К вопросу об истории территориального деления и кирпичного строительства в Сольвычегодске.




Данная статья имеет двойную цель: попытаться понять специфику освоения территории города и проследить решение комплекса задач, связанных со строительством городских доминант – соборных и приходских церквей.

Полагаясь на многочисленную литературу, можно заключить, что ядром будущего города явилось озерцо с солёной водой (оз. Соляное), в которое впадали (и тогда, и сейчас) чистые ручьи (Марковский и Овёнка), а вытекала речка Усолка (Солониха) (не там, где сейчас) и впадала в быструю Вычегду. Гидрология местности определила историческую планировку города, поделив его на «стороны» или «концы» (позднее «слободы», то есть районы), которые хотя и были связаны между собой мостами, всё же такая «разделённость» не могла не отразиться на производстве и хозяйстве, взаимоотношениях местных жителей.

Сольвычегодск долгое время делился на Никольскую и Троицкую стороны (рис. 1). К востоку от Соляного озера и речки Усолки располагались: торговая площадь и административные постройки (присутственные места, двор воеводы), посадские дворы. В конце XVIII в. в этой части города было сосредоточено 7 приходских церквей.[1] В северной части Троицкой стороны, на окраине поселения были древний Борисоглебский*, а позднее и Введенский монастыри. На мысу между Усолкой, Соляным озером и низиной к югу от него** расположились дворы Строгановых, Благовещенский собор, вероятно, исходя из названия, Никольская церковь (встречается как один из 9 приделов Благовещенского собора[2]), в XVII в. женский Сретенский монастырь. Район к западу от озера, судя по всему, был застроен солеварнями, хотя материальных подтверждений этому по-прежнему нет.

Позднее, когда крупное солеварение было свёрнуто, некогда промышленные территории оказались заселены, город был разделён на слободы: Красная горка, Афанасьевская слобода, Старое Красавино, Грезд, Железный Борок, Овёнка.[3]

В соответствии с таким делением создавались приходы, строились приходские церкви, вначале деревянные, а позднее на их месте складывали из кирпича обновлённые храмы, менее подверженные разрушению многочисленными пожарами. Ранний местный историк А.И. Соскин в 6-й главе «Истории города Соли Вычегодской…», ссылаясь на документ 1567 г., перечисляет деревянные приходские храмы того времени, то есть расцвета солеварения:

1. Троицкая; 2. Воскресенская; 3. Никольская; 4. Афонасьевская 5. Борисоглебская; 6. Климантовская; 7. Фроловская; 8. Успенская.[4]

Период широкого каменного строительства пришёлся на XVIII век. Это время больших перемен в стране, усложнения государственного устройства, начавшегося с преобразований первого Российского императора Петра Алексеевича Романова. Изменения коснулись и церкви. В стране был упразднён патриархат и создан специальный орган, ведающий делами Русской церкви с 1721 вплоть до 1917 года – Святейший синод. Исследователям ещё предстоит выявить предметную связь этих двух явлений – каменного строительства и создания синода. Наметим лишь очевидную тенденцию (рис. 2).

Вот хронология строительства Сольвычегодских храмов из кирпича (в т.ч. приходских) в XVIII в., сохранившихся до ХХ в. Указаны годы основания храмов.

1. Воскресенская церковь 1747 г.

2. Крестовоздвиженская церковь 1750 г.

3. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (Знаменская церковь) 1753 г.

4. Церковь во имя Всех святых (Всесвятская кладбищенская) 1754 г.

5. Борисоглебская церковь 1757 г.

6. Церковь Владимирской Богоматери (Афонасьевская) 1758 г.

7. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Успенская церковь) 1764 г.

8. Церковь Рождества Богородицы 1768 г.

9. Церковь Преображения Господня 1777 г.

 

Назовём также самые ранние кирпичные постройки для полноты картины:

- Благовещенский собор 1560 г.,

- Введенский собор 1688 г.,

- Спасо-Обыденная церковь 1691 г.

Соскин упоминает ещё Козмо-и-Домиановскую каменную церковь, но не называет Всесвятскую.[5]

Обращает на себя внимание эпизодичность строительства и сопутствующего накопления практического опыта и мастерства. Можно без труда выделить три основные этапа в истории города, когда строители под руководством главного архитектора проходили все этапы возведения каменных (кирпичных) храмов (подготовку строительной площадки, заготовку необходимых материалов и инструментов, укрепление фундамента, выкладку венец за венцом тела храма до самой кровли с установкой луковки и креста): а) время строительства Благовещенского собора (24 года от начала строительства до освящения: 1560-1583/4), б) Введенского собора, а следом и Спасо-Обыденной церкви, в) период самых многочисленных построек середины XVIII в. (9 храмов за 30 лет, то есть за одно поколение). Надо полагать, в ту пору только ленивый мог не разбираться в строительстве. Налицо отменный маркер для исследований, посвящённых кадровым вопросам. Об архитектурных характеристиках Благовещенского, Введенского и других храмов написано много и ещё напишут немало. Мы же зафиксируем своё внимание на прагматичной и первостепенной стороне вопроса.

Итак, чтобы построить кирпичный храм, не обойтись без следующего:

а) Фундаментные валуны;

б) Кирпичный завод;

в) Известь в большом количестве;

г) Кузница;

д) Стекло для окон.

Валуны для фундаментов собирались со всей Соли Вычегодской округи и ближайших к городу волостей.[6] Волокушами или телегами они доставлялись к месту строительства. Хотя крупные булыжники могли и привозиться на грузовых судах в качестве балласта. Такая практика известна в г. Архангельске.

Кирпичный завод размещают в местах скопления глины. В Сольвычегодске это пространства у северных границ города (здесь наиболее вероятное, на наш взгляд, место, где археологические исследования могут обнаружить следы кирпичного производства). Глина формуется, полученные параллелепипеды заданных размеров или фигурные кирпичи проходят обжиг в специальной печи. Видя масштабы и продолжительность непрерывных строительных работ, можно прийти к выводам о значительных количествах заготавливаемых материалов.

Из сохранившихся контрактов XIX в. известно, что на реставрацию Благовещенского собора, пострадавшего в пожаре 1819 г., и строительство колокольни не менее 330 000 кирпичей было закуплено у частных лиц в период с 1823 по 1826 гг. по цене в среднем 15 руб. за 1 000 кирпичей.[7] Мещанские семьи Поповы, Швецовы, Куимовы, служитель Введенского монастыря (до 1826 г. Степан Иванов Лупандин, а позже, в 1826 г. его вдова – Марфа), Великоустюгский мещанин Бологов имели свои кирпичные заводы. Экономический крестьянин Василий Неверов и Николай Куимов (сын мещан Александра и Авдотьи Куимовых) воспользовались казённым заводом (или заводами). Также сохранились документы, указывающие на покупку кирпичей Введенским монастырём. В 1827 г. упомянутый мещанин Швецов (Андрей) продал монастырю 2 000 кирпичей за 28 руб.[8] Кроме того, у Соскина (на конец XVIII в.) встречается упоминание трёх мещанских и одного церковного кирпичных заводов.[9] Хотя эти сведения не до конца отражают характер кирпичного производства в интересующий нас период.

Глыбы известняка для строительства Благовещенского собора доставлялись на судах речными путями. По сохранившимся документам XIX в. узнаём, что известь для реставрации собора и строительства колокольни шла из Великоустюгской округи по рекам Сухоне и Северной Двине до устья Вычегды. Подрядчиками выступали крестьяне Великоустюгской округи.[10] Введенский монастырь также закупал известь для разных нужд. Так, в 1847 г. у сольвычегодского мещанина Василия Ильина куплено 10 бочек извести за 10 руб.[11]

Интересная гипотеза о происхождении извести родилась совсем недавно, при разработке мастер-класса по солеварению. В процессе выпаривания воды из источника у Введенского собора оказалось, что в воде содержится большое количество растворённых примесей, насыщенных кальцием, похожих на известь. Лабораторный анализ ещё впереди, однако если предположить, что вода была схожа по составу с водой из нашего (современного) источника, то и примесей получали значительно много. Ведь при огромных масштабах добычи соли, за XVI и XVII столетия ежегодно выпаривали сотни тысяч тонн воды. В переработанной автором этой статьи литературе есть сведения о составе примесей в былые времена – глина, известняк, гипс, «выбрасывавшиеся затем вон».[12] Однако, «вон» могло быть и в специальные ямы для складирования и дальнейшего применения, скажем, в качестве обмазки кирпичей. Считаем, что данная гипотеза имеет право на жизнь.

Тема производства железа в больших количествах в Сольвычегодске – одна из любопытнейших тем. Оно требовалось для обеспечения процесса солеварения (многочисленных цренов, бурового оборудования), при строительстве храмов (для межстенных связей, удерживающих стены от расползания, решёток на окна, кровлю и т.д.), для хозяйственных нужд (топоры, серпы, косы, ножи, гвозди и др.). По сохранившимся документам сер. XVII в. в Сольвычегодске действовало 48 кузниц. Большое количество изделий шло на экспорт по окрестностям, в Сибирь; местные кузнецы вызывались на государеву службу. Дворы кузнецов располагались на Прямой улице, на Ворыпаихе и в других частях посада.[13] В конце XVIII в. действовало 8 кузниц.[14]

Археологические шурфы, заложенные в 2007 г. (И.В. Папин, Сольвычегодский археологический отряд НПЦ «Древности Севера») смогли подкрепить эти сведения вещественными источниками. Шурф № 3 на повороте переулка Узкого (рис. 3. цифра 4) позволил обнаружить многочисленные керамические фрагменты фурмы (поддувала) металлургического горна, а также большое число кусков шлака на глубине 2 м. Звучит логично и убедительно, что на берегу низины, на Никольской (Строгановской) стороне, мы встречаем следы железной индустрии вблизи солеварен. У Аники Строганова были свои кузницы «на полянке за дворами».[15] А «дельная» 1611 г. (сыновья Семёна Андрей и Пётр делили между собой дворовое место отца) содержит упоминание о кузнице с угольницею, наряду с другими хозпостройками.[16] И впрямь место обнаружения данных находок подходит под это описание. Но вот парадокс – вместе с этими находками, на одной глубине археолог обнаружил… 10 копеек 1934 года выпуска. Как они там оказались? На сегодняшний день – загадка, которую позволят решить дальнейшие исследования с документами в архивах, библиотеках, а также новые раскопки в этом районе.

Рис. 4. Керамические фрагменты фурмы (поддувал) металлургического горна и монета, найденные на одной глубине. (И.В. Папин 2007. Шурф 3, пласт 4)

Вопрос об остеклении храмов Сольвычегодска ещё нуждается в отдельном исследовании. Однако среди архивных документов уже удалось встретить сведения об изготовлении трёх больших и одной полуциркулярной оконниц со стёклами и починке оконниц на Введенском соборе «в осмирикахъ» устюгским мещанином Александром Азовым за 27 руб.; большой оконницы со стёклами для винного погреба при Введенском же монастыре мещанином Стефаном Фроловым за 6 руб. в 1827 г. Фролов также встречается и в других договорах, связанных с работами по остеклению.[17] Безусловно, такая информация не отвечает на поставленный вопрос о местах изготовления стёкол и способах доставки (если привозные), однако, даёт иные ценные подробности.

Таким образом, в данной статье нами были рассмотрены вопросы об особенностях расселения, тенденциях строительства кирпичных сооружений по территории города в прежние века, источниках строительных материалов, а также поставлены задачи для дальнейшего исследовательского поиска. А именно: особенности взаимоотношений групп людей, проживавших в разделённых водоёмами районах города в исторической ретроспективе; предметный характер организации строительного процесса храмов в разные века и связанных с ним производств (кирпичных заводов, кузниц); «кадрового потенциала» трудящихся, а также особенности добычи валунов, извести, стекла в достаточном количестве.

Как видно, интересных задач и вопросов много, а это широкое поле исследовательского поиска, которое всегда ждёт своего «возделывателя», то есть всех интересующихся историей и готовых серьёзно заниматься решением главного на наш взгляд вопроса: «Как жить дальше, максимально применяя опыт прошлых поколений?»

 

 

Научный сотрудник СИХМ Павел Зарайченко.


[1] Соскин А.И. История города Соли Вычегодской // Подгот. текста А.Н. Власов. Отв. ред. А.А. Амосов. Сыктывкарский гос. ун-т. Сыктывкар. 1997. С. 145.

* Вопрос о времени появлении Борисоглебского монастыря по-прежнему открыт. Возможно, он возник раньше самого поселения и занимался солеварением как другие монастыри (напр. Соловецкий мон.).

** Характер возникновения низины вызывает сомнения. Возможно, это остатки рва, возникшего при строительстве крепости 1602 г., а возможно она имеет природное происхождение.

[2] Попов В. Сольвычегодская старина // Сольвычегодская старина. Материалы и исследования к 500- летию г. Сольвычегодска под ред. А.Н. Власова. – Сыктывкар, 1994. С. 73.

[3] Ешкилев В.А. Сольвычегодск и памятники его былой культуры // Историко-культурный очерк. Великий Устюг. 1926. С. 15.

[4] Переписная и окладная книга сольвычегодским посадским домам и в них хозяевам за 1567 г. Соскин А.И. История города Соли Вычегодской // Подгот. текста А.Н. Власов. Отв. ред. А.А. Амосов. Сыктывкарский гос. ун-т. Сыктывкар. 1997. С. 82.

[5] Соскин А.И. История города Соли Вычегодской // Подгот. текста А.Н. Власов. Отв. ред. А.А. Амосов. Сыктывкарский гос. ун-т. Сыктывкар. 1997. С. 145.

[6] Соскин А.И. История города Соли Вычегодской // Подгот. текста А.Н. Власов. Отв. ред. А.А. Амосов. Сыктывкарский гос. ун-т. Сыктывкар. 1997. С. 70.

[7] Архив СИХМ. Ф. 1. Оп. 13. Дд: 11, 12, 17, 18, 19, 22, 23, 24, 26, 27.

[8] ГААО (Архангельск) Ф. 1123. Оп. 1. Д. 84. Л. 8 об.

[9] Соскин А.И. История города Соли Вычегодской // Подгот. текста А.Н. Власов. Отв. ред. А.А. Амосов. Сыктывкарский гос. ун-т. Сыктывкар. 1997. С. 145.

[10] Архив СИХМ. Ф. 1. Оп. 13. Дд. 1, 7, 14, 21, 25.

[11] ГААО (Архангельск) Ф. 1123. Оп. 1. Д. 150. Л. 6.

[12] Введенский А.А. Дом Строгановых в XVI – XVII веках // Москва. Изд. соц-эконом. литературы. 1962. С. 172.

[13] Овсянников О.В. Вычегодские кузнецы / Сольвычегодск. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1973. С. 49-51.

[14] Соскин А.И. История города Соли Вычегодской // Подгот. текста А.Н. Власов. Отв. ред. А.А. Амосов. Сыктывкарский гос. ун-т. Сыктывкар. 1997. С. 145.

[15] Черных М.В. Строгановский железоделательный промысле в Сольвычегодске. Сольвычегодский историко-художественный музей. 2017. С. 3.

[16] Овсянников О.В. Сольвычегодск. Архангельск: Сев-Западное книжное издательство, 1973. С. 56

[17] ГААО (Архангельск) Ф. 1123. Оп. 1. Д. 84. Л. 7.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: