ОПИСАНИЕ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА




Шифр - А.1. Обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта

 

Основные трудовые действия Выявлять область образовательных интересов и образовательных затруднений тьюторанта. Помогать выявлять, фиксировать и развивать образовательные цели тьюторанта. Консультировать тьюторанта по вопросам развития значимых для его образовательного запроса отраслей образования, науки, производства, культуры, жизнеустройства и т.д.  
Средства труда Психолого-педагогическая диагностика. Индивидуальная и групповая консультация. Наблюдение. Средства коммуникации. Карты интересов, целей, внешних вызовов  
Предметы труда Образовательные, познавательные потребности, цели, запросы, интересы, устремления
Другие характеристики квалификационного уровня Коммуникативная компетентность. Соблюдение этических норм, тактичнсть. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Эмпатия. Способность к анализу и синтезу
Необходимые знания Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации и психологии развития. Антропологический и компетентностный подход в образовании. Акмеология. Основы коррекционной педагогики. Понятия мотива, интереса, цели, образовательного запроса. Классификации мотивов человеческой деятельности. Особенности познавательной (образовательной) активности и мотивации тьюторантов различных категорий (по возрасту, гендеру и др.). Результаты исследований о профессиях будущего, эволюции профессий, тенденциях развития отраслей науки и производства, сфер жизнедеятельности. Образовательные и профессиональные стандарты
Необходимые умения Работать с видением и позицией тьюторанта. Формировать доверительные отношения с тьюторантом и его окружением. Создавать условия для совместной познавательной деятельности, коммуникации и рефлексии. Использовать различные методики и приемы проявления и оформления образовательного запроса. Соотносить действия тьюторанта с трендами и контекстами развития культуры, науки, образования, профессиональной среды и т.д. Методически грамотно организовывать индивидуальную и групповую работу, образовательные события, рефлексию. Находить и анализировать социально-экономическую, научно-техническую информацию. Анализировать образовательные и профессиональные стандарты, фиксировать их требования к образовательным компетенциям тьюторанта. Составлять карты потребностей, целей, запросов, интересов, устремлений. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы

Шифр - А.2. Проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса

Основные трудовые действия Выявлять и обсуждать условия реализации образовательного запроса. Помогать тьюторанту оценивать наличные ресурсы (культурно-предметные, социальные, антропологические), целесообразность их применения по отношению к своему образовательному запросу. Обеспечивать составление карты образовательных ресурсов среды  
Средства труда Индивидуальная и групповая консультация. Карты образовательных ресурсов. Методы анализа и оценки ресурсов для образовательных задач и целей
Предметы труда Условия реализации образовательного запроса. Образовательные ресурсы различных видов (культурно-предметные, социальные, антропологические)
Другие характеристики квалификационного уровня Коммуникативная компетентность. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Эмпатия. Способность к анализу и синтезу
Необходимые знания Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации. Основы коррекционной педагогики. Понятие образовательного ресурса. Типология и источники образовательных ресурсов.
Необходимые умения Методически грамотно проводить индивидуальные и групповые консультации. Анализировать, систематизировать и оценивать образовательные ресурсы. Организовывать рефлексию и анализ. Обеспечивать составление карты образовательных ресурсов тьюторантом и совместный анализ составленной карты. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы, поисковые системы, Интернет-источники  

 


Шифр - А.3. Оказывать содействие тьюторанту в планировании и реализации индивидуальной образовательной программы

Основные трудовые действия Организовывать целеполагание, проектирование, планирование действий и подготовку условий для реализации ИОП, рефлексию способа построения ИОП. Содействовать в оформлении и фиксации тьюторантом процесса разработки и реализации ИОП. Оказывать поддержку тьюторанту при взаимодействии с семьей, должностными лицами организаций или представителями различных групп и сообществ, значимых для формирования и реализации ИОП, оценки ее результатов и продуктов  
Средства труда Индивидуальная и групповая консультации, проектные семинары, образовательные события. Тренинги проведения деловых встреч. Способы получения информации о различных группах, сообществах, личностях и организациях. Методики организации совместной деятельности
Предметы труда Цели, этапы, средства, субъекты, ресурсы, результаты ИОП
Другие характеристики квалификационного уровня Способность к анализу и синтезу, конструктивному мышлению и взаимодействию. Эмпатия Широкий кругозор и обширные социальные связи в сфере образовательного запроса тьюторанта
Необходимые знания Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации. Антропологический и компетентностный подход в образовании. Основы коррекционной педагогики. Методология проектирования и программирования организации деятельности. Формы организации образовательной деятельности. Образовательные и профессиональные стандарты. Программные продукты для коллективного планирования
Необходимые умения Вести беседу с тьюторантом. Обоснованно применять средства оформления элементов ИОП: индивидуальный образовательный маршрут; портфолио; дневники; карты выбора, карты образовательной среды, ресурсов и субъектов; индивидуальные планы учебной или образовательной деятельности; описания результатов, схемы взаимодействия и т.д. Составлять маршрутные карты. Организовывать образовательные события. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы. Использовать информационные технологии планирования

 


Шифр - А.4. Организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной программы

 

Основные трудовые действия Обеспечивать рефлексию тьюторантом процесса и результатов ИОП. Обсуждать необходимость и возможность внесения тьюторантом корректив в ИОП. Обеспечивать коррекцию тьюторантом своих способов взаимодействия с представителями групп и сообществ, должностными лицами организаций, влияющих на успешную реализацию ИОП. Проводить консультации и занятия по развитию самоорганизации для успешной реализации ИОП. Обеспечивать ведение тьюторантом документации (маршрутные карты, дневники, портфолио и т.п.). Оказывать поддержку тьюторанту во взаимодействии с внешними организация и сообществами при оценке продуктивности реализации ИОП и проектировании использования достигнутых результатов ИОП  
Средства труда Метод педагогического наблюдения. Рефлексивно-аналитические семинары. Методы составления и использования маршрутных карт. Методы управления рисками. Индивидуальная и групповая консультация. Тренинги по самоорганизации и деловые игры. Методы проектирования и организации совместной деятельности  
Предметы труда Эффективность самоорганизация тьюторанта по реализации образовательной деятельности  
Другие характеристики квалификационного уровня Объективность, корректность, аналитические способности, нестандартность мышления, коммуникабельность. Соблюдение этических норм педагогической деятельности. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Эмпатия. Способность к анализу и синтезу  
Необходимые знания Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации Компетентностный подход в образовании. Основы коррекционной педагогики. Понятие самоорганизации, методы и способы ее формирования и развития. Понятие рефлексии. Методики организации рефлексии, экспертизы, мониторинга, исследования образовательных результатов. Методы и методики социологического исследования в образовании. Методы проектирования и организации совместной деятельности. Основы конфликтологии. Результаты исследований о профессиях будущего, тенденциях развития отраслей науки и производства, сфер жизнедеятельности. Образовательные и профессиональные стандарты
Необходимые умения Организовывать рефлексию образовательной деятельности. Составлять и работать с образовательными маршрутными картами. Фиксировать образовательные достижения и результаты в форме дневников, планов, портфолио, схем, рефлексивных эссе и т.д. Использовать методы социологического исследования для анализа и оценки образовательных результатов и эффектов. Методически грамотно организовывать индивидуальную и групповую работу, образовательные события, тренинги, деловые и развивающие игр и т.п. Методически грамотно использовать различные методики и приемы развития самоорганизации. Организовывать самооценку коммуникации тьюторантом. Обучать приемам продуктивного разрешения конфликтов. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы

Шифр - Б.1. Обеспечивать рациональное использование (при возможности – расширение) ресурсов среды для реализации индивидуальной образовательной программы

Основные трудовые действия Выявлять, оценивать и систематизировать образовательные ресурсы внутри и вне основной образовательной организации тьюторанта для формирования и реализации ИОП. Составлять карту образовательных ресурсов. Проектировать образовательную среду для успешной реализации ИОП. Определять необходимые для формирования и реализации ИОП элементы предметно-развивающей среды. Проектировать механизмы и формы, обеспечивающие взаимодействие тьюторанта с различными субъектами образовательной среды, включение тьюторанта в новый коллектив или социальную среду. Оценивать доступность ресурсов образовательной среды для тьюторанта с учетом его опыта. Влиять на предоставление доступа тьюторанту к необходимому для реализации ИОП ресурсу
Средства труда Методики проектирования и организации образовательных сред. Методы систематизации и картирования образовательных ресурсов. Методы анализа интересов. Нормативно-правовые средства регулирования отношений между разными субъектами для реализации ИОП  
Предметы труда Образовательная среда, ее компоненты и потенциал. Открытость, вариативность, избыточность образовательной среды. Доступность образовательных ресурсов  
Другие характеристики квалификационного уровня Информационная и коммуникативная компетентность, мобильность, организаторские способности. Креативность. Системное мышление. Информационная и правовая грамотность. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Интеллектуальная гибкость. Способность к анализу и синтезу  
Необходимые знания Подходы к организации образовательной среды. Методология проектирования образовательной среды. Методы поиска, обработки и систематизации информации. Понятие образовательного ресурса. Принципы и правила создания избыточной предметно-развивающей среды. Виды, формы и способы коммуникации, в том числе особенности межорганизационной и сетевой коммуникации. Нормативно-правовые и финансовые основы организации образования, межорганизационных и межведомственных коммуникаций  
Необходимые умения Вести поиск, обработку и систематизацию информации из разных источников. Составлять и использовать карты образовательных ресурсов, образовательной среды. Оценивать возможности имеющейся предметно-развивающей среды для формирования и реализации ИОП тьюторанта. Вовлекать в проектирование образования субъектов внешней среды. Выстраивать сетевые и межведомственные коммуникации. Оформлять и поддерживать нормативно-правовые отношения с субъектами среды для реализации ИОП. Организовывать различные формы доступа тьюторанта к ресурсам среды, в соответствии с их возрастом и опытом. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы  

 


Шифр Б.2. Сотрудничать с субъектами образовательной деятельности и иными заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы

Основные трудовые действия Выявлять субъектов, способных оказать помощь в реализации ИОП (другие образовательные учреждения, сетевые программы и сообщества, организации культуры, спорта, науки и производства, специалисты, родители, педагоги, тренеры, представители власти и общественных организаций и т.д.). Анализировать интересы, возможные ресурсы и действия субъектов с точки зрения их влияния на реализацию ИОП. Обеспечивать продуктивную коммуникацию с субъектами для оформления предложений, способствующих реализации ИОП, оценке и проектированию вариантов использования результатов ИОП. Проектировать и согласовывать совместные действия с различными субъектами  
Средства труда Различные способы ведения продуктивной межличностной и межорганизационной коммуникации. Нормативно-правовые средства оформления отношений. Карта субъектов образовательной среды  
Предметы труда Формы и методы совместной деятельности, способствующей реализации ИОП, а также использованию ее результатов  
Другие характеристики квалификационного уровня Коммуникативная, информационная и проектная компетентность. Правовая грамотность. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Эмпатия. Способность к анализу и синтезу
Необходимые знания Виды, формы и способы коммуникации, в том числе особенности межорганизационной и сетевой коммуникации. Нормативно-правовые и финансовые основы организации образования, межорганизационных и межведомственных коммуникаций. Основы конфликтологии  
Необходимые умения Вести переговоры с субъектами различных категорий, выявлять интересы различных субъектов, определять условия доступа к ресурсам каждого субъекта. Продуктивно разрешать конфликты. Вовлекать субъектов образовательного процесса и внешней среды в проектирование и реализацию ИОП. Оформлять и поддерживать нормативно-правовые отношения с субъектами среды для реализации ИОП. Выявлять ситуации конфликтности действий тьюторанта в новой среде, содействовать в разрешении конфликтов. Включать тьюторанта в разновозрастное взаимодействие. Создавать и поддерживать атмосферу принятия в группе. Организовывать совместное проектирование  

Шифр – В.1. Разрабатывать и адаптировать методический инструментарий и дидактические средства

 

Основные трудовые действия Разрабатывать методические и дидактические средства для обеспечения процесса формирования и реализации ИОП. Адаптировать методические и дидактические средства в соответствии с особенностями тьюторанта, содержанием и условиями реализации ИОП  
Средства труда Методы и приемы разработки инструментария и дидактических средств индивидуализации: карты интересов, запросов, целей, ресурсов; маршрутные и информационные карты; дневники наблюдений; портфолио; бортовой журнал; рефлексивно-аналитические таблицы и матрицы; опросники, анкеты обратной связи; сценарии проведения индивидуальных и групповых консультаций, тренингов, деловых и развивающих игр, учебных занятий, образовательных событий
Предметы труда Методический инструментарий и дидактические средства обеспечения процесса формирования и реализации ИОП
Другие характеристики квалификационного уровня   Способность к анализу и синтезу. Опыт разработки образовательных средств, опыт оценки эффективности образовательных средств
Необходимые знания Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации. Основы коррекционной педагогики. Технологии открытого образования, компетентностного обучения, индивидуализации. Современные информационно-коммуникационные технологии. Специальные приемы и методики тьюторского сопровождения ИОП. Современные подходы к методическому обеспечению образовательного процесса  
Необходимые умения Анализировать, разрабатывать и оформлять методические и дидактические средства. Подбирать и адаптировать для использования методические и дидактические средства в соответствии с индивидуальными особенностями тьюторанта, содержанием и условиями реализации ИОП. Использовать в практике сопровождения ИОП технологии открытого образования, компетентностного обучения и индивидуализации  

Шифр - В.2. Вести рабочую тьюторскую документацию

Основные трудовые действия Вести дневник, ведомости, протоколы тьютора. Систематизировать, обобщать и оформлять отчеты или презентации о ходе и результатах тьюторского сопровождения
Средства труда Методы сбора и систематизации данных, формирования портфолио, составления (наполнения) различных карт, подготовки отчетов и презентаций. Методы организации ведения документооборота. Информационно-коммуникационные технологии
Предметы труда Элементы, этапы, результаты формирования и реализации ИОП
Другие характеристики квалификационного уровня Способность к анализу и синтезу. Объективность. Самостоятельность
Необходимые знания   Типы и виды отчетной педагогической документации. Особенности ведения педагогического дневника. Технология составления различных карт в процессе формирования и реализации ИОП. Требования к портфолио и презентациям
Необходимые умения   Выбирать и правильно применять различные виды и формы рабочей документации в целях тьюторского сопровождения. Корректировать формы и виды документации в зависимости от конкретных целей и условий тьюторского сопровождения. Разрабатывать авторские варианты рабочей тьюторской документации. Выполнять требования администрации к ведению педагогической документации


6. ВИДЫСЕРТИФИКАТОВ, ВЫДАВАЕМЫХ НА ОСНОВЕ НАСТОЯЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА [3]

 

Наименование сертификата Перечень единиц профессионального стандарта, освоение которых необходимо для получения сертификата
Сертификат соответствия Системы добровольной сертификации тьюторов А.1. – В.2.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: