрович Щербук с дочерьми и племянником Петечкой. Пасынок Войницевой Серж представляет гостям свою жену Софью, в которой Михаил Васильевич Платонов узнает свою прежнюю любовь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: