Тема 12. Авторское кино Европы конца ХХ века.




РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ КИНО ЕВРОПЫ

Тема 1. Вводная лекция.

Цель и задачи дисциплины «История кино». Терминологический инструментарий, хронология, основная литература.

Тема 2. Истоки и зарождение киноискусства.

Прообразы кино: от наскальных изображений до «волшебного фонаря». Изобретения ХIХ века, как техническая основа кинематографа (фотография, электричество, целлулоид).

Тема 3. Первые шаги кинематографа. Эдисон, Люмьеры. Мельес.

«Кинетоскоп» Т. Эдисона. 28 декабря 1895г. - первый общедоступный киносеанс в Гранд-кафе на бульваре Капуцинов в Париже, организованный братьями Люмьер. Ранние опыты кинопостановок: “Политый поливальщик” братьев Люмьер, “Полет на Луну” и другие феерии Жоржа Мельеса, “Большое ограбление поезда” Эдвина Портера.

Тема 4. Европейское кино 1900-1910-е годы.

Первые кинозвезды Европы: Макс Линдер (комедия), Аста Нильсен (мелодрама), Мюзидора (авантюрный жанр). Костюмно-исторический боевик «Кабирия» Дж. Пастроне (Италия).

Тема 5. Экспрессионизм.

Причины зарождения экспрессионизма в искусстве 1910-20-х годов. Ключевой фильм киноэкспрессионизма: “Кабинет доктора Калигари” (реж. Роберт Вине). Пауль Вегенер: “Пражский студент”, “Голем”. Фридрих Мурнау: “Носферату - симфония ужаса”. Актеры: Конрад Фейдт, Вернер Краус (“Кабинет локтора Калигари”).

 

Тема 6. Камершпиль. Ф. Ланг.

Движение “каммершпиль” (вариант бытовой драмы) во главе с Карлом Майером: “Последний человек” Ф. Мурнау, “Безрадостный переулок” Георга Вильгельма Пабста. Фриц Ланг: “Доктор Мабузе - игрок”, “Нибелунги”, “Метрополис”. Петер Лорре в звуковом фильме Ланга “М”. Актерские работы в фильмах Ф. Мурнау: Эмиль Яннингс (“Последний человек”). Аста Нильсен, Грета Гарбо, Вернер Краусс в фильме Г.В. Пабста “Безрадостный переулок”.

Тема 7. Французский авангард.

Режиссура французского “Авангарда”: Рене Клер (экспериментальный фильм “Антракт”, “Париж уснул”), Фернан Леже (экспериментальный фильм “Механический балет”), А. Ганс (полиэкранный фильм “Наполеон, каким его увидел Абель Ганс”). Киноманифест сюрреализма: “Андалузский пес” Луиса Бунюэля при участии Сальвадора Дали. Актриса Рене Фальконетти в фильме К. Дрейера “Страсти Жанны Д Арк”.

Тема 8. Поэтический реализм.

Жан Виго («Ноль за поведение», «Аталанта»). Марсель Карне («Набережная туманов», «Дети райка»). Жан Ренуар («Великая иллюзия»).

Тема 9. Кино Англии, Германии 1930-40-годы

Продюсер и режиссер А. Корда: «Частная жизнь Генриха Восьмого», «Рембрандт», «Леди Гамильтон». А. Хичкок: «Человек, который слишком много знал», «Тридцать девять ступеней», «Леди исчезает». Марлен Дитрих в фильме Дж. Штернберга «Голубой ангел». Петер Лорре в первом звуковом фильме Фрица Ланга «М». Актриса и режиссер Лени Рифеншталь («Голубой свет», «Триумф воли», «Олимпия»).

Тема 10. Неореализм. Кинорежиссура Италии.

Итальянский неореализм: национальное своеобразие и жизненная достоверность. Предшественники неореализма в литературе (А.Моравиа), театре (Э. де Филиппо, П. Стоппа), живописи (Р. Гуттузо).

Знаковые ленты неореализма: “Рим, открытый город” Роберто Росселини, “Земля дрожит” Лукино Висконти, “Похитители велосипедов” Витторио де Сика. Новый подход к актерской игре: привлечение непрофессиональных актеров, типажей, импровизация профессиональных актеров. Влияние неореализма на кинематограф второй половины ХХ века: Голливуд (“псевдонеореализм” - “Римские каникулы”), СССР (фильмы о рабочей молодежи - “Весна на Заречной улице” и др.), раннее творчество Ф. Феллини (“Белый шейх”, “Маменькины сынки”), Пьер - Паоло Пазолини (“Мама Рома”), Дино Ризи (“Запах женщины”) и др. Актеры: Анна Маньяни (“Рим - открытый город”).

 

Тема 11. «Новая волна» в кинематографе Франции. «Новое кино» ФРГ. Кино Англии.

Кинокритик Андре Базен, режиссеры Ален Рене (“Хиросима, моя любовь”), Жан-Люк Годар (“На последнем дыхании”), Клод Шаброль (“Кузены”), Франсуа Трюффо (“Четыреста ударов”, “Жюль и Джим”).

Режиссеры старшего поколения: Клер (“Ночные красавицы”), Брессон (“Приговоренный к смерти бежал”), Клеман (“На ярком солнце”). “Французские” фильмы Бунюэля (“Дневная красавица”, “Млечный путь”, “Тристана”, “Скромное обаяние буржуазии”, “Призрак свободы”, “Этот смутный объект желания”).

Звезды-символы: Ив Монтан (“Плата за страх”), Жерар Филипп (“Фанфан-Тюльпан”), Жан Марэ (“Парижские тайны”), Джина Лолобриджида (“Собор Парижской Богоматери”), Брижжит Бардо (“Частная жизнь”).

Жан-Поль Бельмондо в фильмах Жан-Люка Годара (“На последнем дыхании”, “Безумный Пьеро”). Ален Делон в фильме Р. Клемана (“На ярком солнце”). Фильмы Луиса Бунюэля с участием Катрин Денев (“Тристана”, “Дневная красавица”), Жанны Моро (“Дневник горничной”).

Тема 12. Авторское кино Европы конца ХХ века.

Жан-Жак Анно («Медведь»), Люк Бессон («Голубая бездна», «Ленон»), Лео Каракс («Любовники с Нового моста»). Жан Жене («Амели»). Братья Дардены («Дитя»). Педро Альмодовар («Женщины на грани нервного срыва»). Эмир Кустурица («Помнишь ли Долли Белл?», «Время цыган», «Андерграунд»). Седрик Клапиш («Русские куклы»).

 

ИСТОРИЯ КИНО ЕВРОПЫ

ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ:

 

Экзаменационный билет содержит:

1-й вопрос: история кино (см. список вопросов).

2-й вопрос: характеристика фильма (см. список фильмов).

СПИСОК ВОПРОСОВ:

1. История изобретения и изобретатели кинематографа.

2. Жорж Мельес.

3. Киноэкспрессионизм.

4. Фридрих Мурнау.

5. Фриц Ланг.

6. Георг-Вильгельм Пабст.

7. Французский «Авангард».

8. Карл Дрейер.

9. Кино Франции: 1930-40-е годы.

10. Кино Великобритании: 1930-40-е годы.

11. Альфред Хичкок.

12. Кино Германии: 1930-40-е годы.

13. Неореализм (общая характеристика).

14. Роберто Росселини.

15. Витторио Де Сика.

16. Федерико Феллини.

17. Микельянджело Антониони.

18. Лукино Висконти.

19. Пьер-Паоло Пазолини.

20. Бернардо Бертолуччи.

21. Итаьянская кинорежиссура 1970-80-х годов (общая характеристика).

22. Французская «Новая волна» (общая характеристика).

23. «Новое кино» ФРГ (общая характеристика).

24. Райнер-Вернер Фасбиндер.

25. Кино Центральной Европы второй половины ХХ (Чехия, Польша, Венгрия).

26. Кино Северной Европы второй половины ХХ века (Бергман, Верхувен, фон Триер).

27. Авторское кино Европы конца ХХ – начала ХХI века (один режиссер – на выбор)

 

СПИСОК ФИЛЬМОВ:

1. Фильмы братьев Люмьер (1895-1896, Братья Люмьер)

2. «Феерии Мельеса» (1898-1914).

3. «Кабинет доктора Калигари» (1919, Р. Вине)

4. «Носферату – симфония ужаса» (1921, Ф. Мурнау)

5. «Последний человек» (1924, Ф. Мурнау)

6. «Метрополис» (1927, Ф.Ланг)

7. «Безрадостный переулок» (1925, Г.-В. Пабст).

8. «Андалузский пёс» (1928, Л. Бунюэль, С. Дали)

9. «Страсти Жанны Д’Арк» (1928, К. Дрейер)

10. «39 ступеней» (1935, А.Хичкок)

11. «Частная жизнь Генриха VIII-го» (1933, А. Корда)

12. «М» (1931, Ф. Ланг)

13. «Аталанта» (1934, Ж. Виго).

14. «Великая иллюзия» (1937, Ж. Ренуар)

15. «Похитители велосипедов» (1948, Витторио Де Сика)

16. «Восемь с половиной» (Федерико Феллини)

17. «Блоу-ап» (1968, Микелянджело Антониони)

18. «Рокко и его братья» (Лукино Висконти)

19. «Мама Рома» (Пьер-Паоло Пазолини)

20. «Конформист» (Бернардо Бертолуччи)

21. «Слуга» (Джозеф Лоузи)

22. «На последнем дыхании» (Жан-Люк Годар)

23. «Четыреста ударов» (Фрасуа Трюффо)

24. «Замужество Марии Браун» (Райнер-Вернер Фасбиндер)

25. «Черный Петр» (Милош Форман)

26. «Бал» (Этторе Скола)

27. «Время цыган» (Эмир Кустурица)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: