ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Основной целью создания классов сольного пения является приобщение учащихся к основам мировой вокальной культуры, развитие их музыкально-эстетического вкуса, формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков, обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей, с целью их поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения.

Данная адаптированная программа по предмету «Сольное пение» (Вокал) составлена на основе примерной программы «Хоровое и вокальное исполнительство» для хоровых отделений ДМШ и ДШИ. (Министерство культуры РФ. Научно-методический центр по художественному образованию. Москва 2003г).

Суть адаптации существующей программы заключается в изменении срока обучения с 7 лет до 3-х. Сокращение срока обучения вызвано отсутствием в ДШИ №8 хорового отделения. Учитывая возросший интерес учащихся к занятиям вокалом в нашей школе введены факультативные часы для занятий сольным пением.

Как правило, сольным пением занимаются дети, обучающиеся на инструментальных отделениях ДШИ (фортепианное, струнное, баян, аккордеон) или окончившие музыкальную школу и имеющие подготовку и навыки хорового пения. Эти учащиеся занимаются целенаправленно, систематически.

Предметом «Сольное пение» учащиеся начинают заниматься обычно с 10 лет, поэтому репертуар и задачи данной программы адаптированы с учетом возрастных и психологических возможностей детей

Программа обучения сольному пению в школе искусств даёт возможность желающим получить основы вокального образования. Занятия сольным пением должны способствовать развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, проявлению творческой индивидуальности у учащихся.

За период обучения в школе искусств учащийся должен овладеть полным объемом знаний и навыков, предусмотренных данной программой.

Формой работы с учащимися является индивидуальный урок, продолжительностью 45 минут, периодичность - 1 раз в неделю.

Для обучения сольному пению необходимы:

Наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкально - вокальный слух, музыкальная память, чувство ритма, отсутствие речевых дефектов, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки. Основным критерием отбора является психологическая готовность учащегося заниматься сольным пением.

 

 

В задачи обучения сольного пения входят формирование и развитие у учащихся:

· накопление вокальных навыков (организация певческого дыхания, формирование естественности в звукообразовании и правильной артикуляции)

· совершенствование качеств звучания голоса (тембра, звуковысотного и динамического диапазонов, вокального интонирования, подвижности голоса, чёткости дикции)

· развитие музыкального слуха и, как особое проявление его, вокального слуха

· установление взаимосвязи между слуховым восприятием звукового образа, вокально-слуховым представлением и воспроизведением голосом

· накопление исполнительских навыков (развитие художественного восприятия музыки; умение донести до слушателей содержание исполняемого произведения)

· навыков работы с фонограммой;

· навыков сольного исполнения с сопровождением фортепиано, других инструментов.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Процесс обучения в классе сольного пения подразделяется на несколько этапов:

1. развитие голоса, где в основном используются вокальные упражнения, ставящие своей задачей:

· приведение вокального аппарата в рабочее состояние (распевание)

· формирование вокальных навыков на упражнениях и вокализах.

2. работа над вокальным произведением, включающая в себя изучение произведений разных стилей и жанров: народная песня, романсы русских и зарубежных композиторов, современные сочинения.

 

 

Обучение пению – это не только обучение данному виду искусства. В процессе занятий активно развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности школьника и его общего развития. Поэтому обучение пению это прежде всего педагогическая задача. Уровень общего развития детей проявляется прежде всего в качестве их музыкально-слухового восприятия и образного мышления в процессе анализа эмоционального содержания и исполнения вокальных произведений, их формы и средств художественной выразительности, в умении сравнивать, находить сходства и различия отдельных художественно-технических элементов вокального исполнения.

Говоря о качестве звучания детского голоса, мы имеем в виду прежде всего его основные физические характеристики: тембральную, интонационную и динамическую.

К тембральной характеристике относятся: спектральная насыщенность или обертоновый состав звука; плавность регистровых переходов; звонкость и полётность голоса; степень свободы или напряженность звучания; вокальная позиция; степень округлости гласных; качество певческого вибрато.

К интонационной характеристике относятся: точность или чистота интонирования; ширина звуковысотного диапазона; его высотное расположение.

У динамической – ширина динамического диапазона на различных звуковысотных уровнях.

 

На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.

Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся, в период обучения, могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции.

Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полётности, звонкости и вибрато голоса, а так же естественность звучания.

Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. Подбирать репертуар следует, учитывая вокальные данные учащегося, постепенно усложняя его.

Концертный репертуар необходимо составлять только из произведений, пройденных с преподавателем в классе.

Особо важное значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта работа часто протекает без достаточного осознания учащимися её цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего поётся данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо исполнять.

Ученики должны понимать, что упражнения помогают овладению певческими навыками, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня звучала красиво, чисто, выразительно. Для улучшения качества интонации большое внимание следует уделить точному воспроизведению первого звука.

Очень важно с самого начала обучения воспитывать у учащихся вокальный слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.

 

 

Основа пения - гласные звуки. От правильного формирования гласных звуков зависит красота тембра. У учащихся школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует использовать попевки и упражнения на все гласные, добиваясь правильного формирования каждой из них:

1. в «чистом» звучании: А, О, У, Э

2. в «йотированном» звучании: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е

3. особо обратить внимание формирование гласных И, Ы

4. пение гласных звуков в сочетании с согласными

Кроме работы над гласными звуками, постоянными должны быть:

 

1. упражнения стабильного блока:

- на дыхание,

- на медленный долгий выдох,

- на развитие артикуляции,

- на подвижность диафрагмы (staccato),

- на развитие ровности тембрового звучания,

- гибкости голоса;

 

2. упражнения периодически обновляющегося блока:

- на лёгкость и подвижность голоса,

- на зубные язычные согласные: д, з, т, р, л, н,

- на губные: б, п, в, м.

 

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, чётко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

 

В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение вокализов или песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это необходимо также для осознания учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений: фразы, предложения, периода, для усвоения ими понятий кульминации произведения, коды и других.

 

 

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

Первый год обучения

Вокальное воспитание певца неразрывно связано с развитием его музыкальных данных и общего культурного уровня.

В результате первого года обучения учащийся должен: иметь элементарное представление о голосовом аппарате, о резонаторах; знать, что такое правильная установка корпуса при пении; уметь правильно пользоваться певческим дыханием; правильно певчески формировать гласные в сочетании с согласными.

Работа над дыханием должна начинаться с выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела находились в свободно - активном, но не расслабленном состоянии.

Полезно, чтобы учащиеся при вдохе положили руки на рёбра и проследили их движение во время дыхания. Вдох нужно производить быстро, но спокойно, следить при этом за расширением нижних рёбер. Ни в коем случае не надо набирать много воздуха, а так же поднимать плечи, запрокидывать голову. Окончание вдоха совпадает с мгновенной задержкой дыхания.

Стимулом для развития дыхания является дыхательная гимнастика, а так же вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать вдох.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Стимулом для развития дикции являются специальные упражнения, например, скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, тщательно выговаривая слова, а так же вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы. У начинающих певцов артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Этот недостаток необходимо устранять.

Важную задачу в вокальном воспитании учащегося представляет формирование тембра, характера окраски звучания голоса. Тембр выявляется у учащегося в более старшем возрасте.

 

В результате первого года обучения учащийся должен получить элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое:

- правильная постановка при пении: выполнение обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию;

- певческое дыхание: грудобрюшное дыхание, спокойно, без напряжения вдох, задержание вдоха перед началом пения (люфт - пауза), выработка равномерного выдоха;

- звукообразование, атака звука;

- правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками, четкое произношение согласных звуков.

- слуховое осознание чистой интонации.

В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунды, малая и большая терция, чистая октава.

В течение учебного года учащийся первого года обучения обязан проработать:

- не менее 2-ух вокализов;

- 2-ух народных песен;

- 2 - 4 песен русских и зарубежных композиторов.

 

Второй год обучения.

На втором году обучения должна вестись работа над углублением музыкально - певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, интересов. А также продолжение формирования вокально - технических знаний, умений, навыков, особо важных для индивидуального развития певца. Обучение умению соблюдать в процессе исполнения певческую установку, правильное звукообразование (мягкая «атака»), сохранению устойчивого положения гортани, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному выдоху.

Формирование у учащихся основных свойств певческого голоса: полётности, тембровой ровности, микстового, то есть смешного звучания, пения с вибрато. Забота о сохранении индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно. Обучение непринуждённому, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом.

В зависимости от способностей учащегося начинается работа над подвижностью голоса в упражнениях, над выработкой всевозможных динамических оттенков, а также знакомство с форшлагами, группетто и т.п..

В процессе работы над музыкальным произведением с текстом следует стремиться к созданию художественного образа, используя эмоциональные возможности учащегося, его творческую мысль.

Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развитие творческих способностей, на основе вариантности мелодии, стремление к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения.

Педагог должен идти от слуховых представлений о правильном звучании певческого и внимательно следить за свободой и раскрепощённостью голосового аппарата учащегося. Не следует навязывать учащемуся свои ощущения при пении, так как они не всегда бывают пригодны для других исполнителей.

 

В результате второго года обучения учащийся должен расширить диапазон голоса, желательно до 1,5 октав, выровнять звучность гласных. Продолжается работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры.

В работе над вокализами учащийся должен певуче, пластично вести звук, вносить в исполнение элементы художественного творчества, чувствовать движение мелодии, динамику её развития и кульминацию произведения.

В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучие, опевание, скачки на октаву вверх и вниз.

Каждое новое упражнение и его роль в музыкально-певческом развитии учащегося нуждается в образном раскрытии. Необходим и рассказ о специальных вокальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности тембрового звучания. Как правило, у начинающих певцов не развито чувство опоры, дыхание ключичное.

В первую очередь необходимо добиваться от учащихся правильного диафрагматического дыхания. Полезны упражнения, которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы.

Необходимо следить за тем, чтобы дыхание было плавным, так как толчок дыхания вызывает зажатие голосовой щели, напряжение связок, которые перестают осуществлять правильное звукообразование. Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры - один из основных принципов развития ровности диапазона.

Вокальные упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы - свободны и активны.

В течение учебного года учащийся должен разучить и отработать 1-2 вокализа, 4-5 вокальных произведений различного характера и содержания.

 

 

Третий год обучения

Одна из главных задач третьего года обучения - соединение грудного и головного регистров, то есть, микст. Микст - это не понятие облегчённого формирования верхнего регистра, а принцип построения всего диапазона. Хорошо замикстованный средний регистр даёт возможность развивать диапазон, совершенствовать верхний регистр и преодолевать переходные ноты.

Продолжается работа над укреплением всех пройденных вокально -технических навыков и освоением музыкального репертуара. Прежде всего имеется в виду навык красивого и выразительного пения: дикции и артикуляции, «опёртого» дыхания, развития тембра, певучести голоса, а так же умения самостоятельно работать над изучением вокального произведения.

При наличии инструмента и определённых вокальных способностей учащиеся должны уметь самостоятельно работать над укреплением ряда технических приёмов.

 

В результате третьего года обучения учащийся должен отработать и закрепить полученные ранее вокально - технические навыки. В соответствии со способностями, учащийся должен овладеть подвижностью голоса, выявить тембр голоса.

В программу третьего года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном и быстром темпе.

В течение учебного года учащийся должен разучить и исполнить 4-6 произведений различного характера и содержания по плану программы.

 

В течении всех последующих лет обучения продолжается работа над закреплением всех пройденных вокально -технических навыков. В зависимости от способностей учащегося продолжается работа над подвижностью и гибкостью голоса, выявлением своеобразного тембра, выработкой различных динамических оттенков, исполнением форшлагов, группетто, вводятся упражнения на тесситурные скачки, гаммы, арпеджио. Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров. Расширяется репертуар учащегося.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: