Основные этапы разработки дипломного проекта




Социально-экономический факультет

Кафедра Экономики и менеджмента

Утверждено

Ученым советом Академии

«____»___________ 200_ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

(для студентов всех форм обучения)

 

 

Москва-2008

 

Методические указания по разработке дипломного проекта

 

Разработал: д.э.н., проф. Псарева Н. Ю., доц. Смирнова О. Р.

 

Рецензент:

 

 

Рекомендовано учебно-методическим советом Академии в качестве учебно-методического комплекса (протокол № __ от _________).

Рекомендовано к изданию Ученым советом АТ и СО (протокол № __ от _________)

 

 

@ Академия труда и социальных отношений, 2008г.

 

Содержание

Введение _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4

1. Основные этапы разработки дипломного проекта­­­ _ _ _ _ _ _ _ _ _7

1.1 Структура и содержание дипломного проекта _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _7

2. Общие требования к оформлению дипломного проекта _ _ _ _ _19

3. Подготовка к предварительной защите дипломного проекта _ _ 22

4. Предзащита дипломного проекта _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 23

5. Рецензирование дипломного проекта _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 24

6. Подготовка к защите дипломного проекта _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 25

Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 27

Список литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _28

Приложения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 29

Введение

Дипломный проект – самостоятельная комплексная работа студента, главной целью и содержанием которой является всесторонний анализ или научные исследования по одному из вопросов теоретического или практического характера по профилю специальности. Поэтому каждый дипломный проект должен содержать элементы новизны, поиска собственных путей решения современных научно и практически значимых вопросов. В процессе написания дипломного проекта необходимо максимально продемонстрировать теоретические знания и практические навыки, полученные за весь период обучения.

Дипломный проект выполняется на основе глубокого изучения студентами литературы по специальности (учебников, учебных материалов, монографий, статей из научных сборников, журналов), анализа нормативных актов и обобщения практики. Дипломное проектирование (выполнение выпускных квалификационных работ) является заключительным этапом обучения студентов на соответствующей ступени образования и имеет своей целью:

· систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний для решения конкретных научных, технических, экономических, управленческих и производственных задач;

· развитие навыков организации самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломном проекте проблем и вопросов;

· выявление подготовленности студента к самостоятельному решению профессиональных задач, соответствующих его квалификационной характеристике, установленной государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Дипломный проект - выпускная самостоятельная комплексная работа студентов высших учебных заведений. Дипломный проект состоит из теоретических или экспериментальных исследований, расчётов, чертежей и объяснительной записки с обоснованием технико-экономической целесообразности и расчётно-конструкторскими данными. Темы дипломных проектов включают основные вопросы, с которыми студент будет встречаться на производстве, и соответствуют объёму теоретических знаний и практических навыков, полученных за время обучения в вузе. Дипломный проект защищается на открытом заседании государственной экзаменационной комиссий (ГЭК) вузов. Дипломный проект может защищаться как в учебном заведении, так и на предприятиях, в учреждениях, для которых тематика защищаемого проекта может представлять научно-теоретический или практический интерес.
На отдельных специальностях (в основном технологических) Дипломный проект заменяется дипломной работой. Выпускникам, защитившим дипломный проект, выдаётся диплом о присвоении соответствующей квалификации.
Дипломная работа - заключительная работа учебно-исследовательского характера, выполняемая оканчивающими университеты, экономические, театральные, художественные и др. вузы и некоторые средние специальные учебные заведения.
Дипломная работа, как правило, представляет собой самостоятельное исследование какого-либо актуального вопроса в области избранной студентом специальности и имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и практических навыков выпускников. Дипломная работа предполагает достаточную теоретическую разработку темы с анализом экспериментов, наблюдений, литературных и др. источников по исследуемому вопросу. Дипломная работа защищается на заседаниях государственной экзаменационной комиссий (ГЭК) вузов и государственных квалификационных комиссий (ГКК) средних специальных учебных заведений.

Дипломный проект выполняется на конкретных материалах предприятия (базы преддипломной практики) и исходит из реальных организационно-экономических проблем предприятий в условиях их адаптации к рыночным отношениям.
В ходе разработки дипломного проекта перед студентами стоят следующие основные задачи:
— осуществить объективную оценку своих знаний, умений и возможностей при выборе темы дипломного проекта;
— восполнить недостающие знания и навыки в ходе подбора и изучения специальной литературы;
— проявить индивидуальные организаторские способности при составлении и соблюдении плана-графика разработки различных разделов дипломного проекта;
— проявить умение краткого и четкого письменного изложения экономических вопросов, выделяя главные приоритеты по теме дипломного проекта;
— выработать навыки подготовки краткого публичного выступления по материалам дипломного проекта, а также умение убедительной и корректной защиты представленных проектных решений.

Создание дипломного проекта – это самый трудоемкий процесс, требующий предельного внимания и сосредоточенности. Очень важно при написании дипломного проекта соблюдать требования настоящих методических рекомендаций.

 

Основные этапы разработки дипломного проекта

1.1 Структура и содержание дипломного проекта

 

Этапы работы над дипломным проектом:

· выбор и закрепление объектов преддипломной практики;

· выбор и закрепление темы дипломного проекта и научного руководителя;

· разработка календарного плана работ по выполнению дипломного проекта;

· разработка и утверждение задания на дипломный проект;

· сбор материала для проектирования на объекте практики;

· подготовка отчета о преддипломной практики;

· подготовка теоретической части дипломного проекта (1 глава);

· написание и оформление пояснительной записки, схем, таблиц, входящих в дипломный проект;

· сдача проекта на кафедру, подготовка доклада и презентации выступления в ГАК;

· предварительная защита дипломного проекта на кафедре;

· направление проекта на рецензию;

· отзыв научного руководителя;

· защита в ГАК.

 

Дипломный проект должен содержать элементы, расположенные в следующем порядке:

· титульный лист;

· задание на дипломный проект;

· календарный план работы по выполнению дипломного проекта;

· содержание (оглавление);

· введение;

· разделы и подразделы;

· заключение;

· список используемых источников (включая ссылки на литературу, Интернет-ресурсы и другие источники);

· приложение (я).

1. Содержание (оглавление) дипломного проекта включает наименование разделов, подразделов и пунктов с указанием номера начальной страницы.

2. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется степень ее новизны, формулируется цель и задачи дипломного проекта.

3. Содержание дипломного проекта определяется его темой. Рекомендуется, чтобы каждый раздел дипломного проекта заканчивался выводами.

4. Количество разделов и подразделов определяется спецификой специальности (специализации), а также темой. Рекомендуемый состав разделов следующий:

5. Заключение дипломного проекта должно содержать общие выводы и перспективы дальнейшей разработки темы.

6. Список использованных источников должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати.

9. Приложения раскрывают дополнительную информацию и размещаются после списка использованных источников в порядке их упоминания в тексте.

В большинстве случаев дипломный проект имеет свою типовую структуру (см. табл. 1).

Исходя из рекомендуемой структуры дипломного проекта, его объем (без учета приложений) должен составлять примерно 80-90 страниц машинописного текста.

 

Таблица 1

Типовая структура дипломного проекта

Наименование раздела дипломного проекта Примерное количество страниц
  Введение 1-2
1. Теоретическая часть 10-15
1.1 Характеристика современного состояния исследуемой проблемы  
1.2 Методические подходы к решению проблемы. Выбор методов анализа и проектирования  
2. Аналитическая часть 30-40
2.1 Краткая характеристика исследуемого объекта  
2.2 Краткая характеристика системы управления предприятием  
2.3 Характеристика состояния исследуемой проблемы на предприятии  
3. Проектная часть 30-40
3.1 Разработка проекта совершенствования в соответствии выбранной темой дипломного проекта  
3.2 Определение результатов внедрения проекта  
3.3 Мероприятия по внедрению проекта  
4. Заключение  
5. Литература 1-2
6. Приложения 3-9
  Итого 80-90

 

Начинается дипломный проект титульным листом, где указывается полное наименование учебного заведения и факультета, выпускающей кафедры, тема дипломного проекта, фамилии студента-дипломника и руководителя, город и год написания (приложение 1).

Оглавление содержит перечень глав, остальных элементов структуры дипломного проекта. Против каждого элемента указывается номер начальной страницы, с которой начинается описание элемента.

Введение. Введение представляет собой краткое резюме дипломного проекта, в котором отражаются актуальность дипломного проекта; объект и предмет исследования; задача и цели дипломного проекта; способы исследования; главные использованные научные источники; степень изученности проблемы, исследуемой в дипломном проекте. Во введении необходимо отразить а) важность и значимость выбранной темы; б) ее связанность с более широкими аспектами развития экономики; в) основные разработки, которые достигнуты в дипломном проекте (приложение 1).

Формируемая цель работы должна соответствовать теме дипломного проекта. Необходимо только конкретнее указать, какой основной результат вы получите: «проанализировать…», «обосновать…», «раскрыть…», «выявить…». Цель работы – это наиболее масштабная конкретно-практическая операция, выполнению которой и будет посвящен Ваш дипломный проект. Сформулировав цель, Вы заложили основы для формирования задач, которые будете решать в дипломном проекте. Формирование цели и задач является основными направлениями (или аспектами) дипломного проекта. Одной и той же цели можно достичь через решение различных комбинаций задач (приложение 2). Во введении нужно назвать также предмет и объект исследования. Объектом исследования является то предприятия (отдел, участок, подразделение, холдинг), работу которого Вы анализируете. Предмет изучения непосредственно связан с названием и целью Вашего дипломного проекта и характеризует связи, зависимость, отношения, отражающие предмет исследования.

В основной части дипломного проекта в соответствии с заданием детально рассматриваются основные вопросы тематики, включая критический анализ научных данных и проведение самостоятельных теоретических анализов изучаемого вопроса.

Дипломный проект содержит, как правило, три главы, каждая из которых делится на параграфы (не менее 2-х).

Первая глава – теоретическая. Ее содержание целиком зависит от выбранной темы, и будет включать те вопросы и проблемы, которые имеют к ней самое непосредственное отношение. В этой главе на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается история исследуемой проблемы, показывается степень ее изученности, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Рассмотрим это на конкретных примерах:

ПРИМЕР 1. Если проводится анализ рисков в работе предприятия, то в теоретической главе следует рассказать, что такое риски, привести их классификацию, изложить методы их диагностики в экономической литературе (разумеется, со всеми соответствующими ссылками), рассказать, какие из них наиболее часто применяются в современных российских условиях. Затем перейти к способам их нейтрализации. По ходу изложения следует подробно останавливаться на всех специальных терминах и понятиях, обязательно дать их развернутое определение. В данном примере это, скорее всего, будут следующие: кредитоспособность, банкротство, производственный риск, коммерческий риск, финансовый риск, управление рисками, программирование риска, тактическое и стратегическое управление, ресурсообеспеченность, критический объем производства, норма прибыли.

ПРИМЕР 2. Если тема диплома звучит как «Управление маркетинговой политикой предприятия», то в теоретической главе следует остановиться на характеристике роли и места маркетинга в хозяйственной деятельности субъектов рынка.

В конце теоретической главы логично поместить заключение о том, какое место занимает изучаемая проблема в современных экономических условиях. Как правило, это заключение пишется дипломником на базе изучения периодических изданий. Это позволяет продемонстрировать, какой основной аспект изучает студент в дипломном проекте и насколько эта тема актуальна для изучаемого объекта. Таким образом, основой теоретической главы будет обзор всех понятий, закономерностей, подходов к проблеме, которые можно найти в соответствующей специальной литературе. В этой главе необходимо сделать обзор исследований и разработок по изучаемой теме с обязательной ссылкой на авторов. Ссылки могут быть построчно, либо с указанием источников в списке литературы.

Теперь остановимся на методике работы. О ней обязательно нужно рассказать либо во введении (если это очень краткий обзор), либо в конце теоретической части. Нередко этот вопрос вызывает у студентов серьезные затруднения. Проще, если выбор какой-то конкретной совокупности приемов исследования и составляет сущность диплома – тогда методика отражена в названии и подробно характеризуется в теоретической главе. Студент должен разработать методику проведения анализа, из которой должно быть ясно, какие показатели исследуются, каким образом будет получена информация для анализа тех или иных показателей, каким способом анализируется состояние показателей.

Основными методами исследования при разработке дипломного проекта являются методы, применяемые при исследовании систем управления. В основе методологического исследования должен быть системный анализ предусмотренного комплекса исследований, вопрос всех проблем, связанных с выбранной темой дипломного проекта и разработкой предложений.

Здесь понятно, что речь пойдет о конкретной методике, которую студент будет описывать со ссылками на различных авторов. Иногда этого не случается, и студенты не могут точно назвать, каким подходом они руководствовались. Но в любом случае рекомендуется применять какие-либо простые методы и принципы, которые можно и нужно охарактеризовать во введении.

Методы и принципы исследования:

  • анализ и синтез (две основные мыслительные операции, составляющие сущность любого процесса познания; анализ заключается в объяснении объекта при помощи его мысленного, абстрактного (но иногда и реального – правда, не в экономике, а в естественных науках) разъединения, расчленения на составные части, синтез – противоположная процедура, состоит в объединении частей в единое целое);
  • моделирование – методический прием, основанный на создании искусственного подобия объекта (т.н. модели) для изучения отдельных сторон его работы;
  • системный подход (или принцип системности) заключается в комплексном анализе, учете внешней и внутренней среды в работе объекта, его границ в окружающей среде, его внутренней структуры, целостности;
  • структурный принцип состоит в характеристике элементов, из которых состоит объект и – что особенно важно! – характере взаимосвязей между ними;
  • использование относительных величин;
  • метод средних величин;
  • метод группировки;
  • метод сравнительного анализа (сравнение с прошлыми показателями, сравнение со средними показателями, с плановыми, с лучшими по отрасли и т.д.);
  • метод экономического анализа.

При оформлении материалов I главы большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы, исключение составляют впервые вводимые те или иные научные понятия, расчеты. По объему первая глава не должна превышать 30% всей работы.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается характеристика объекта исследования, на материалах которого выполняется работа, и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. Рекомендуется провести технико-экономический анализ производственной деятельности предприятия. Анализ объекта проводится с позиции проблем, цели и задач, поставленных в дипломном проекте. Основные вопросы должны включать:

  • название предприятия, профиль его работы;
  • характеристику отраслевой бизнес-среды;
  • краткие сведения по истории предприятия (когда было создано, каким реорганизациям подвергалось);
  • организационная форма предприятия (например, открытое акционерное общество), особенности устава, кому принадлежит контрольный пакет акций;
  • размер предприятия, его организационная структура, характеристика работников, выпускаемой продукции и т.д.;
  • механизм управления на предприятии;
  • анализ плана производства, показателей качества продукции, объемов реализованной продукции, показателей труда и заработной платы;
  • использования основных производственных фондов, применения ин-формационных систем на предприятии, качества управленческого и экономического учета и анализа на предприятии и т.д.
  • анализ внешней среды предприятия (конкурентоспособность, перспективы продвижения продукции предприятия на внутренний и внешний рынки, взаимоотношения с поставщиками, деловыми партнерами и т.д.)

Лучше, если данная часть дипломного проекта будет максимально полной и подробной. Содержание второй главы дипломного проекта необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и другими материалами, которые размещаются по тексту работы или даются в приложении. Для более глубокого изучения отдельных вопросов могут быть проведены специальные анкетные обследования и опросы специалистов.

Третья глава является проектной. В ней предлагаются способы решения проблемы, определяются предложения студента. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный и обоснованный характер. Базой для их разработки служит проведенный в первой и во второй главе анализ исследуемой проблемы во второй главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт. Каждое решение (предложение) должно быть обосновано с позиции финансово-экономической целесообразности и перспектив использования новшества.

Один из параграфов третьей главы следует посвятить вопросу определения экономической эффективности исследуемого вопроса. Сущность экономической эффективности мероприятия заключается в определении соотношения полезного эффекта (результата) и затрат на их достижение. В процессе обоснования ожидаемых затрат выявляются потенциальные составляющие эффекта и рассчитывается экономия затрат получаемая при реализации каждой из этих составляющих.

Обязательным для дипломного проекта является наличие параграфа, посвященного вопросам правового обеспечения исследуемой проблемы. Данный параграф может быть включен в любую из трёх глав, в зависимости от того, на каком аспекте правового обеспечения студент решил акцентировать внимание.

Например, тема дипломного проекта «Разработка маркетинговой политики предприятия». В первую главу – теоретическую – может быть включен параграф «Правовое регулирование маркетинга в Российской Федерации». Во второй главе – аналитической таким параграфом может быть «Анализ нормативно-правовой базы управления маркетингом на предприятии». В третьей, проектной главе, возможен параграф «Основные направления совершенствования нормативно-правового обеспечения управления маркетингом на предприятии».

Обязательным для дипломного проекта является наличие параграфа, отражающего предложения автора по социальной защищенности работников. Управление социальным развитием предприятия является специфическим видом менеджмента и вместе с тем составной частью управления персоналом, имеет свою область проявления и свой объект управленческого воздействия. Социальный менеджмент предусматривает создание благоприятных условий труда и отдыха работников предприятия, вознаграждение и социальную защиту персонала, поддержание оптимальной морально-психологической атмосферы в коллективе, обеспечение социального партнерства и делового сотрудничества. Ему присущи соответствующие формы и методы, приемы, способы и правила, позволяющие решать социальные проблемы на основе преимущественно научного подхода к регулированию социальных процессов на предприятии.

В конце каждой главы основной части работы рекомендуется сделать краткие выводы из предшествующего изложения. При любой подаче материала в дипломном проекте должно быть обоснование принимаемых решений.

Заключение дипломного проекта содержит выводы, к которым автор подходит в итоге проведенных исследований. Заключение – важная часть дипломного проекта. В ней даются выводы по всему тексту проделанной работы:

1. Краткая характеристика теоретических основ исследования. Здесь можно указать противоречия, вариантность в теоретических изложениях.

2. Заключение, как структурный элемент работы, выполняет важнейшую функцию. Несмотря на то, что все уже сказано и подробно изложено в тексте основной части, в заключении студент снова обращается к проделанной работе, чтобы кратко воспроизвести логическую схему исследования. Необходимо четко сформулировать и последовательно изложить полученные в ходе исследования промежуточные и основ­ные выводы.

3. Практические рекомендации, как результат исследования.

4. При изложении выводов обязательно указать авторскую роль в проведённом исследовании (что разработано, предложено автором, точки зрения, выводы, расчеты и т.д.)

5. Отразить, насколько выполнена поставленная цель и насколько полно в работе раскрыта формулировка дипломного проекта. Заключение должно подвести итог решения тех задач, которые были во введении и рассмотрены в дипломном проекте.

Текст заключения должен быть написан так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целью и задачами исследования. Заключе­ние составляет от 5 до 10% текста в целом.

Приложения. В приложениях следует относить вспомогательный материал, который при включении его в основную часть работы загромождает текст или увеличивает его объем. К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера, заполнение формы отчетности и других документов, регистров учета. Приложения помещаются после списка источников и литературы.

Дипломный проект состоит из пояснительной записки и графической части. Пояснительная записка к дипломному проекту должна в четкой и краткой форме раскрывать творческий замысел проекта, содержать методы исследования, принятые методы расчета и сами расчеты, описание проведенных экспериментов, их анализ и выводы по ним, технико-экономическое сравнение вариантов и при необходимости сопровождаться иллюстрациями, графиками, эскизами, диаграммами, схемами и т.п. В тех случаях, когда в проектах содержатся сложные математические расчеты, для их проведения, как правило, применяется электронно-вычислительная техника.

Руководителями дипломных проектов могут быть назначены научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других учреждений и предприятий. Руководитель дипломного проекта: выдает студенту задание на дипломный проект; помогает в разработке календарного плана на период выполнения дипломного проекта; рекомендует студенту необходимую основную литературу, справочные и архивные материалы, законодательные акты и другие источники по теме, представляет кафедре сроки проведения консультаций дипломников до составления общего графика консультаций кафедрой; координирует работу дипломника; проверяет выполнение работы (по частям или в целом).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: