США против Кубы: Высадка в заливе свиней или провал ЦРУ.




Куба. 1961 год. Молодая Республика и молодая Революция, сразу стали не по душе своему огромному и не доброму соседу. Терять привычное место отдыха, лишиться всекарибского борделя, это было для Америки не допустимо. Так еще эти непонятные барбудос, набрались наглости и замахнулись на частную собственность граждан Америки. И на цветущий остров стала надвигаться беда.

Тогдашний президент США Джон Кеннеди, был хорошим и честным парнем. Типичный БАП (белый, Англосакс, Протестант), из богатого клана, в войну командовал торпедным катером, был тяжело ранен и дважды награжден за отвагу. Джон искренне верил в Америку, Демократию и Капитализм. Но ЦРУ, Пентагон, вице-президент Джонсон и беглецы с Кубы, запудрили ему мозги, тем что Куба стенает под игом банды Кастро и все Кубинцы, ждут не дождутся освободителей, приплывших со стороны Майями. И Президент дал добро на финансирование операции «Плутон». Знай Джон что Кубинцы зовут беженцев в Маями – «гусанос» (червяки), он бы задумался, но ЦРУ не обременяло президента излишней информацией.

Наемников готовили в секретных лагерях ЦРУ: в Гватемале (Роталулео и Сан-Хосе), в Никарагуа (Пуэрто-Кабесас) и в США (Новый Орлеан, Форт Майер и Майами). Было завербовано около 1500 человек. Каждому наемнику присваивался номер, для пущей важности нумерация начиналась с №2000, а все это образование было поименовано — «бригада 2506». Это была полнокровная

 

бригада, усиленного состава. В неё входили: четыре пехотных, один моторизованный и один парашютно-десантный батальон, рота танков, бронеотряд и артдивизион. Командовал «бригадой 2506» бывший капитан батистовский армии Сан Роман.

В порту Пуэрто-Кабесас была сформирована «специальная морская тактическая группа ЦРУ», в которую входили 5 вооруженных судов конфискованных у кубинской судоходной компании «Гарсия Лайн корпорейшн» («Хьюстон», «Лэйк Чарльз», «Рио Эскандидо», «Карибе» и «Атлантике»), 2 пехотно-десантных блокшива («Барбара Джейн» и «Благар») и 7 танкодесантных судов из ВМС США.

Из ВВС США было выделено восемь военно-транспортных самолетов С-46 и шесть С-54. Боевую составляющую ВВС гусанос, представляли 24 бомбардировщика В-26. Все это базировалось на аэродроме Пуэрто-Кабесас.

Замыслом операции «Плутон» предусматривались, внезапная высадка на южное побережье Кубы, где быстренько объявлялось о создании временного правительства, которое обратится о признании и помощи к США, и сразу всем будет счастье. По плану Вашингтона, сразу после обращения контрреволюционеров за помощью, на Кубу высаживалась Американская Морская пехота и для легитимности, еще и военный контингент стран Организаци Американских Государств, численностью до 15 тыс. человек. ОАГ тогда находилась под полным контролем США и это решение можно было считать принятым заранее. Главное, чтобы гусанос, захватили хотя бы райцентр и продержались минимум три дня. ЦРУ понимало, что совсем уж массовых восстаний против Фиделя не будет и поэтому на Кубу засылались группы диверсантов и провокаторов. В день высадки наемников, должна была начаться серия диверсий, куда входили взрывы железнодорожных линий, мостов, трансформаторных станций, хранилищ ГСМ, и.т.д.

Надо сказать что Джон Кеннеди, все время продолжал сомневаться в успехе операции, и чтобы вынудить его прекратить колебания, ЦРУ инспирировало ультиматум со стороны брата посла Гватемалы в США, являвшегося владельцем кофейной плантации, на территории которой находился центр подготовки кубинских наемников. Плантатор требовал, чтобы кубинцы покинули его владения к концу апреля 1961 г. В этом случае, как объяснил Даллес президенту, наемников придется переправить в США, где они разбегутся как тараканы и их невозможно будет снова собрать, а информация о вторжении обязательно вылезет наружу. В ЦРУ зная Кеннеди, были уверены, что приверженец демократических ценностей Джон, не прикажет нейтрализовать семейку дипломата, которая путается под ногами у взрослых дядей, так и получилось.
Убежденный этими аргументами, Кеннеди разрешил начать операцию. Однако 12 апреля 1961 года, накануне ее начала, он созвал пресс-конференцию, на которой заявил, что: «Вооруженные силы Соединенных Штатов Америки ни при каких обстоятельствах не начнут интервенцию на Кубу».

Высадку морского десанта предусматривалось предварить нанесением бомбовых ударов по главным военным аэродромам Кубы. Восемь бомбардировщиков, пилотируемых американскими

 

пилотами, должны были на рассвете 15 апреля, нанести воздушный удар по трем аэродромам, где по данным ЦРУ, была сосредоточена вся немногочисленная Кубинска военная авиация.

Для высадки морского десанта, был выбран залив Кочинос (Залив Свиней). Здесь отсутствовала противодесантная оборона, на берегу имелась площадка, которую можно было использовать в качестве аэродрома, 10 км от береговой черты начиналась болотистая местность, через которую в глубь острова вела лишь одна дорога. Это способствовало успешной обороне захваченного плацдарма для накопления на нем достаточного количества войск. Ну а песчаные пляжи были весьма удобны для высадки десанта. Залив Кочинос разделили на три района высадки: «голубой» и «зеленый» пляжи в районе Плайя-Хирон, и «красный» пляж, в районе Плайя-Ларга.

Планировалась также выброска парашютного десанта, дабы перекрыть единственную дорогу через болота, по которой могли подойти кубинские войска.

Подробно о плане операции «Плутон» знали всего лишь 4 человека из числа руководящего состава кубинских эмигрантов, но как говорил Папа Мюллер, то что знают трое, то знает свинья.

Переход в район высадки корабли и суда гусанос осуществляли под флагом Либерии. С целью отвлечения внимания кубинской разведки, вдоль всего побережья Кубы маневрировали американские корабли, неоднократно вторгавшиеся в территориальные воды страны.

Дату высадки назначили на ночь 17 апреля. Кубинцы догадывались о подготовке к вторжению. Штаб революционных вооруженных сил принял ряд мер по подготовке к отражению высадки многочисленных групп в разных районах страны. Но десантоопасных направлений на острове Свободы, было слишком много и создаваемые повсеместно укрепрайоны, оттягивали на себя много солдат из и так малочисленной Кубинской армии. Да техники и вооружений было мало. Хорошим подспорьем, был прибывшие несколько месяцев назад два парохода, с чешским стрелковым оружием и небольшим количеством советских танков, САУ и артиллерии. Совсем мало было и наших советников, но они помогали чем могли.

Агрессия против Кубы началась точно в соответствии с разработанным ЦРУ планом. 14 апреля американский самолет-разведчик U-2 произвел фотосъемку всей территории Кубы. Фоторазведка подтвердила наличие на аэродромах до 15 самолетов. На следующий день 8 бомбардировщиков В-26, с цинично нанесенными опознавательными знаками кубинских ВВС, ударили по аэродромам Сан-Антонио-ле-Лос-Баньос, Кампо-Колумбия и Сантьяго-де-Куба. Руководители ЦРУ признали эти бомбардировки успешными, посчитав большую часть кубинских самолетов уничтоженными...

Ща! Разбежались! Накануне предательского налета, по «чьему-то» мудрому совету, кубинцы убрали самолеты с обычных мест стоянки и заменили их муляжами. Так что из 24 самолетов ВВС Кубы американцам удалось уничтожить всего лишь 2 машины...

И этим налетом, Американцы сделали себе только хуже и в политическом плане. Фидель к этому времени, еще не определил до конца, путь развития Кубы, и этот налет окончательно утвердил его в том, кто друзья Кубе, а кто враги.

 

На траурной церемонии по семерым погибшим 16 апреля от американских бомб кубинцам, Фидель Кастро произнес пламенную речь, назвав совершенную им и его товарищами революцию социалистической и подтвердив этим, что Кубы выбирает путь Социализма. А авианалеты и диверсии, только сплотили Кубинцев еще больше и многие сомневающиеся уже четко знали где враг.

Поздно вечером 14 апреля из базы Пуэрто-Кабесас вышла флотилия интервентов. Она несла на борту, 2,5 тыс. тонн вооружения и боеприпасов, 5 танков М41 «Шерман», 10 бронетранспортеров, 18 противотанковых орудий, 30 минометов, 70 противотанковых ружей «базука». Вечером 16 апреля в район высадки американцы доставили танкодесантные суда. Туда же были подтянуты американские авианосцы «Эссекс» и «Шангри Ла», а также десантный вертолетоносец «Боксер» с морской пехотой на борту.

В ночь на 17 апреля корабли гусанос вошла в залив Кочинос. В 1:15 с острова Суон в агентам ЦРУ и контрреволюционному подполью на Кубе был передан условный сигнал, о начавшемся вооруженном вторжении, и о том что пора начинать диверсии и мятежи, но массовых выступлений на местах не получилось, Кубинская контрразведка держала шпионов и предателей под колпаком и в ночь десанта, паучьи гнезда были в большинстве своем раздавлены, серией молниеносных операций. В 3:00 началась высадка первого эшелона. На рассвете, на дорогу ведущую из глубины острова к берегу был выброшен парашютный десант. Но находящиеся в районе высадки пограничники и отряд кубинского народного ополчения (милисианос), вступил с наемниками в бой. Противник превосходил их более чем в 10 раз, но милисианос зубами вцепились в землю и задержали продвижение наемников. Получив сообщение о начавшейся высадке, штаб интервентов срочно распространил военную сводку «кубинского революционного совета», в которой отмечалось, что «...повстанческие силы начали вторжение на Кубу и сотни человек уже высадились на побережье и вся Куба бурлит, готовясь встречать своих освободителей…». И вся Куба действительно бурлила, милисианос спешили к точкам сбора, в городах прямо на улицу выносили ящики с чешскими автоматами и карабинами, и добровольцы всех возрастов, на ходу вооружаясь, уходили в сторону канонады. Всенародный порыв был таким массовым, что для добровольцев элементарно не хватало оружия.

Кубинское же руководство к этому времени разобралось в сложившейся обстановке и срочно направило в район фактической высадки десанта достаточные силы для его отражения, (совершенно случайно, немногочисленные советские САУ и тридцатьчетверки, а так же тяжелая 122 и 152 мм. артиллерия, оказались не очень далеко от «Бухты свиней). Высадившиеся войска гусанос начали наступление одновременно на трех направлениях: три батальона — на Плайя-Хирон, один — на Плайя-Ларга и батальон парашютистов — к Сан-Бласу. Часть сил была выделена для захвата аэродрома в районе Плайя-Хирон и подготовки его к приему своих самолетов.

 

Главное командование Революционных вооруженных сил Кубы приняло решение остановить продвижение интервентов в глубь страны, ударами авиации сорвать высадку войск на побережье, а затем блокировать высадившиеся силы с моря и суши и разгромить их. Для решения этой задачи были выделены 7 пехотных батальонов, 20 танков Т-34, 10 САУ-100, 14 артиллерийских и минометных батарей и сторожевые корабли.

 

 

Но эти силы еще надо было подтянуть к месту боев а милисианос, в районе продвижения войск противника, держались из последних сил. И когда уже стали кончаться патроны, сзади раздался рев танковых дизелей. По врагу ударили две тридцатьчетверки и САУ-100, на броне был десант из мальчишек-курсантов школы народной милиции из города Матансас, это был последний резерв который нашелся в этой местности, но в командирском люке первого танка, милисианос увидели фигуру Фиделя, а это стоило дивизии.

 

 

Молодые кубинские танкисты еще не очень хорошо освоили советскую технику, и были аварии, и были ошибки и не вся техника дошла до поля боя. Но они всеравно успели и три боевых машины из Уральской стали, решили судьбу сражения. А потом подошли основные части. С наступлением рассвета Кубинские войска заняли исходные позиции. К огромному удивлению ЦРУ, воскресшая Кубинская авиация нанесла удар по силам высадки. Первым делом были пущены на дно, десантный транспорт «Хьюстон», на котором находился в полном составе ударный батальон и судно «Рио Эскандидо», транспортировавшее большую часть боеприпасов и тяжелого вооружения, при втором заходе потопили еще два корабля. В воздушных боях было сбито 5 американских самолетов. К середине дня на всех направлениях кубинские войска остановили продвижение противника, а затем стали теснить его к побережью. Вечером 18 апреля, стало очевидно, что агрессия против Кубы провалилась. Президент США Кеннеди. провел экстренное заседание, на котором было принято решение задействовать самолеты с авианосца «Эссекс». Они должны были совместно с бомбардировщиками ЦРУ В-25 нанести удар по кубинским войскам, сжимавшим кольцо вокруг гусанос. Но по странному стечению обстоятельств, на авиабазе Пуэрто-Кабесас и на авианосце «Эссекс», не была учтена разность поясного времени, из-за чего бомбардировщики и истребители не встретились в указанной точке. Совместный удар не получился. Летчики бомбардировочной авиации не решились без истребительного сопровождения следовать в район боевых действий.

А Кубинские войска утром 19 апреля после 30-минутной артиллерийской подготовки перешли в наступление и окончательно сломили противодействие противника, который в этот же день капитулировал.

На разгром высадившихся в заливе Кочинос наемников, было затрачено 72 часа. Потери гусанос составили 82 человека убитыми и 1200 пленными. Кубинские летчики и зенитчики сбили 12 самолетов. С воздуха было уничтожено 4 судна противника. Трофеи составили 5 танков М41, 10 бронетранспортеров, минометы, орудия и почти все стрелковое вооружение. Помимо этого ЦРУ, потеряло на Плайя Хирон десять своих штатных сотрудников. Ну и резидентуры ЦРУ, долго еще не могли восстановиться, после разгрома учиненного им контрразведкой барбудос. Следует отдать должное президенту Кеннеди, который отклонил требования Даллеса и части генералитета, об открытом вторжении на остров вооруженных сил США, и Даллес был вынужден уйти в отставку. Пленных гусанос, потом поменяли у американцев на детское питание и медикаменты. Именно на то, чего не хватало тогда на Кубе, из за Американской блокады. Почему то вспомнилось, как Александр Невский, менял пленных псов-рыцарей на мыло. И вот что еще скажу вам уважаемые читатели. Можете упрекнуть меня в не здоровом романтизме, но вот смотрю я на лица компаньерос на старых фото. Смотрю как штатские люди разных возрастов, не раздумывая, берут оружие и уходят в бой. И какие у них все таки прекрасные и одухотворенные лица. ВИВА КУБА!

США понесли серьезный политический ущерб, оказавшись в полной изоляции на международной арене, а Куба окончательно избрала социалистический путь развития.

Авиация в "Заливе свиней"

Кубинское правительство диктатора Батисты, для борьбы с повстанцами, в середине 50-х годов закупило партию военной техники в Англии: 18 поршневых истребителей "Си Фьюри"", 12

 

 

самолетов связи "Бивер", несколько вертолетов "Уирлуинд", велись переговоры о реактивных истребителях Хоукер "Хантер". Обеспокоенное конкуренцией, правительство США согласилось продать Кубе партию реактивных самолетов.

Группа кубинских летчиков и техников прошла в США обучение на самолетах Т-33А и F-84G, а в 1955 г. первые 8 Т-ЗЗА прибыли на Кубу. Специально для них была восстановлена бывшая база ВВС США в Сан-Антонио де Лос Баньос. Остальная сухопутная авиация размещалась на базе "Колумбия" вблизи Гаваны, а морская – на базе"Мариэль" в 70 милях от Гаваны; крупная авиабаза и авиационный полигон имелись также в Сан-Хулиане на западной оконечности острова.

 

 

После свержения в конце 1959 года режима Батисты вся оставшаяся в строю боевая техника вошла в состав революционных вооруженных сил республики Куба. Военно-воздушные силы именовались FAR, что расшифровывалось как "Фуэрса Аэреас Революционера" – Революционные Воздушные Силы. Многие специалисты эмигрировали, но для эксплуатации оставшейся в строю техники имелось достаточное количество летчиков и техников: летать могли лишь четыре Т-33А, 12 "Си Фьюри", несколько В-26, транспортных, связных и вертолетов. Самолетный парк был предельно изношен, поэтому новое правительство возобновило попытки приобрести в Англии 15 истребителей

 

 

"Хантер". Велись переговоры о поставках вооружения и с некоторыми другими странами. Об этом стало известно США, которые оказали давление на страны-поставщики оружия и фактически добились эмбарго на поставки боевой техники Кубе. А судно с партией бельгийских боеприпасов агенты ЦРУ попросту взорвали в порту Гаваны. На этом неблагоприятном фоне в 1960 г. Куба подписала с СССР и Чехословакией первые соглашения о поставках вооружения и боевой техники. Вскоре первые партии бронетанковой техники (примерно по 30 Т-34 и СУ-100),зенитной артиллерии и стрелкового оружия, произведенных в ЧССР по советским лицензиям, были направлены на Кубу через румынские и болгарские порты. Но как ни торопились кубинцы, советская авиационная техника к началу серьезных боевых действий запоздала. Это стало очевидно, когда противники кастровского режима начали совершать воздушные рейды для бомбежки городов и плантаций сахарного тростника, единственного стратегического сырья Кубы, и доставлять оружие группам контрреволюционеров. В этих налетах использовались несколько В-25 и переоборудованные гражданские самолеты, базировавшиеся на разных аэродромах в американском штате Флорида, в частности Пампана-Бич в 35 км от Майами.

Участвовавший в одном из налетов "Пайпер-Команч 250" разбился 18 февраля 1960 г. Другой самолет этого типа, пытавшийся вывезти с Кубы главаря одной из банд, был сбит армейским патрулем. Один С-46, доставлявший оружие контрреволюционерам, захватили на месте посадки сотрудники службы безопасности, а С-54 (DC-4), поврежденный зенитным огнем, произвел вынужденную посадку на Багамских островах.

FAR ничем не могла помешать налетчикам – не было полноценных истребителей, радарных установок, средств связи. Моторесурс последних оставшихся в строю самолетов берегли для отражения крупномасштабной агрессии, о подготовке которой доносила разведка. Слухи о том, что на базе ЦРУ "Траке" в Гватемале готовятся небольшие, но опытные ВВС сил вторжения, появились в прессе уже в конце 1960 г.

Их летный состав включал несколько десятков кубинских эмигрантов, бывших военных и гражданских летчиков, располагавших 16 бомбардировщиками В-26 и 10 транспортными С-46. Но людей для ВВС не хватало и в январе 1961 г. ЦРУ активизировало вербовку летчиков, имевших опыт полетов на В-26.

К апрелю 1961г. была наконец сформирована "Бригада 2506", включавшая четыре пехотных, один моторизованный и один парашютный батальоны, танковую роту и батальон тяжелого оружия – всего около 1,5 тыс. человек. 13 апреля 1961 г. морской десант "бригады 2506" погрузился на 7 больших транспортных кораблей типа "Либерти" и двинулся к Кубе.

16 апреля, в 45 милях от острова к ним присоединились два танкодесантных корабля и десантные баржи, на борту которых находилась боевая техника бригады. Целью морского десанта была высадка на двух (первоначально планировалось на трех) плацдармах в заливе Кочинос: два батальона на побережье Плайя-Ларга, остальные силы у Плайя-Хирон (залив Свиней). Одновременно парашютный десант должен был высадиться у поселка Сан-Бале. Целью операции был захват участка побережья и небольшой взлетной полосы в Хироне для перебазирования туда своих ВВС и доставки подкреплений. ВВС "бригады 2506" вступили в бой за двое суток до высадки основного десанта. После полуночи 15 апреля 1961 г. с аэродрома Пуэрто-Кубесас в Никарагуа поднялись в воздух 9 бомбардировщиков В-26. Восемь из них нанесли удар по основным базам FAR, а девятый взял курс

 

 

на Майами, где его пилот пытался уверить репортеров, что в кубинской авиации начался мятеж.

Экипажи ударных самолетов вернулись на базу без потерь, хотя и несколько потрепанные зенитным огнем, и доложили о крупном успехе: на авиабазе Сан-Антонио выведены из строя 8-10 самолетов, в Сьюдад –Либертад (бывшая "Колумбия") – 8, а в Сантьяго-де-Куба – 12, взорваны грузовики с боеприпасами, разрушены аэродромные постройки. Но откуда могли взяться такие цифры потерь, в сумме превышающие все, чем располагала FAR в то время?

Вероятно, дело здесь не в излишней похвальбе участников налета. Скорее всего, удар пришелся по стоявшим на аэродромах списанным самолетам, которые с воздуха нельзя было отличить от исправных. Фактически же в результате налета вышли из строя 1-2 В-26, 2-3 "Си Фьюри" и 1-2 транспортных и учебных самолета, т.е. около полудюжины машин, часть из которых удалось позднее отремонтировать. Ремонтные работы развернулись в лихорадочном темпе сразу же после окончания налета. Все самолеты, способные "летать и стрелять", немедленно перебазировались ближе к району предполагаемой высадки сил вторжения – на авиабазу Сан-Антонио де Лос Баньос. Остановить контрреволюционеров могли только самолеты FAR. Моторы у большинства из них давали от силы половину мощности, фонари не закрывались, у некоторых и шасси не убиралось. Сами летчики прозвали их самолетами типа

 

Кубинский "Си Фьюри"

 

"Родина или смерть" – и они действительно готовы были победить или умереть! Такая участь постигла пилота Акоста, вылетевшего в ночь с 14 на 15 апреля на своем Т-33А в разведывательный полет над морем. При заходе на посадку не выпустилось шасси, а затем самолет загорелся и упал в море. Десяток имевшихся у FAR пилотов составляли в основном молодые парни, среди которых 39-летний капитан Энрике Каррерас Рохас казался"дедом". Большинство из них не имело боевого опыта, хотя кое-кто начинал летать еще в партизанских ВВС, а лейтенант Альваро Прендес Куинтана был кадровым пилотом батистовских воздушных сил, успевший пройти в США обучение полетам на реактивных самолетах и попавший в тюрьму в 1957 г. за отказ бомбить повстанцев. На рассвете 17 апреля пилоты FAR получили приказ – нанести удар по кораблям вторжения. Из восьми самолетов, находившихся в Сан-Антонио, к первому вылету подготовили три – пару "Си Фьюри" и один В-26. Около полудня ударная тройка ушла в воздух. Вел группу капитан Рохас на истребителе, его сопровождали лейтенант Густаво Боурзак на втором истребителе и капитан Луис Сильва на бомбардировщике. Вообще- то в первый вылет на В-26 назначили капитана Джакеса Лагаса Морреро, но Сильва самовольно занял место в кабине и ушел на задание. В-26В

 

 

Invader/FAR 933. На этом самолете 8 ходе боев на Плайя-Хирон летал Д.Л.Марреро. Сбитый В-26 с бортовым номером FAR 903 выглядел аналогично. Так же выглядели и «Инвэйдеры» «гусанос», но их бортовые номера неизвестны

"Над целью мы были через 20 минут. С двух тысяч метров были отчетливо видны стоявшие у берега Плайя-Хирон 7-8 крупных судов, масса десантных барж и катеров, снующих между ними и берегом", – вспоминал Рохас. Спикировав до высоты 300 метров он дал ракетный залп по судну "Хьюстон". Рулевой с "Хьюстона" позднее описал это так: "Утром 17 апреля мы уже выгрузили 2-й батальон и начали выгрузку 5-го. Тут над бухтой появились три самолета. Мы не обратили на них внимания – над бухтой кружилось много самолетов, но они были нашими. Нам вообще сказали, что у Кубы нет авиации. И тут один самолет из этой тройки – маленький одномоторный истребитель, снизился и пошел на корабль. С палубы по нему открыли огонь зенитные автоматы, но он не отвернул и выпустил в нас 4 ракеты. Две из них попали в борт около кормы. На палубе начался пожар, через пробоины в трюм стала поступать вода…"

Два других самолета также атаковали цели без промаха, практически все ракеты поразили вражеские корабли. Тройка вернулась на базу, где к этому времени удалось подготовить еще два самолета. Во втором полете кроме прежних экипажей приняли участие лейтенант Ульса на "Си Фьюри" и экипаж капитана Лагаса Морреро на В-26. В этот раз капитан Рохас приказал подвесить под крыло своего "Си Фьюри" восемь ракет – и все они попали в среднюю часть корабля "Рио - Эскандио", нагруженного горючим и боеприпасами. Он также выполнял функции штабного корабля и, взлетев на воздух, унес с собой основные средства связи "бригады 2506". Другие пилоты FAR, прорвавшись сквозь заградительный зенитный огонь, нанесли чувствительные удары по десантным кораблям и катерам.

Капитан Морреро на своем В-26 атаковал танкодесантный корабль: "Я атаковал одно из судов к югу от Плайя-Хирон. С него выгружали на баржи танки, другое снаряжение. Я выпустил ракету, которая попала в резервуар с горючим на верхней палубе… Внизу все разлетелось вдребезги!"

 

 

К этому времени внизу вовсю шли боевые действия. Ожесточенные схватки развернулись и в воздухе. Пилоты антикастровской авиации, уверенные в разгроме FAR, приготовились лишь к сравнительно безопасным атакам на разрозненные подразделения правительственных войск. Но даже с этой задачей они справлялись неудовлетворительно, часто попусту расходуя боеприпасы на второстепенные цели и гражданские объекты. Встреча с республиканской авиацией в воздухе в их расчеты не входила. В первый момент они приняли самолеты FAR за своих. Это дорого им обошлось. Завершив одну из атак на корабли, Рохас обнаружил в воздухе рядом с собой бомбардировщик В-26. "Сначала я подумал, что это самолет Л.Сильвы, но потом по бортовому номеру определил, что это самолет противника. Я зашел ему в хвост и открыл огонь". Прошитый очередями с "Си Фьюри", В-26 загорелся и упал в море неподалеку от одного из кораблей. Это была первая воздушная победа FAR. Вслед за Рохасом в тот день Морреро, Сильва и Ульса сбили по одному В-26, а всего за 17 апреля "гусанос" потеряли пять самолетов.

 

 

Чувствительные потери понесла и FAR. Два В-26 зажали в воздухе истребитель К.Ульсы и в упор расстреляли из пулеметов, пилот погиб. А "Инвэйдер" Л.Сильвы с экипажем из четырех человек взорвался в воздухе от прямого попадания зенитного снаряда в бензобак. Есть сведения о серьезных повреждениях еще одного "Си Фьюри". Крохотные революционные ВВС за сутки потеряла треть самолетов и половину летного состава. Но главная цель была достигнута. Половина судов вторжения была потоплена, с ними на дно ушло большое количество тяжелого вооружения и боеприпасов. Командование сил вторжения, ошеломленное неожиданными потерями, вынуждено было отвести оставшиеся корабли на 30-40 миль в открытое море, под прикрытие американского флота. Таким образом, высадившиеся подразделения не только лишились значительной части подкреплений, но и остались без огневой поддержки корабельной артиллерии (на транспортных судах имелось для этой цели по 1-2 орудия калибра 127 мм. и по 5-10 зенитных автоматов). Со второго дня снабжение "бригады 2506" пришлось вести только с воздуха – на парашютах.

Тем не менее, оперативная сводка ВВС сил вторжения утром 18 апреля звучала бодро: "17 апреля сбит В-26 FAR ("903") и один "Си Фьюри" был поврежден настолько, что его нельзя будет использовать в течение недели. Пилот Фалье доложил об уничтожении грузовика с 20-30 людьми,18 из которых было убито. Пехотные части уничтожили один "Си Фьюри" и подбили второй. Сейчас у противника осталось, вероятно, два реактивных Т-33А, два "Си Фьюри", 1 или 2 В-26. Наши ВВС сегодня с 3 часов 30 минут до 4 часов утра осуществляют охрану зоны высадки, а шесть самолетов попытаются уничтожить остатки кастровских ВВС".

Со своей стороны командование FAR поставило перед лейтенантами Куинтана, Диасом и Моле задачу уничтожать в воздухе самолеты "бригады 2506", оказавшиеся над кубинской территорией. Таким образом,18 апреля стало решающим днем в борьбе за превосходство в воздухе.

Куинтана и Диас, только вечером прошлого дня пригнавшие свои реактивные Т-ЗЗА из Гаваны и не успевшие еще поучаствовать в боевых действиях, вылетели вперед, Моле на "Си Фьюри" немного отстал из- за меньшей скорости. Вот как описывал этот полет сам Куинтана: "Идем в строю. Справа – машина Дель-Пино, поодаль самолет Дугласа. Высота 7 тысяч футов и мы спешим перехватить бомбардировщики наемников.

– Самолет справа внизу! – слышится в наушниках голос Дель Пино Диаса. Вижу два В-26, которые, сбросив бомбы, уходят в сторону моря.

Приказываю по радио своим ведомым атаковать ведомого вражеской пары, а сам атакую ведущего.

Тут я совершил первую ошибку – забыл о носовой пулеметной батарее В-26 и атаковал врага в лоб. С пикирования вышел в

 

лобовую на В-26, который был ниже меня. Враг довернул машину и мы несемся в лоб друг другу.

Открываем огонь почти одновременно, пилот В-26 стреляет неточно – трассы проносятся над фонарем моей кабины. Я тоже промазал. Отворачиваю вправо, В-26 мелькает слева подо мной. Закладываю крутой боевой разворот и на форсаже атакую его в хвост. Вокруг идет бой, в наушниках орут возбужденные голоса. В-26 начинает энергично маневрировать. Я жму на гашетку, трассы проходят выше цели. Снова атакую – и снова мимо. В отчаянии уже не замечаю, что кислородная маска съехала в сторону, готовлюсь к новой атаке. В-26 уходит над морем в сторону Гондураса, видно уверен, что у меня кончились боеприпасы или топливо. Вновь догоняю цель под углом 80 градусов, ловлю в рамку прицела. Трасса прошивает В-26 от носа до хвостового оперения, но он не падает.

Я резко отворачиваю. Проскакиваю так близко от него, что вижу заклепки и лица пилотов.

Новый сюрприз: на этом В-26 есть стрелки – они отстреливаются! К счастью, трассы проходят мимо. Выполняю разворот с набором высоты для новой атаки. В-26 уходит. Эх, мне бы его восемь пулеметов! Увы, наши Т-33А всего- на всего тренировочные самолеты, используемые как боевые машины…

 

 

 

T-33А Snooting Star/FAR /01 – один из двух, воевавших на Плайя-Хирон. Второй Т-33А на Плайя-Хирон выглядел аналогично, но без номера и с желтыми топливными баками. На нем летал А.Хуинтана. Кроме него, на обоих Т-33А поочередно летали Дель Пино Диас, АФернандес и Э.Гузрреро.

По радио слышу голоса Дель Пино и Дугласа – они тщетно атакуют противника. Их В-26 удирает, им не удалось подбить его. Догоняю свой В-26. Чтобы сбить его, я теперь готов на все… Ловлю врага в прицел, с минимальной дистанции расстреливаю весь оставшийся боекомплект и отворачиваю, едва не врезавшись в хвост В-26. На бомбардировщике от моих попаданий вспыхивает левый двигатель и разлетается вдребезги фонарь кабины стрелка.

Патронов у меня нет, топливо на нуле; не знаю – дотяну ли до Сан-Антонио. В-26 горит, его левое крыло в огне, за самолетом тянется длинный шлейф дыма. С правой стороны фюзеляжа через аварийный люк вываливается второй пилот В-26, над ним раскрывается парашют…

В-26 наконец врезается в волны залива Кочинос. В наушниках слышу радостный голос Дель-Пино: Ты сбил его, сбил!

Они с Дугласом продолжают преследовать второй В-26. Я ухожу на базу. Бой вымотал все мои силы. Горючего у меня от силы на несколько минут…"

18 апреля Т-33А перехватили еще несколько В-26 и С-46, а "Си Фьюри" и В-26 революционных ВВС бомбили позиции "бригады 2506".

 

 

Отличились и зенитчики: из доставленных за ночь счетверенных пулеметных установок 12,7-мм ДШК они сбили два В- 26 сил вторжения, надежно прикрыв свои наземные войска. Перевес правительственных войск к этому времени был настолько велик, что "гусанос" оборонялись безо всякого энтузиазма. ВВС наемников уже ничем не могли помочь своим наземным войскам. К вечеру 18 апреля они потеряли две трети авиатехники и половину личного состава. Исходя из этих неутешительных результатов,

командир антикастровских ВВС Луис Косме заявил: "С нас хватит потерь. По-моему, операция провалилась и я не вижу смысла в продолжении полетов. Ни один самолет с кубинцами на борту больше не полетит!" Есть сведения, что вечером 18 апреля по позициям кубинских войск нанесли удары самолеты ВВС и ВМС США, но это маловероятно – решение об участии в боевых действиях американской авиации было принято только в ночь с 18 на 19 апреля.

Президент Дж.Кеннеди разрешил использовать истребители с авианосца"Эссекс" (но без опознавательных знаков) для прикрытия эвакуации остатков "бригады 2506" с плацдарма утром 19 апреля. Палубные истребители F-8A"Крусейдер" с авианосца ВМС США "Эссекс" должны были осуществлять воздушное прикрытие.
Они должны были установить контроль за воздушным пространством и уничтожать самолеты FAR, а для штурмовки наземных целей предназначалась специальная группа бомбардировщиков В-26 с американскими экипажами, поскольку лишь один кубинский летчик согласился рискнуть за дополнительную плату. Около трех часов ночи 19 апреля с аэродрома Пуэрто-Кабесас в "последний парад" стартовали четыре В-26. Над заливом Кочинос они должны были появиться в 6.30 утра, когда истребители сопровождения уже прибудут район боев. Но при планировании операции произошла очередная накладка: большие начальники из ЦРУ и штаба ВМФ забыли о разнице в часовых поясах. В итоге последний вылет бомбардировщиков состоялся на два часа раньше, чем истребителей, и закончился форменным разгромом. Оказать какую-либо помощь"бригаде 2506" В-26 просто не успели – на них накинулись оба Т-33А революционных BBC.

Два В-26 были сбиты мгновенно, третий оторвался от преследования и высыпал бомбы на помещение сахарного завода "Аустралиа", где находился штаб бригады, но был сбит зенитчиками. Четвертый бомбардировщик был поврежден в воздушном бою, сбросил бомбы в залив, но до базы все-таки не дотянул и упал в море. Во время боя один из американских летчиков кричал по радио: "Нас атакуют МИГи! Атакуют МИГи!" В дальнейшем эта информация породила легенду об участии советских самолетов в отражении агрессии. Фидель Кастро так прокомментировал эти слухи: "В день бомбежки нашей территории самолетами В-26, базировавшимися в Никарагуа, контрреволюционеры заявили, что нас бомбили наши собственные самолеты, утверждая, что наши ВВС состоят из самолетов, которые американцы поставляли Батисте. Когда же мы, с помощью этих старых изношенных самолетов, стали уничтожать их авиацию, они

 

заявили, что наши ВВС вооружены МИГами. Но у нас не было МИГов…

 

 

Авантюра в заливе Кочинос окончилась для США и кубинских контрреволюционеров большим позором. "Бригада 2506" только пленными потеряла 458 человек (из полутора тысяч, предназначавшихся к высадке!), оставила на побережье половину своих плавсредств и все вооружение. ВВС сил вторжения потеряли до 12 самолетов В-26 и не менее 4 транспортных С-46. Потери FAR составили два самолета. Кроме того, почти каждый кубинский летчик имел на своем счету потопленные корабли и десантные катера(крупные транспорты потопили Морреро, Рохас и Сильва).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: