ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б1.В.ОД.17 Профессиональный цикл. Вариативная часть. Обязательные дисциплины» ФГОС ВО по направлению подготовки 41.03.05Международные отношения (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 465 от 21.04.2016 г.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ОП бакалавриата по направлению подготовки Международные отношения: «Философия», «Политология», «История правовых и политических учений», «Всемирная история» и«Мировая политика».
ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В целом общая трудоемкость дисциплины «Общественно-политическая мысль в Китае» составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Итоговая форма контроля – зачет.
При очной форме обучения дисциплина преподается в 7 семестре. В этом случае аудиторная нагрузка составляет 38 часов, в том числе: лекций –18 часов, практических занятий – 18 часов, КСР – 2 часа, (всего контактных часов - 38); самостоятельная работа студентов – 70.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫДЛЯ ОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ
по дисциплине Общественно-политическая мысль в Китае
для очной формы обучения 4 курс 7 семестр
Рабочую программу осуществляет: Лекции:канд.филос.наук, доцент Елизаров М.В. Практические занятия:канд.филос.наук, доцент Елизаров М.В. | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 3 Учебных часов - 108 лекций -18, практических занятий -18 КСР - 2 самостоятельная работа студентов -70. |
№ П№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) | Количество часов аудиторной работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка) | Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач | Кол-во часов СРС | Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.) |
Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка конспектов научной литературы; 3) проверка подготовленности к интерактивным занятиям; 4) диспут. Форма промежуточной аттестации – зачёт | |||||||
Тема 1. Общественно-политическая мысль в духовной жизни Востока и Запада. 1. Понятие общественной мысли, её структурные элементы. 2. Формы и уровни общественного сознания. 3. Исторические этапы развития общественно-политической мысли. 4. Важные черты генезиса западной и восточной цивилизации и политики. 5. Сравнительный анализ политической культуры обществ Запада и Востока. 6. Различия между западным и восточным типами мышления. 7. Отношение к возможностям разума, природе и религии на Востоке и на Западе. 8. Восточный тип правопонимания. | лек/пз | 2/2 | Основная литература: 1, 2. Дополнительная литература: 1, 5, 9, 17. | 1. Изучение законодательства. Изучение учебной и научной литературы. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя. Подготовка к опросу Подготовка к интерактивному занятию. | Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка конспектов научной литературы; 3) проверка подготовленности к интерактивным занятиям; 4) диспут. | ||
Тема 2. Становление социально-политических концепций в древнем Китае. 1. Формирование основ государства и общества в Китае. 2. Протогосударство Шан. 3. Чжоусцы и крушение Шан. 4. Распад Чжоуской монархии. 5. Борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. 6. Складывание различных направлений и школ. 7. Даосизм как философия Др.Китая и его основные идеи. 8. Учение Моцзы. 9. Политико-правовые идеи Конфуция. 10. Легизм — философская школа периода Чжаньго (Сражающихся царств). 11. Моизм — древнекитайское философское и религиозное учение. 12. Синтез конфуцианства и легизма: Сюнь-цзы и Хань Фэйцзы | лек/пз | 2/2 | Основная литература: 1, 2. Дополнительная литература: 1, 4, 9, 12, 15. | 1. Изучение законодательства. Изучение учебной и научной литературы. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя. Подготовка к опросу Подготовка к интерактивному занятию. | Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка конспектов научной литературы; 3) проверка подготовленности к интерактивным занятиям; 4) диспут. | ||
Тема 3. Учение о государстве и человеке в конфуцианстве. 1. Конфуций о человеке. 2. Категория цзюнь-цзы — "благородного мужа". 3. Категория жэнь — человеколюбие, гуманность, милосердие, добродетель. 4. Категория вэнь - узор. Категории хэ и тун - согласие. 5. Учение о социально-политическом согласии. 6. Социально-политическая стратификация в представлениях конфуцианцев. 7. Категории дэ, ли и сяо. 8. Учение Конфуция об обществе. Модель общества по Конфуцию. 9. Три типа государств по Конфуцию. 10. Легисты и конфуцианцы об основах общественного устройства. 11. Конфуций о государстве. 12. Категории ли и фа. Закон в конфуцианстве и у легистов. 13. Идеализация древности гу. 14. Система идей об организации управления. Категория Неба и ее место в системе управления государством. 15. Концепция чжэнмин — упорядочивания названий. | лек/пз | 2/2 | Основная литература: 1, 2. Дополнительная литература:11, 12, 13, 16. | 1. Изучение законодательства. Изучение учебной и научной литературы. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя. Подготовка к опросу Подготовка к интерактивному занятию. | Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка конспектов научной литературы; 3) проверка подготовленности к интерактивным занятиям; 4) диспут. | ||
Тема 4. Учение об управлении государством в средневековом Китае. 1. Основные положения трактатов Ли Гоу «План обогащения государства». 2. Задачи правителя по трактату Ли Гоу "План обогащения государства». Проблема соблюдения меры и учение о "мере". Концепция «усилить основное – подавить второстепенное». 3. Концепция «взимать с народа в соответствии с нормой". 4. Учение о деньгах как кормиле власти. План искоренения злоупотреблений правителем. 5. Учение об усилении армии и его связь с политическими доктринами в Китае. 6. Концепция «военных поселений», её историческое и современное социально-политическое наполнение. 7. Концепция взаимоотношений власти с народом по трактату Ли Гоу «План успокоения народа». 8. Способы «управления народом». Проблема «обеспечения народа». 9. Традиционные китайские представления об управлении государством: место в истории государственной мысли и значение для сегодняшнего дня. | лек/пз | 2/2 | Основная литература: 1, 2. Дополнительная литература: 12, 13, 19. | 1. Изучение законодательства. Изучение учебной и научной литературы. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя. Подготовка к опросу Подготовка к интерактивному занятию. | Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка конспектов научной литературы; 3) проверка подготовленности к интерактивным занятиям; 4) диспут. | ||
Тема 5. Общественная мысль Китая в диалоге с европейской мыслью. 1. Феномен "роста без развития" Китая времен минского и цинского правлений. 2. Представления о добродетельном правлении и реформаторские идеи в воззрениях оппозиционно настроенных ученых Ханьлиньской и Дунлиньской академий. Идеология религиозных сект и тайных обществ в период династийного кризиса. 3. Осознание необходимости преобразования китайского социума и его модернизации. 4. Проникновение идей христианства и тайпинская попытка радикального разрыва с прошлым. 5. "Политика самоусиления" - заимствование индустриальных технологий без изменения системы восточной деспотии: причины и последствия. 6. Привлечение зарубежного опыта реформ политических институтов в построениях идеологов конституционно-монархического крыла китайских реформаторов - Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун и др. 7. Ван Тао, Янь Фу и проблемы перевода основных понятий западной политической культуры на язык конфуцианской школы. 8. "Сто дней реформ" (1898) - крах попытки модернизации китайского общества "сверху". 9. Основные подходы к восприятию ценностей западной культуры в китайской элите в конце XIX в. 10.Расхождения представителей реформаторского и революционного крыла в вопросе о степени готовности китайской нации к демократическим преобразованиям. | лек/пз | 4/4 | Основная литература: 1, 2. Дополнительная литература: 7, 8, 17. | 1. Изучение законодательства. Изучение учебной и научной литературы. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя. Подготовка к опросу Подготовка к интерактивному занятию. | Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка конспектов научной литературы; 3) проверка подготовленности к интерактивным занятиям; 4) диспут. | ||
Тема 6.Социально-политические концепции Сунь Ятсена. 1. Освоение понятий западной культуры и философии в китайском обществе конца XIX в. 2. Трансформация традиционного конфуцианства, его этических категорий и восприятие идей европейской политической философии. 3. Политико-правовые проблемы в трансформированном конфуцианстве и влияние на них теорий европейского этатизма. 4. Эволюция политической и аграрной программы и социально-политических представлений Сунь Ятсена. 5. "Программа строительства страны" по Сунь Ятсену. 6. Учение о "трех народных принципах" и отношение к коммунистическим идеям. 7. "Манифест" и "Завещание" Сунь Ятсена. 8. Раскол среди сторонников суньятсенизма после смерти Сунь Ятсена. 9.Значение социально-политического наследия Сунь Ятсена. | лек/пз | 2/2 | Основная литература: 1, 2. Дополнительная литература:4, 6, 7, 11, 14. | 1. Изучение законодательства. Изучение учебной и научной литературы. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя. Подготовка к опросу Подготовка к интерактивному занятию. | Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка конспектов научной литературы; 3) проверка подготовленности к интерактивным занятиям; 4) диспут. | ||
Тема 7. Социально-политические концепции Чан Кайши и Мао Цзэдуна. 1. Учение о китайской нации. Концепция "территории национального существования", идея "пяти народов китайской нации". 2. Причины упадка нации по Чан Кайши. "Идеальный социальный строй" по Чан Кайши. 3. Программа национальной революции. Учение о перестройке психологии, перестройке школы, отдельной личности. 4. Представления о национализме, демократии и законности. 5. Перестройка социальных обычаев и улучшение социальной морали по Чан Кайши. 6. Концепция: "Государство - отец народа". Аграрная программа Чан Кайши. 7. Модификация суньятсеновской концепции миншэн - "народное благоденствие". 8. Значение социально-политических идей Чан Кайши с точки зрения сегодняшнего дня. 9. Теория классов и классовой борьбы в интерпретации Мао Цзэдуна. Анализ классов китайского общества Мао Цзэдуном. 10. Новая генеральная линия" и "линия трех красных знамен" у Мао Цзэдуна. 11. Теория ревизионизма и необходимости подрыва социальной стабильности. Концепция построения "нового общества" по Мао Цзэдуну. 12.Значение концепций Мао Цзэдуна для мировой социально-политической мысли. | лек/пз | 2/2 | Основная литература: 1, 2. Дополнительная литература: 15, 17, 18. | 1. Изучение законодательства. Изучение учебной и научной литературы. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя. Подготовка к опросу Подготовка к интерактивному занятию. | Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка конспектов научной литературы; 3) проверка подготовленности к интерактивным занятиям; 4) диспут. | ||
Тема 8.Современные социально-политические концепции Китая (во 2-й половине ХХ в.) 1. Маоизм после смерти Великого учителя. 2. Общественно-политические концепции Дэн Сяопина. 3. Построение «социализма с китайским лицом» или «капитализма с китайской спецификой». 4. XIII съезд КПК (октябрь – ноябрь 1987 года). 5. Приход к власти Ху Цзиньтао. Либерализм в КНР. 6. Общественная мысль в Китае в эпоху глобализации. | лек/пз | 2/2 | Основная литература: 1, 2. Дополнительная литература: 2, 6-9. | 1. Изучение законодательства. Изучение учебной и научной литературы. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя. Подготовка к опросу Подготовка к интерактивному занятию. | Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка конспектов научной литературы; 3) проверка подготовленности к интерактивным занятиям; 4) диспут. |