Отметка по пятибалльной шкале
«2» «3» «4» «5»
Первичные баллы 0–11 12–17 18–23 24–28
1 вариант
1 Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы.
1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: водоросли, мхи, папоротники, голосеменные.
А Б
В Г
1.2. Три из изображённых на фотографиях объектов объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Ответ:_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Каково значение водорослей в природе?
Ответ:_____________________________________________________________
3. Катя и Влада собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите девочкам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения.
Список слов:
1) Покрытосеменные (цветковые)
2) Дуб Черешчатый
3) Растения
4) Двудольные
5) Дуб
Царство | Отдел | Класс | Род | Вид |
4. Известно, что ласка обыкновенная – самое маленькое хищное млекопитающее, обитающее в разных экосистемах. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка два утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Длина тела у самцов составляет 13–26 см, вес равен 40–250 г, самки на треть мельче.
2) Хвост у животного очень короткий, не превышает длины ступни.
3) Ласка охотится на мышевидных грызунов, которых ловит в их норах, пользуясь малым размером и гибкостью тела.
|
4) В Древнем Риме и раннесредневековой Европе ласка была домашним животным.
5) Ласка выстилает своё гнездо сухой травой, мхом, листьями каштанов и папоротников
5. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ
Для образования органических веществ в листе необходима вода, которую растение получает из почвы с помощью ______(А). Вода с минеральными солями поступает вверх к листьям. В хлоропластах листа из ______(Б) и воды образуется ______(В).
Список слов:
1) стебель
2) корень
3) кислород
4) углекислый газ
5) глюкоза
6) минеральная соль
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
6. Приведите по три примера растений, относящихся к отделам Водоросли и Мхи. Запишите их названия в таблицу.
Водоросли | Мхи |
7. Установите соответствие между характеристиками и царствами живых организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
8. Учитель предложил ребятам провести дома наблюдение за прорастанием семян и записать результаты наблюдения в рабочую тетрадь. Расставьте по порядку события, которые наблюдали ученики.
1) Семена набухают.
2) Лопается кожура семян
3) Появляются первые зелёные листья.
4) Появляется маленький корешок.
5) Появляется стебелёк с семядолями и почками.
|
Номера событий в правильном порядке впишите в таблицу
9. К какому классу относят растение, диаграмма цветка которого показана на рисунке?
1) Голосеменные
2) Однодольные
3) Мхи
4) Двудольные
10. Какой признак, показанный на диаграмме цветка (рис.1), позволяет определить принадлежность растения к этому классу? Почему?
Ответ: __________________________________________________________________________
11.
12 Рассмотрите изображения шести представителей царства грибов. Предложите основание, согласно которому эти грибы можно разделить на две группы по три представителя в каждой.
Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены грибы, общее название для каждой группы грибов и перечислите грибы, которые вы отнесли к этой группе.
Номер группы | Какое основание позволило разделить грибы? | Как называется данная группа грибов? | Какие грибы относятся к данной группе? |
Группа 1 | |||
Группа 2 |
13.1. Рассмотрите изображения растений: орляк обыкновенный, сосна, пшеница. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.
Под каждым названием растения укажите среду его обитания: наземно-воздушная, водная.
Название | |||
Среда обитания |
13.2. Рассмотрите схему, отражающую развитие растительного мира Земли.
1 – Зелёные водоросли
2 – Красные водоросли
3 – Бурые водоросли
4 – Мхи
5 – Плауны
6 – Папоротники
7 – Хвощи
8 – Голосеменные
9 – Однодольные
|
10 – Двудольные
Какими цифрами на схеме обозначены группы организмов, к которым относят изображённые на рисунках растения? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.
Орляк обыкновенный | Сосна | Пшеница |
13.3. Какое из этих растений относят к цветковым растениям?
Ответ: _______________________________________
2 вариант
1 Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы.
1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: Грибы, покрытосеменные, лишайники, бактерии.
А Б
В Г
1.2. Три из изображённых на фотографиях объектов объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Ответ: ____________________________________________________________
2. Каково значение грибов в природе?
Ответ: ____________________________________________________________
3. Маргарита собрала и подготовила для гербария образцы растений. Для каждого растения ей необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите девочке записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения.
Список слов:
1) Пырей ползучий
2) Покрытосеменные (цветковые)
3) Пырей
4) Растения
4) Двудольные
Царство | Отдел | Класс | Род | Вид |
4. Известно, что дятел большой пёстрый – лесная птица, живущая на деревьях и питающаяся насекомыми, обитающими под корой.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка два утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного.
Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Клюв у птицы крепкий, заострённый и долотовидный.
2) Яйца насиживают самец и самка поочерёдно в течение 12–13 дней.
3) Дятел не любит соседства своих родичей.
4) Перья хвоста у дятла упругие, их стержни загнуты в сторону ствола дерева и служат хорошей опорой.
5) Длина тела птицы составляет 23–26 см, а масса – 70–100 г.
5. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
ПЛАСТИДЫ
В растительных клетках находятся разнообразные по форме и окраске пластиды. Многочисленные зелёные пластиды называются ______(А). В них находится особый. пигмент ______(Б), который обеспечивает процесс ______(В). Также в клетке содержатся хромопласты, в которых находится красный или жёлтый пигмент.
Список слов:
1) каротин
2) лейкопласт
3) хлоропласт
4) дыхание
5) фотосинтез
6) хлорофилл
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
6. Приведите по три примера организмов, относящихся к шляпочным и плесневым грибам. Запишите их названия в таблицу.
Шляпочные грибы | Плесневые грибы |
7. Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
8.
Алиса решила высадить на своём дачном участке яблоню, которую она вырастила из семени в цветочном горшке. Расставьте по порядку номера действий, которые она должна осуществить.
1) выкопать ямку в земле
2) засыпать ямку землёй
3) полить высаженный сеянец яблони
4) поместить сеянец яблони в ямку вместе с комом почвы из цветочного горшка
5) полить выкопанную ямку водой
Номера действий в правильном порядке впишите в таблицу.
9. К какому классу относят растение, диаграмма цветка которого показана на рисунке?
1) Голосеменные
2) Мхи
3) Однодольные
4) Двудольные
10. Какой признак, показанный на диаграмме цветка (рис.1), позволяет определить принадлежность растения к этому классу? Почему?
Ответ: __________________________________________________________________________
11.
12 Рассмотрите изображения шести представителей царства бактерий. Предложите основание, согласно которому эти бактерии можно разделить на две группы по три представителя в каждой.
Бактерии Сибирской язвы Бактерии гниения Бактерии чумы
Бактерии туберкулёза Молочно – кислые бактерии Клубеньковые бактерии
Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены бактерии, общее название для каждой группы бактерий и перечислите бактерии, которые вы отнесли к этой группе.
Номер группы | Какое основание позволило разделить бактерии? | Как называется данная группа бактерий? | Какие бактерии относятся к данной группе? |
Группа 1 | |||
Группа 2 |
13.1. Рассмотрите изображения растений: хвощ луговой, хлорелла, горох. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.
Под каждым названием растения укажите среду его обитания: наземно-воздушная, водная.
Название | |||
Среда обитания |
13.2. Рассмотрите схему, отражающую развитие растительного мира Земли.
1 – Зелёные водоросли
2 – Красные водоросли
3 – Бурые водоросли
4 – Мхи
5 – Плауны
6 – Папоротники
7 – Хвощи
8 – Голосеменные
9 – Однодольные
10 – Двудольные
Какими цифрами на схеме обозначены группы организмов, к которым относят изображённые на рисунках растения? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.
Хлорелла | Хвощ | Горох |
13.3. Какое из этих растений относят к споровым растениям?
Ответ: _______________________________________