Проект
18.06.2012
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Вид экономической деятельности
(область профессиональной деятельности):
Тьюторское сопровождение
В образовании
Квалификационный уровень –7
Межрегиональная тьюторская ассоциация
Федеральный институт развития образования
2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.................................................................................................................... 3
2. ПАСПОРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА................................................................. 6
3. КАРТОЧКА ВИДА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................... 6
4. ПЕРЕЧЕНЬ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА............................................. 7
5. ОПИСАНИЕ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.......................................... 8
6. ВИДЫСЕРТИФИКАТОВ, ВЫДАВАЕМЫХ НА ОСНОВЕ НАСТОЯЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА....................................................................................................................................... 16
7. РАЗРАБОТЧИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА................................................... 16
8. ЭКСПЕРТИЗА И РЕГИСТРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА……………… 20
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Область применения профессионального стандарта
Профессиональный стандарт – это многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.
Профессиональный стандарт предназначен для:
проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;
формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам;
|
решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры);
проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.).
Термины, определения и используемые сокращения
В настоящем профессиональном стандарте используются следующие термины:
область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения. Корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности;
вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
единица профессионального стандарта – структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;
|
квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
квалификация – 1) готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;
2) официальное признание (в виде сертификата) освоения компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта)
компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;
сертификат – официальный документ, выдаваемый уполномоченным органом, подтверждающий результаты образования (обучения), продемонстрированные в ходе установленных процедур оценки;
трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения;
условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
В настоящем стандарте введены следующие специальные термины:
индивидуализация – процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности; характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности;
|
индивидуальная образовательная программа (ИОП) – комплексное описание образовательной деятельности, отражает индивидуальные цели образования, шаги и способы их достижения, методы анализа и оценки результатов, результаты; ИОП формируется и реализуется субъектом образовательной деятельности, оформляется различными средствами;
образовательная среда – социокультурная, в т.ч. педагогическая, среда, включающая материальные и нематериальные объекты, которые используются или могут быть использованы в образовательной деятельности, в т.ч. деятельности по формированию и реализации ИОП;
тьюторское сопровождение в образовании – педагогическая деятельность, которая направлена на реализацию принципа индивидуализации, включает организацию образовательной среды и сопровождение формирования и реализации ИОП;
тьютор – педагогический работник, осуществляющий тьюторское сопровождение в образовании;
тьюторант – субъект формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, сотрудничающий с тьютором;
образовательные ресурсы – элементы образовательной среды, которые тьюторант может использовать в своей образовательной деятельности, в т.ч. при формировании и реализации ИОП;
картирование (работа с картой) – метод графического отображения образовательной деятельности, в т.ч. элементов ИОП (направлений индивидуального образовательного движения тьюторанта, пространства самоопределения и целей, образовательных ресурсов и субъектов образовательной среды и т.д.);
образовательное событие – форма организации образовательной деятельности, ситуация с высокой степенью неопределенности, предполагающая интенсивное освоение новых способов деятельности, продуктивные пробы, выход в рефлексивную позицию по отношению к образовательной деятельности, в т.ч. ИОП.
В настоящем профессиональном стандарте используются следующие сокращения:
ЕТКС – «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих отраслей экономики Российской Федерации»;
ЕКСД – «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»;
КСД – «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих»;
ОКВЭД – «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Russian classification of economic activities. ОК 029-2001»;
ОКЗ – «Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93 (ОКЗ)»;
НАРК – Национальное агентство развития квалификаций.