Воспитательный процесс, являясь частью целостного педагогического процесса, подчиняется его общим закономерностям, но, кроме того, имеет ряд специфических закономерностей.
¾ чем выраженннее атмосфера любви, в которой протекает воспитательный процесс, дающая воспитанникам чувство защищенности и спокойствия, уверенности в своей нужности, тем благоприятнее условия для формирующейся личности;
Главным фактором формирования личности, ее общественно ценных качеств, социальной активности является деятельность и общение. В процессе специально организованной деятельности воспитанники овладевают культурными и материальными ценностями общества, приобретают навыки и умения общения. Разнообразная деятельность помогает ребенку приобрести жизненный опыт, необходимый ему для осуществления в дальнейшем своих личных планов в жизни, обогатить взгляды, суждения, развить творческие способности. В процессе деятельности воспитанник овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем. Это дает основание выделить такую закономерность воспитательного процесса:
¾ чем содержательнее и целесообразнее построена и организованна разнообразная деятельность воспитанников, в которой они все больше занимают субъектную позицию, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе;
А. С. Макаренко видел глубокий смысл воспитательной работы в отборе и формировании человеческих потребностей. Вся сумма влияний внешней среды переосмысливается школьником, принимается или же отвергается им в зависимости от жизненного опыта ребенка, от уровня сформированности его эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер и, конечно, от характера его потребностей. Удовлетворение потребностей определяется мотивами. Мотивы – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается, именно они регулируют поведение школьников. Отсюда вытекает следующая закономерность:
|
¾ формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно-мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность;
Реальное воспитание, как уже неоднократно отмечалось, возможно только путем активности самого воспитанника, в меру своих возможностей преодолевающего возникающие проблемы и трудности. Это определяется закономерностью: чем интенсивнее введение ребенка в культуру через его активные усилия, тем полноценнее развиваются его способности.
Ребенок развивается неравномерно: интеллектуально развитый ребенок беспомощен в спортивном зале, хорошо физически развитый ребенок слабо успевает в классе. Отсюда закономерность:
¾ чем целенаправленнее комплексное влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее совершается полноценное формирование личности;
Воспитание на современном этапе предполагает, что результатом его будет свободная, самодостаточная, открытая личность. Дети не должны постоянно ощущать себя объектом приложения чьих-то усилий. Отсюда закономерность:
¾ чем меньше видимой внешне деятельности педагога, при условии огромной скрытой педагогической работы, тем ощутимее позитивные процессы становления и развития личности воспитанника.
|
4.Задачи воспитания:
¾ выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала растущего человека в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности и в общении;
¾ философско-мировоззренческая подготовка молодежи и оказание её помощи в определении смысла жизни;
¾ формирование самосознания, чувства собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни, потребности и готовности планирования и реализации прогрессивных жизненных целей, способности к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценке;
¾ формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам;
¾ воспитание гражданских чувств, качеств и поведения;
¾ умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, знаний и навыков, способности к творчеству, потребности в непрерывном образовании и самообразовании;
¾ развитие культуры чувств и опыта межличностного общения;
¾ экологическое воспитание и образование;
¾ эстетическое воспитание, приобщение личности к общечеловеческим ценностям и традициям;
¾ формирование готовности к семейной жизни, семейно-бытовой, половой и сексуальной культуре;
¾ физическое восприятие, развитие потребности и здоровом образе жизни;
¾ формирование положительного отношения к труду и готовности к трудовой деятельности.
IV. Подведение итогов.
V. Домашние задание.