Вопросы для дифференцированного зачета
По МДК 02.05.
«Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Курс, 44 (1, 2, 3) группы, заочное отделение
Преподаватель Плющева В.К.
I. Выполнение самостоятельной работы.
II. Тестовые задания.
1. Музыкальное восприятие – это…
а) Восприятие музыки человеком как звуковых сигналов, действующих на орган слуха;
b) Восприятие музыки как звукового фона, не требующего прочуствования;
c) Восприятие музыки, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности. Как эстетически художественный феномен.
2. К словесным методам, способствующим развитию восприятия музыки относится:
а) Рассказ о жизни и творчестве композитора;
b) Оркестровка;
c) Показ репродукций картин художников.
3. Поставить слова. Определяющие жанр:
а)… «Щелкунчик»;
b) … «Снегурочка»;
с) … «Елочка»;
d) … «Новая кукла».
4. Ответить на вопросы:
а) В каком литературном произведении употребляется музыкальное слово, обозначающее ансамбль из четырех исполнителей?
b) Кого из композиторов называли «королем вальса»?
с) Кто из композиторов сочинял музыку для взрослых и детей и отражал в своих произведениях образ детства и детей (М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов)?
5. использование детьми знакомых движений при создании определенного образа или составление танцевальной композиции предполагает…
а) Танец;
b) Танцевально-игровое творчество;
c) Музыкально-ритмические упражнения.
6. Самым доступным видом детского оркестра является:?
а) Шумовой оркестр, включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда;
|
b) Ансамбль, состоящий из одинаковых или однотипных инструментов.
с) Смешанный оркестр, включающий в себя разные группы инструментов.
7. Занятие, на котором решаются задачи с помощью разных видов искусств и видов детской музыкальной деятельности:
а) Традиционное;
b) Комплексное;
с) Доминантное;
d) Тематическое.
8. Формой проведения досугов на основе народных праздников является:
а) Концерт самодеятельности;
b) Фольклорный праздник;
с) Музыкальное развлечение.
III. Изготовление наглядных пособий.
Критерии оценки
Дифференцированного зачета студентов
По дисциплине МДК 02.05
«Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Преподаватель: Плющёва В.К.
Зачет проводится по трем видам заданий: самостоятельная работа, тестовые задания, изготовление наглядных материалов.
Оценка 5 «Отлично» ставится, если полностью выполнены все виды заданий, максимально активизировалась самостоятельная работа, студент не допустил ни одной фактической, методической ошибки, обнаружил высокую педагогическую речевую культуру.
Оценка 4 «Хорошо» ставится, если полностью выполнены все виды заданий, но студент все же допустил незначительные фактические и методические ошибки, не всегда грамотно выражались мысли.
Оценка 3 «Удовлетворительно» ставится, если не полностью выполнены все виды заданий, студентом допущены фактические и методические ошибки, но студент, в основном, усвоил материал и у него сформировались необходимые знания, умения и навыки.
|
Оценка 2 «Неудовлетворительно» ставится, если студент допускал грубые фактические и методические ошибки, не мог систематизировать свой ответ, не показал своей эрудиции.
Рассмотрено:
на ПЦК методики и специальных дисциплин
«___» ____________ 2016 г.
Председатель ПЦК: ___________ К.Н. Дымова
Задания для самостоятельной работы
По учебной дисциплине
МДК 02.05. «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Курс. 44 (1, 2, 3) группа, заочное отделение.
Преподаватель: Плющёва В.К.
Раздел 1. Общие вопросы музыкального развития детей дошкольного возраста | Самостоятельная работа. |
Тема 1.1. Значение музыки в воспитании детей | 1. Прослушать 2-3 пьесы из альбомов композиторов-классиков (П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова, Р. Шумана и др.) для дошкольников и определить настроение, жанр и средства музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр, лад, тембр, форма. 2. Составить беседу о творчестве одного из композиторов для детей старшего дошкольного возраста и записать ее. |
Тема 1.2. Развитие у детей музыкальных способностей | 1. Дать понятие трех основных музыкальных способностей. 2. Провести наблюдение за детьми и зафиксировать уровень развития музыкальных способностей(группа на выбор). 3. Подготовить музыкально-дидактическую игру на развитие музыкальных способностей, на выбор студента (тема, цель, методические указания, возраст, ход игры) |
Тема 1.3. Формирование основ музыкальной культуры | |
Тема 1.4. Виды музыкальной деятельности дошкольников | 1. Перечислить виды музыкальной деятельности дошкольников. |
Тема 1.5. Методы и приемы музыкального развития | 1.Подобрать один из словесных методов (беседа, рассказ, худ. слово, пояснение, указания, поощрение, замечания) к музыкальным произведениям. |
Раздел 2. Содержание музыкальной деятельности детей. Тема 2.1. Восприятие музыки | 1. Составить конспект по статье В.И. Петрушина «Развитие музыкального восприятия» // Муз. Психология. 1997, с. 175-182. |
Тема 2.2. Слушание музыки | 1. Составить беседу о музыкальном произведении для детей дошкольного возраста. |
Тема 2.3. Детское музыкальное исполнительство: Тема 2.3..1 Пение | 1. Написать конспект по статье из книги Н. Метлова «Музыка-детям» «Возрастные особенности слуха и голоса дошкольников. Охрана детского голоса». 2. Приготовить наглядное пособие книжку-раскладку по содержанию одной из детских песен. |
Тема 2.3.2. Ритмика | 1. Дать определение понятия «Ритмика». |
Тема 2.3.3. Игра на детских музыкальных инструментах | 1. Подобрать наглядный материал с изображением детских музыкальных инструментов, инструментов симфонического оркестра, народных музыкальных инструментов. |
Тема 2.4. Детское музыкальное творчество | 1. Подобрать несколько сказочных сюжетов, которые могут служить основой для песенных и музыкально-игровых импровизаций детей. |
Тема 2.5. Музыкально-образовательная деятельность | 1. Подготовить музыкально-дидактическую игру, направленную на формирование знаний о музыке (возраст, тема, цель, методические указания, ход игры в прямой речи). |
Раздел 3. Формы организации детской музыкальной деятельности Тема 3.1. Музыкальные занятия | 1. Перечислить типы и виды музыкальных занятий. |
Тема 3.2. Музыка в повседневной жизни д/сада | 1. Составить план-схему использования музыки в быту детского сада с указанием конкретного музыкального материала (на один месяц). |
Тема 3.3. Развлечения | 1. Подготовить сценарий развлечения, продумав оформление, наглядные пособия, атрибуты (тема, возраст на выбор студента). |
Тема 3.4. Праздничные утренники | 1. Составить сюрпризный момент для одного праздничного утренника. |
Тема 3.5. Самостоятельная музыкальная деятельность | 1. Подготовить вариант оформления музыкального уголка в группе и папку-раскладку музыкального уголка для родителей. |
Раздел 4. Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей. Тема 4.1. Функции заведующего д/сада, старшего воспитателя, воспитателя. | |
Тема 4.2. Методические издания и сборники музыкального репертуара | 1. Написать аннотацию на методическое пособие О.П. Радыновой «Слушаем музыку». М., 1990, |
Тема 4.3. Современные педагогические системы, программы, технологии музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. | 1. Проанализировать программу Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы». М., 2014. |
Список рекомендуемой литературы:
|
Основная литература:
1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.: Владос. 2000. 302 с.
2. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей младшего возраста. – С.Пб:. Детство-Пресс, 2005. – 383 с.
3. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., Академия, 2000. – 240 с.
Дополнительная литература:
1. Аничков мост: вчера, сегодня, завтра. Педагогический альманах, вып.3. «Музыкальные минутки для малышей» сост. А. Буренина. – СПб, 2006.
2. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста: (учебно-методическое пособие) / И.В. Бодаренко – М.: Айрис-Пресс, 2006. Айрис-Дидактика. – 144 с. (ноты)
3. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: уч. пособие для студентов вузов / В.И. Волынкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 441 с.
4. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада: программа и метод. Рек. /сост.С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 179 с.
5. Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада: программа и метод рекомендации /сост. М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 179 с.
6. Воспитание и обучение в средней группе детского сада: программа и метод рекомендации /сост. В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 184 с.
7. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: программа и метод рекомендации /О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 216 с.
8. Воспитание и обучение в подготовительной группе детского сада: программа и метод рекомендации /сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 217 с.Зарецкая Н.В. Сценарии праздников для детского сада / Наталия Зарецкая. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 208 с.