Класс Урок 10
Тема урока: Магнитное действие тока. Опыт Эрстеда.
Цель урока:
Сформировать научные представления о магнитном поле и установить связь между электрическим током и магнитным полем
Задачи урока:
Образовательная:
· показать взаимосвязь между электричеством и магнетизмом;
· познакомить учащихся с опытом Эрстеда;
· сформировать понятие о магнитном поле, силовых линиях магнитного поля.
Развивающая:
· развитие логического мышления;
· развитие логического мышления, умение выделять существенные признаки объекта.
Воспитательная:
· развивать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: магнитные стрелки, металлические опилки, источник тока, прямолинейный и круговой проводники.
Ход урока
Проверка домашнего задания; актуализация опорных знаний учащихся
Вопросы классу:
· Почему два гвоздя, которые притягиваются к магниту, расходятся свободными концами?
· Почему корпус компаса делают из меди, алюминия, пластмассы, но никогда из железа?
· Почему стальные рельсы через некоторое время оказываются намагниченными?
· Буде ли действовать магнит на магнитную стрелку, если между ними поместить руку, лист бумаги, железный лист?
· Какие явления свидетельствуют о существовании магнитного поля Земли?
· Как установится магнитная стрелка на магнитных полюсах Земли?
· Всегда ли совпадают направления на север по магнитной стрелке и географическому меридиану?
Тестовые задания
1. Как называется свойство тел долгое время сохранять магнитные свойства?
А Магнитное свойство
Б Намагниченность
В Инертность
Г Ёмкость
2. Постоянный магнит – это тело, которое:
А длительное время сохраняет намагниченность
Б способно притягивать к себе любые металлы
В притягивает к себе все другие тела
Г способно ориентировать железные опилки
Как взаимодействуют между собой полюса магнитов?
А Разноименные отталкиваются, одноименные притягиваются
Б Разноименные и одноименные полюса притягиваются
В Разноименные и одноименные полюса отталкиваются
Г Разноименные притягиваются, одноименные отталкиваются
4. Причиной взаимодействия магнитов является:
А наличие электрического поля вокруг них
Б наличие электрического тока в них
В наличие магнитного поля вокруг них
Г сила гравитационного взаимодействия
Какой конец магнитной стрелки показывает на северный магнитный полюс Земли?
А Южный
Б Северный
В Магнитная стрелка не показывает на северный магнитный полюс
Г Положение стрелки всегда разное
Ответы: 1. Б 2. А 3. Г 4. В 5. А
Изучение нового материала
Сегодня мы рассмотрим новую тему, которая называется «Электромагнитные явления». И наш первый урок будет посвящен вопросу, связанному с понятием магнитные линии, магнитное поле. Также рассмотрим характеристики магнитного поля.
Возникновение слова «магнит»
Надо сказать, что рассуждения о том, что же такое магнитные действия, долгое время оставалось загадкой. Никто не мог ответить на этот вопрос. А вот более или менее ясные исследования пошли только в конце XVIII и начале XIX веков.
Магнитные действия. Эксперимент Эрстеда
Все решилось только в начале XIX века. В 1820 году датский ученый Эрстед провел эксперимент. Рассмотрим этот опыт.
Расположим проводник, включенный в цепь источника тока, над магнитной стрелкой параллельно её оси.
Рис. 1. Суть опыта Эрстеда
При замыкании цепи магнитная стрелка отклоняется от своего первоначального положения.
Рис. 2. Замкнутая цепь
При размыкании цепи магнитная стрелка возвращается в свое начальное положение. Это означает, что проводник с током и магнитная стрелка взаимодействуют друг с другом.
Выполненный опыт наводит на мысль о существовании вокруг проводника с электрическим током магнитного поля. Оно и действует на магнитную стрелку, отклоняя её.
Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током, то есть вокруг движущихся электрических зарядов.
Таким образом, вокруг неподвижных электрических зарядов существует только электрическое поле, вокруг движущихся зарядов (то есть электрического тока) существует и электрическое, и магнитное поле.
Магнитное поле появляется вокруг проводника, когда в последнем возникает ток, поэтому ток следует рассматривать как источник магнитного поля.