Шифр - А.1. Обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта
Основные трудовые действия | Выявлять область образовательных интересов и образовательных затруднений тьюторанта. Помогать выявлять, фиксировать и развивать образовательные цели тьюторанта. Консультировать тьюторанта по вопросам развития значимых для его образовательного запроса отраслей образования, науки, производства, культуры, жизнеустройства и т.д. |
Средства труда | Психолого-педагогическая диагностика. Индивидуальная и групповая консультация. Наблюдение. Средства коммуникации. Карты интересов, целей, внешних вызовов |
Предметы труда | Образовательные, познавательные потребности, цели, запросы, интересы, устремления |
Другие характеристики квалификационного уровня | Коммуникативная компетентность. Соблюдение этических норм, тактичнсть. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Эмпатия. Способность к анализу и синтезу |
Необходимые знания | Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации и психологии развития. Антропологический и компетентностный подход в образовании. Акмеология. Основы коррекционной педагогики. Понятия мотива, интереса, цели, образовательного запроса. Классификации мотивов человеческой деятельности. Особенности познавательной (образовательной) активности и мотивации тьюторантов различных категорий (по возрасту, гендеру и др.). Результаты исследований о профессиях будущего, эволюции профессий, тенденциях развития отраслей науки и производства, сфер жизнедеятельности. Образовательные и профессиональные стандарты |
Необходимые умения | Работать с видением и позицией тьюторанта. Формировать доверительные отношения с тьюторантом и его окружением. Создавать условия для совместной познавательной деятельности, коммуникации и рефлексии. Использовать различные методики и приемы проявления и оформления образовательного запроса. Соотносить действия тьюторанта с трендами и контекстами развития культуры, науки, образования, профессиональной среды и т.д. Методически грамотно организовывать индивидуальную и групповую работу, образовательные события, рефлексию. Находить и анализировать социально-экономическую, научно-техническую информацию. Анализировать образовательные и профессиональные стандарты, фиксировать их требования к образовательным компетенциям тьюторанта. Составлять карты потребностей, целей, запросов, интересов, устремлений. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы |
Шифр - А.2. Проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса
Основные трудовые действия | Выявлять и обсуждать условия реализации образовательного запроса. Помогать тьюторанту оценивать наличные ресурсы (культурно-предметные, социальные, антропологические), целесообразность их применения по отношению к своему образовательному запросу. Обеспечивать составление карты образовательных ресурсов среды |
Средства труда | Индивидуальная и групповая консультация. Карты образовательных ресурсов. Методы анализа и оценки ресурсов для образовательных задач и целей |
Предметы труда | Условия реализации образовательного запроса. Образовательные ресурсы различных видов (культурно-предметные, социальные, антропологические) |
Другие характеристики квалификационного уровня | Коммуникативная компетентность. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Эмпатия. Способность к анализу и синтезу |
Необходимые знания | Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации. Основы коррекционной педагогики. Понятие образовательного ресурса. Типология и источники образовательных ресурсов. |
Необходимые умения | Методически грамотно проводить индивидуальные и групповые консультации. Анализировать, систематизировать и оценивать образовательные ресурсы. Организовывать рефлексию и анализ. Обеспечивать составление карты образовательных ресурсов тьюторантом и совместный анализ составленной карты. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы, поисковые системы, Интернет-источники |
Шифр - А.3. Оказывать содействие тьюторанту в планировании и реализации индивидуальной образовательной программы
Основные трудовые действия | Организовывать целеполагание, проектирование, планирование действий и подготовку условий для реализации ИОП, рефлексию способа построения ИОП. Содействовать в оформлении и фиксации тьюторантом процесса разработки и реализации ИОП. Оказывать поддержку тьюторанту при взаимодействии с семьей, должностными лицами организаций или представителями различных групп и сообществ, значимых для формирования и реализации ИОП, оценки ее результатов и продуктов |
Средства труда | Индивидуальная и групповая консультации, проектные семинары, образовательные события. Тренинги проведения деловых встреч. Способы получения информации о различных группах, сообществах, личностях и организациях. Методики организации совместной деятельности |
Предметы труда | Цели, этапы, средства, субъекты, ресурсы, результаты ИОП |
Другие характеристики квалификационного уровня | Способность к анализу и синтезу, конструктивному мышлению и взаимодействию. Эмпатия Широкий кругозор и обширные социальные связи в сфере образовательного запроса тьюторанта |
Необходимые знания | Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации. Антропологический и компетентностный подход в образовании. Основы коррекционной педагогики. Методология проектирования и программирования организации деятельности. Формы организации образовательной деятельности. Образовательные и профессиональные стандарты. Программные продукты для коллективного планирования |
Необходимые умения | Вести беседу с тьюторантом. Обоснованно применять средства оформления элементов ИОП: индивидуальный образовательный маршрут; портфолио; дневники; карты выбора, карты образовательной среды, ресурсов и субъектов; индивидуальные планы учебной или образовательной деятельности; описания результатов, схемы взаимодействия и т.д. Составлять маршрутные карты. Организовывать образовательные события. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы. Использовать информационные технологии планирования |
Шифр - А.4. Организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной программы
Основные трудовые действия | Обеспечивать рефлексию тьюторантом процесса и результатов ИОП. Обсуждать необходимость и возможность внесения тьюторантом корректив в ИОП. Обеспечивать коррекцию тьюторантом своих способов взаимодействия с представителями групп и сообществ, должностными лицами организаций, влияющих на успешную реализацию ИОП. Проводить консультации и занятия по развитию самоорганизации для успешной реализации ИОП. Обеспечивать ведение тьюторантом документации (маршрутные карты, дневники, портфолио и т.п.). Оказывать поддержку тьюторанту во взаимодействии с внешними организация и сообществами при оценке продуктивности реализации ИОП и проектировании использования достигнутых результатов ИОП |
Средства труда | Метод педагогического наблюдения. Рефлексивно-аналитические семинары. Методы составления и использования маршрутных карт. Методы управления рисками. Индивидуальная и групповая консультация. Тренинги по самоорганизации и деловые игры. Методы проектирования и организации совместной деятельности |
Предметы труда | Эффективность самоорганизация тьюторанта по реализации образовательной деятельности |
Другие характеристики квалификационного уровня | Объективность, корректность, аналитические способности, нестандартность мышления, коммуникабельность. Соблюдение этических норм педагогической деятельности. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Эмпатия. Способность к анализу и синтезу |
Необходимые знания | Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации Компетентностный подход в образовании. Основы коррекционной педагогики. Понятие самоорганизации, методы и способы ее формирования и развития. Понятие рефлексии. Методики организации рефлексии, экспертизы, мониторинга, исследования образовательных результатов. Методы и методики социологического исследования в образовании. Методы проектирования и организации совместной деятельности. Основы конфликтологии. Результаты исследований о профессиях будущего, тенденциях развития отраслей науки и производства, сфер жизнедеятельности. Образовательные и профессиональные стандарты |
Необходимые умения | Организовывать рефлексию образовательной деятельности. Составлять и работать с образовательными маршрутными картами. Фиксировать образовательные достижения и результаты в форме дневников, планов, портфолио, схем, рефлексивных эссе и т.д. Использовать методы социологического исследования для анализа и оценки образовательных результатов и эффектов. Методически грамотно организовывать индивидуальную и групповую работу, образовательные события, тренинги, деловые и развивающие игр и т.п. Методически грамотно использовать различные методики и приемы развития самоорганизации. Организовывать самооценку коммуникации тьюторантом. Обучать приемам продуктивного разрешения конфликтов. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы |
Шифр - Б.1. Обеспечивать рациональное использование (при возможности – расширение) ресурсов среды для реализации индивидуальной образовательной программы
Основные трудовые действия | Выявлять, оценивать и систематизировать образовательные ресурсы внутри и вне основной образовательной организации тьюторанта для формирования и реализации ИОП. Составлять карту образовательных ресурсов. Проектировать образовательную среду для успешной реализации ИОП. Определять необходимые для формирования и реализации ИОП элементы предметно-развивающей среды. Проектировать механизмы и формы, обеспечивающие взаимодействие тьюторанта с различными субъектами образовательной среды, включение тьюторанта в новый коллектив или социальную среду. Оценивать доступность ресурсов образовательной среды для тьюторанта с учетом его опыта. Влиять на предоставление доступа тьюторанту к необходимому для реализации ИОП ресурсу |
Средства труда | Методики проектирования и организации образовательных сред. Методы систематизации и картирования образовательных ресурсов. Методы анализа интересов. Нормативно-правовые средства регулирования отношений между разными субъектами для реализации ИОП |
Предметы труда | Образовательная среда, ее компоненты и потенциал. Открытость, вариативность, избыточность образовательной среды. Доступность образовательных ресурсов |
Другие характеристики квалификационного уровня | Информационная и коммуникативная компетентность, мобильность, организаторские способности. Креативность. Системное мышление. Информационная и правовая грамотность. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Интеллектуальная гибкость. Способность к анализу и синтезу |
Необходимые знания | Подходы к организации образовательной среды. Методология проектирования образовательной среды. Методы поиска, обработки и систематизации информации. Понятие образовательного ресурса. Принципы и правила создания избыточной предметно-развивающей среды. Виды, формы и способы коммуникации, в том числе особенности межорганизационной и сетевой коммуникации. Нормативно-правовые и финансовые основы организации образования, межорганизационных и межведомственных коммуникаций |
Необходимые умения | Вести поиск, обработку и систематизацию информации из разных источников. Составлять и использовать карты образовательных ресурсов, образовательной среды. Оценивать возможности имеющейся предметно-развивающей среды для формирования и реализации ИОП тьюторанта. Вовлекать в проектирование образования субъектов внешней среды. Выстраивать сетевые и межведомственные коммуникации. Оформлять и поддерживать нормативно-правовые отношения с субъектами среды для реализации ИОП. Организовывать различные формы доступа тьюторанта к ресурсам среды, в соответствии с их возрастом и опытом. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы |
Шифр Б.2. Сотрудничать с субъектами образовательной деятельности и иными заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы
Основные трудовые действия | Выявлять субъектов, способных оказать помощь в реализации ИОП (другие образовательные учреждения, сетевые программы и сообщества, организации культуры, спорта, науки и производства, специалисты, родители, педагоги, тренеры, представители власти и общественных организаций и т.д.). Анализировать интересы, возможные ресурсы и действия субъектов с точки зрения их влияния на реализацию ИОП. Обеспечивать продуктивную коммуникацию с субъектами для оформления предложений, способствующих реализации ИОП, оценке и проектированию вариантов использования результатов ИОП. Проектировать и согласовывать совместные действия с различными субъектами |
Средства труда | Различные способы ведения продуктивной межличностной и межорганизационной коммуникации. Нормативно-правовые средства оформления отношений. Карта субъектов образовательной среды |
Предметы труда | Формы и методы совместной деятельности, способствующей реализации ИОП, а также использованию ее результатов |
Другие характеристики квалификационного уровня | Коммуникативная, информационная и проектная компетентность. Правовая грамотность. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Эмпатия. Способность к анализу и синтезу |
Необходимые знания | Виды, формы и способы коммуникации, в том числе особенности межорганизационной и сетевой коммуникации. Нормативно-правовые и финансовые основы организации образования, межорганизационных и межведомственных коммуникаций. Основы конфликтологии |
Необходимые умения | Вести переговоры с субъектами различных категорий, выявлять интересы различных субъектов, определять условия доступа к ресурсам каждого субъекта. Продуктивно разрешать конфликты. Вовлекать субъектов образовательного процесса и внешней среды в проектирование и реализацию ИОП. Оформлять и поддерживать нормативно-правовые отношения с субъектами среды для реализации ИОП. Выявлять ситуации конфликтности действий тьюторанта в новой среде, содействовать в разрешении конфликтов. Включать тьюторанта в разновозрастное взаимодействие. Создавать и поддерживать атмосферу принятия в группе. Организовывать совместное проектирование |
Шифр – В.1. Разрабатывать и адаптировать методический инструментарий и дидактические средства
Основные трудовые действия | Разрабатывать методические и дидактические средства для обеспечения процесса формирования и реализации ИОП. Адаптировать методические и дидактические средства в соответствии с особенностями тьюторанта, содержанием и условиями реализации ИОП |
Средства труда | Методы и приемы разработки инструментария и дидактических средств индивидуализации: карты интересов, запросов, целей, ресурсов; маршрутные и информационные карты; дневники наблюдений; портфолио; бортовой журнал; рефлексивно-аналитические таблицы и матрицы; опросники, анкеты обратной связи; сценарии проведения индивидуальных и групповых консультаций, тренингов, деловых и развивающих игр, учебных занятий, образовательных событий |
Предметы труда | Методический инструментарий и дидактические средства обеспечения процесса формирования и реализации ИОП |
Другие характеристики квалификационного уровня | Способность к анализу и синтезу. Опыт разработки образовательных средств, опыт оценки эффективности образовательных средств |
Необходимые знания | Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации. Основы коррекционной педагогики. Технологии открытого образования, компетентностного обучения, индивидуализации. Современные информационно-коммуникационные технологии. Специальные приемы и методики тьюторского сопровождения ИОП. Современные подходы к методическому обеспечению образовательного процесса |
Необходимые умения | Анализировать, разрабатывать и оформлять методические и дидактические средства. Подбирать и адаптировать для использования методические и дидактические средства в соответствии с индивидуальными особенностями тьюторанта, содержанием и условиями реализации ИОП. Использовать в практике сопровождения ИОП технологии открытого образования, компетентностного обучения и индивидуализации |
Шифр - В.2. Вести рабочую тьюторскую документацию
Основные трудовые действия | Вести дневник, ведомости, протоколы тьютора. Систематизировать, обобщать и оформлять отчеты или презентации о ходе и результатах тьюторского сопровождения |
Средства труда | Методы сбора и систематизации данных, формирования портфолио, составления (наполнения) различных карт, подготовки отчетов и презентаций. Методы организации ведения документооборота. Информационно-коммуникационные технологии |
Предметы труда | Элементы, этапы, результаты формирования и реализации ИОП |
Другие характеристики квалификационного уровня | Способность к анализу и синтезу. Объективность. Самостоятельность |
Необходимые знания | Типы и виды отчетной педагогической документации. Особенности ведения педагогического дневника. Технология составления различных карт в процессе формирования и реализации ИОП. Требования к портфолио и презентациям |
Необходимые умения | Выбирать и правильно применять различные виды и формы рабочей документации в целях тьюторского сопровождения. Корректировать формы и виды документации в зависимости от конкретных целей и условий тьюторского сопровождения. Разрабатывать авторские варианты рабочей тьюторской документации. Выполнять требования администрации к ведению педагогической документации |
6. ВИДЫСЕРТИФИКАТОВ, ВЫДАВАЕМЫХ НА ОСНОВЕ НАСТОЯЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА [3]
Наименование сертификата | Перечень единиц профессионального стандарта, освоение которых необходимо для получения сертификата |
Сертификат соответствия Системы добровольной сертификации тьюторов | А.1. – В.2. |