В результате освоения программы факультатива «Народные промыслы России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.
Формирование универсальных учебных действий.
1.Личностные результаты.
В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
1. Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
2. Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
4. Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Выпускник получит возможность для формирования:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
· широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;
· основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
· эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
· чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с предметами народных промыслов.
В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
· проявлять познавательную инициативность;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
· различать способ и результат действия;
· выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· обобщать;
· устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).
Обучающийся получит возможность научиться:
· правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
· учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
· задавать вопросы;
· владеть диалогической формой речи;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.
2. Метапредметные результаты.
В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурным наследием народов России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Обучающийся получит возможность научиться:
· организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,
· определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации;
· пересказывать текст в разной форме, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации, отзывы;
· участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
· соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
· осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
различать характерные художественные особенности отдельных народных промыслов и ремесел;
знать наиболее известные центры народных промыслов и ремесел России (Архангельск, Городец, Вологда, Каргополь, Киров, Тула и др.)
· создавать иллюстрации, диафильмы по содержанию прочитанного или услышанного;
· используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к теме занятия;
· реализовывать свой творческий потенциал;
· воплощать художественно-образное содержание и особенности народного творчества
· передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России и своего региона;
· понимать общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность), сравнивать различные виды декоративно – прикладного искусства, изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
· знать известные центры народных художественных ремесел России и своего региона, области, района
· готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте.
Формы занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.
4. Календарно – тематическое планирование занятий.
№ | Дата | Тема занятия | Примечание | |
план | факт | |||
1 четверть | ||||
Вводное занятие. «Народные промыслы России». Инструктаж по ТБ. | ||||
Разнообразие форм декоративного творчества. | ||||
Рисование с натуры предметов декоративно-прик ладного искусства. | ||||
Народный узор в украшении посуды, ткани, одежды и других предметов ДПИ. | ||||
Значение природной символики. Природа – главный мастер. | ||||
Знакомство с формой и цветом. Тёплые и холодные цвета. Красочный контраст. Передача цвета, формы в узорах. | ||||
Составление узора из природного материала. | ||||
Коллективная композиция из природного материала. | ||||
Орнамент. Ритм. Симметрия. | ||||
2 четверть | ||||
Зарисовка и построение орнаментального узора на различных формах (полоса, круг, квадрат, овал) | ||||
Украшение орнаментом предметов сложной формы. | ||||
Изделия из дерева. Резьба по дереву. Украшение крестьянских изб. | ||||
Русская деревянная резьба ХIХ века. Узор из бумаги. Украшение дома из бумаги, сложенной вдвое. | ||||
«Золотая хохлома». Хохломской промысел. Хохломские узоры. | ||||
Хохломские узоры. | ||||
Роспись тарелки по элементам хохломской росписи. | ||||
Лоскутная техника. Пропорции, ритм, цвет полос и клеток в тканых и лоскутных изделиях. | ||||
3 четверть | ||||
Простейшие традиционные композиции народных орнаментов на ткани. | ||||
Аппликация «Радуга на поле» | ||||
«Весёлые лоскутки». Коллаж. Лоскутное одеяло. | ||||
Цветы России на Павлово-Посадских платках. | ||||
Глиняные и керамические изделия. Игрушечные промыслы России. | ||||
Знакомство с традиционными материалами для лепки. | ||||
Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ) | ||||
Лепка предметов пластическим способом (из целого куска). Знакомство с технологией сушки и обжига глины. | ||||
Лепка посуды путем вдавливания и выбирания глины стекой | ||||
4 четверть | ||||
Украшение посуды налепом. Роспись кувшинчика. | ||||
Игрушечные промыслы. Филимоновская игрушка. Зарисовка элементов филимоновской росписи. | ||||
Роспись глиняной свистульки по элементам филимоновской игрушки. | ||||
Русская матрёшка. История появления. Региональные виды. | ||||
Создание эскиза матрёшки. Роспись матрёшки. | ||||
Творческие работы учащихся. Выставка работ. Подведение итогов за год. |