По окончании дети должны знать и уметь:
- измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;
- конструировать куб из развертки, и наоборот, развертку из куба;
- ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали»;
- вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников;
- иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;
- конструировать симметричные фигуры;
- придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему.
Ожидаемый результат: 3 год обучения (9 - 10 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
- уметь работать по схемам и лабиринтам;
- иметь представление о различных видах призм и пирамид;
- измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид;
- решать задачи логического характера;
- конструировать различные виды призм и пирамид;
- иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах;
- конструировать фигуры с центром симметрии.
Ожидаемый результат: 4 год обучения (10 - 11 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
- конструировать по образцу и по собственному замыслу геометрические фигуры и тела;
- уметь различать и сравнивать различные виды многогранников;
- иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»;
- конструировать простейшие виды многогранников из ТИКО-деталей;
- уметь работать по схемам различной сложности;
Продолжительность занятий:
6 – 7 лет – 30 минут, 8 – 9 лет – 40 минут, 9 – 11 лет – 45 минут.
Способами определения результативности программы являются:
· Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
|
· Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Год обучения
№ | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Плоскость и объем (знакомство с геометрическими фигурами и превращение их в геометрические тела) | ||||
Пространственное ориентирование | 9.5 | 9.5 | ||
Тематическое конструирование | 4.5 | 4.5 | ||
Логический квадрат | ||||
Периметр геометрических фигур | ||||
Узоры и орнаменты | ||||
Куб. Задания с игровым кубом | ||||
Итого |
Год обучения
№ | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Плоскость и объем (знакомство с геометрическими фигурами и превращение их в геометрические тела) () | ||||
Пространственное ориентирование | 11.5 | 11.5 | ||
Тематическое конструирование | 4.5 | 4.5 | ||
Периметр геометрических фигур | ||||
Объем геометрических тел | ||||
Куб. Задания с игровым кубом | ||||
Симметрия | ||||
Итого |
Год обучения
№ | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Тематическое конструирование | 4.5 | 4.5 | ||
Пространственное ориентирование | ||||
Призма | 3.5 | 3.5 | ||
Пирамида | ||||
Симметрия | ||||
Объем геометрических тел | ||||
Куб. Задания с игровым кубом | ||||
Итого |
Год обучения
|
№ | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Тематическое конструирование | 4.5 | 4.5 | ||
Пространственное ориентирование | 16.5 | 16.5 | ||
Многогранные тела | ||||
Исследования по теории вероятности | ||||
Итого |
Содержание
Год обучения
Тема № 1: « Плоскость и объем»
Теория: понятие «четырехугольник», сравнительная характеристика квадрата, прямоугольника, ромба, параллелограмма и трапеции - «Сказка о принцессе и пяти принцах».
Практическое задание: конструирование четырехугольников из ТИКО-деталей.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Четырехугольники».
Тема № 2: «Пространственное ориентирование»
Теория: понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».
Практическое задание: графический диктант - задания «Грузовик» (см. приложение № 2 - текст № 17), «Буква Н» (текст № 15), «Буква П» (текст № 17), «Буква Т» (текст № 20).
Материалы: тетрадь, простой карандаш, резинка.
Тема № 3: «Тематическое конструирование»
Теория: интеллектуальная игра «Крестики - нолики», тема «Предметы быта».
Практическое задание: конструирование на тему «Мебель», фигуры: стол, стул, шкаф, кровать, диван, пуфик и т.д.
Материалы: мультимедийная презентация игры «Крестики-нолики», конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
|
Тема № 4: «Логический квадрат»
Теория: изучение правил составления логического квадрата, игра «Логический квадрат» (I уровень).
Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3) по цветам.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация игры «Логический квадрат» (I уровень).
Тема № 5: « Периметр геометрических фигур»
Теория: понятие «периметр», вычисление периметра.
Практическое задание: исследование - конструирование фигур разного периметра из 9 ТИКО-квадратов.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Периметр многоугольника» (исследование № 1).
Тема № 6: «Узоры и орнаменты»
Теория: изучение правил составления узоров и орнаментов.
Практическое задание: составление собственного узора или орнамента.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Узоры и орнаменты».
Тема № 7: «Куб. Задания с игровым кубом»
Теория: изучение правил сборки игрового куба, развертка игрового куба.
Практическое задание: конструирование игрового куба из развертки,и наоборот, развертки из игрового куба.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Арифметика»), мультимедийная презентация занятия «Куб. Задания с игровым кубом» (часть 1 - задания 1, 2).
Год обучения
Тема № 1: « Плоскость и объем»
Теория: куб, развертки куба, понятия «вершина», «ребро», «грань».
Практическое задание: конструирование куба из развертки, и наоборот, развертки из куба.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Развертка куба» (задания 1, 2, 3).
Тема № 2: «Пространственное ориентирование»
Теория: понятия «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали».
Практическое задание: графические диктанты «Спортсмен» (текст № 58), «Вертолет» » (текст № 51).
Материалы: тетрадь, карандаш, резинка.
Тема № 3: «Тематическое конструирование»
Теория: интеллектуальная игра «Крестики - нолики», тема «Море».
Практическое задание: конструирование на тему «Море», фигуры: батискаф, корабль, лодка, морская звезда и т.д.
Материалы: мультимедийная презентация игры «Крестики-нолики», конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 4: « Периметр геометрических фигур»
Теория: вычисление и сравнительный анализ периметров невыпуклых многоугольников.
Практическое задание: конструирование невыпуклых многоугольников из ТИКО-деталей.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 5: « Объем геометрических тел»
Теория: единицы измерения объема, сравнение объемов различных фигур.
Практическое задание: конструирование куба (большого и малого), прямоугольного параллелепипеда и призмы из ТИКО-деталей; сравнение их объемов.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».
Тема № 6: «Куб. Задания с игровым кубом»
Теория: правила сборки игрового куба, «правильный» и «неправильный» игровой куб.
Практическое задание: конструирование игрового куба из развертки,и наоборот, развертки из игрового куба.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Арифметика»), мультимедийная презентация занятия «Куб. Задания с игровым кубом» (часть 2).
Тема № 7: «Симметрия»
Теория: понятие «ось симметрии», различение симметричных и несимметричных фигур.
Практическое задание: конструирование симметричных фигур из ТИКО-деталей.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Симметрия».
Год обучения
Тема № 1: «Тематическое конструирование»
Теория: интеллектуальная игра «Крестики - нолики», тема «Техника».
Практическое задание: конструирование на тему «Техника», фигуры: корабль, ракета, звездолет и т.д.
Материалы: мультимедийная презентация игры «Крестики-нолики», конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 2: «Пространственное ориентирование»
Теория: знакомство со схематическими изображениями, лабиринтами.
Практическое задание: лабиринт.
Материалы: раздаточный материал – лабиринты; цветные фломастеры.
Тема № 3: «Призма»
Теория: исследование различных видов призм.
Практическое задание: конструирование трех-, четырех-, пяти-, шестигранных призм из ТИКО-деталей.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Каталог геометрических фигур и тел».
Тема № 4: «Пирамида»
Теория: исследование различных видов пирамид.
Практическое задание: конструирование трех-, четырех-, пяти-, шестигранных пирамид из ТИКО-деталей.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Каталог геометрических фигур и тел».
Тема № 5: «Симметрия»
Теория: понятие «центр симметрии», различение симметричных и не симметричных фигур.
Практическое задание: конструирование симметричных фигур из ТИКО-деталей.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 6: «Объем геометрических тел»
Теория: единицы измерения объема, сравнение объемов различных фигур.
Практическое задание: конструирование разного вида призм, пирамид из ТИКО-деталей; сравнение их объемов.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».
Тема № 7: «Задания с игровым кубом»
Теория: правила сборки цифрового и буквенного игрового куба.
Практическое задание: конструирование различных видов игрового куба из ТИКО-деталей.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (наборы «Арифметика» и «Грамматика»), мультимедийная презентация занятия «Куб. Задания с игровым кубом» (часть 3).
Год обучения
Тема № 1: «Тематическое конструирование»
Теория: интеллектуальная игра «Крестики - нолики», тема «Отдых летом».
Практическое задание: конструирование на тему «Отдых летом», фигуры: корзинка, цветок, утенок, лодка и т.д.
Материалы: мультимедийная презентация игры «Крестики-нолики», конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 2: «Пространственное ориентирование»
Теория: изучение схем различной сложности.
Практическое задание: работа по схеме «Найди клад».
Материалы: образцы схем, схема «Найди клад».
Тема № 3: «Многогранные тела»
Теория: понятие «многогранник», исследование многогранников – сравнение по количеству вершин, ребер и граней.
Практическое задание: конструирование многогранников из ТИКО-деталей.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Многогранники».
Тема № 4: «Исследования по теории вероятности»
Теория: знакомство с элементами теории вероятности.
Практическое задание: исследование вероятности выпадения той или иной грани игрового куба через практическую работу.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), таблица вероятностных значений, мультимедийная презентация занятия «Куб. Задания с игровым кубом» (часть 4).