Магнитные действия. Эксперимент Эрстеда




Класс Урок 10

Тема урока: Магнитное действие тока. Опыт Эрстеда.

Цель урока:

Сформировать научные представления о магнитном поле и установить связь между электрическим током и магнитным полем

Задачи урока:

Образовательная:

· показать взаимосвязь между электричеством и магнетизмом;

· познакомить учащихся с опытом Эрстеда;

· сформировать понятие о магнитном поле, силовых линиях магнитного поля.

Развивающая:

· развитие логического мышления;

· развитие логического мышления, умение выделять существенные признаки объекта.

Воспитательная:

· развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: магнитные стрелки, металлические опилки, источник тока, прямолинейный и круговой проводники.

Ход урока

Проверка домашнего задания; актуализация опорных знаний учащихся

Вопросы классу:

· Почему два гвоздя, которые притягиваются к магниту, расходятся свободными концами?

· Почему корпус компаса делают из меди, алюминия, пластмассы, но никогда из железа?

· Почему стальные рельсы через некоторое время оказываются намагниченными?

· Буде ли действовать магнит на магнитную стрелку, если между ними поместить руку, лист бумаги, железный лист?

· Какие явления свидетельствуют о существовании магнитного поля Земли?

· Как установится магнитная стрелка на магнитных полюсах Земли?

· Всегда ли совпадают направления на север по магнитной стрелке и географическому меридиану?

Тестовые задания

1. Как называется свойство тел долгое время сохранять магнитные свойства?

А Магнитное свойство

Б Намагниченность

В Инертность

Г Ёмкость

2. Постоянный магнит – это тело, которое:

А длительное время сохраняет намагниченность

Б способно притягивать к себе любые металлы

В притягивает к себе все другие тела

Г способно ориентировать железные опилки

Как взаимодействуют между собой полюса магнитов?

А Разноименные отталкиваются, одноименные притягиваются

Б Разноименные и одноименные полюса притягиваются

В Разноименные и одноименные полюса отталкиваются

Г Разноименные притягиваются, одноименные отталкиваются

4. Причиной взаимодействия магнитов является:

А наличие электрического поля вокруг них

Б наличие электрического тока в них

В наличие магнитного поля вокруг них

Г сила гравитационного взаимодействия

Какой конец магнитной стрелки показывает на северный магнитный полюс Земли?

А Южный

Б Северный

В Магнитная стрелка не показывает на северный магнитный полюс

Г Положение стрелки всегда разное

Ответы: 1. Б 2. А 3. Г 4. В 5. А

Изучение нового материала

Сегодня мы рассмотрим новую тему, которая называется «Электромагнитные явления». И наш первый урок будет посвящен вопросу, связанному с понятием магнитные линии, магнитное поле. Также рассмотрим характеристики магнитного поля.

 

Возникновение слова «магнит»

Надо ска­зать, что рас­суж­де­ния о том, что же такое маг­нит­ные дей­ствия, дол­гое время оста­ва­лось за­гад­кой. Никто не мог от­ве­тить на этот во­прос. А вот более или менее ясные ис­сле­до­ва­ния пошли толь­ко в конце XVIII и на­ча­ле XIX веков.

Магнитные действия. Эксперимент Эрстеда

Все ре­ши­лось толь­ко в на­ча­ле XIX века. В 1820 году дат­ский уче­ный Эр­стед про­вел экс­пе­ри­мент. Рас­смот­рим этот опыт.

Рас­по­ло­жим про­вод­ник, вклю­чен­ный в цепь ис­точ­ни­ка тока, над маг­нит­ной стрел­кой па­рал­лель­но её оси.

Рис. 1. Суть опыта Эр­сте­да

При за­мы­ка­нии цепи маг­нит­ная стрел­ка от­кло­ня­ет­ся от сво­е­го пер­во­на­чаль­но­го по­ло­же­ния.

Рис. 2. За­мкну­тая цепь

При раз­мы­ка­нии цепи маг­нит­ная стрел­ка воз­вра­ща­ет­ся в свое на­чаль­ное по­ло­же­ние. Это озна­ча­ет, что про­вод­ник с током и маг­нит­ная стрел­ка вза­и­мо­дей­ству­ют друг с дру­гом.

Вы­пол­нен­ный опыт на­во­дит на мысль о су­ще­ство­ва­нии во­круг про­вод­ни­ка с элек­три­че­ским током маг­нит­но­го поля. Оно и дей­ству­ет на маг­нит­ную стрел­ку, от­кло­няя её.

Маг­нит­ное поле су­ще­ству­ет во­круг лю­бо­го про­вод­ни­ка с током, то есть во­круг дви­жу­щих­ся элек­три­че­ских за­ря­дов.

Таким об­ра­зом, во­круг непо­движ­ных элек­три­че­ских за­ря­дов су­ще­ству­ет толь­ко элек­три­че­ское поле, во­круг дви­жу­щих­ся за­ря­дов (то есть элек­три­че­ско­го тока) су­ще­ству­ет и элек­три­че­ское, и маг­нит­ное поле.

Маг­нит­ное поле по­яв­ля­ет­ся во­круг про­вод­ни­ка, когда в по­след­нем воз­ни­ка­ет ток, по­это­му ток сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как ис­точ­ник маг­нит­но­го поля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: