ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Смена роли регионов в экономике страны, структурная неоднородность пространства государства в естественно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом аспектах обязывает любое мероприятие внутренней (а иногда и внешней) политики осуществлять с учетом интересов регионов. В последнее время возникла потребность применения новых подходов к организации государственного и муниципального управления, четкого разграничения полномочий общегосударственных и местных органов власти, определения направлений трансформации регионального управления.
Реформирование системы государственного и муниципального управления столкнулись с серьезными проблемами: неэффективность основных государственных институтов, низкий уровень управленческой культуры и политической конфронтации общества. Именно через местное самоуправление можно приблизиться к новой модели управления, которая станет близкой к потребностям запросов людей, обеспечивая реализацию физическими и юридическими лицами своих прав законных интересов путем.
Степень научной разработанности. К настоящему моменту накоплен обширный массив зарубежных и отечественных исследований по проблемам государственного и муниципального управления. Анализу различных процессов и сторон становления и развития современной системы государственного управления служб посвящены работы Игнатова В.Г.[1], Кайля Я.Я.[2], Подсумковой А.А.[3], Иванова В.В.[4], Митина А.Н.[5] и др.
Целью исследования является исследования современных подходов государственного и муниципального управления.
Основными задачами работы являются:
|
- изучить особенности современных подходов управления;
- рассмотреть методы и принципы государственного и муниципального управления;
- проанализировать организационную структуру управления Администрации городского округа г. Нефтекамск;
- охарактеризовать систему и методы управления Администрации городского округа г. Нефтекамск.
Объектом исследования является государственное и муниципальное управление.
Предметом исследования служат подходы государственного и муниципального управления.
Информационной базой исследования является учебная, монографическая отечественная и зарубежная литература по изучению вопросов государственной и муниципальной службы, анализа и совершенствования работы структуры управления; материалы и рекомендации научно-практических конференций и семинаров, посвященных проблемам государственного управления, периодическая печать, нормативные акты.
Методология и методы исследования. В данной работе использованы методы индукции, дедукции и сравнения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
Особенности современных подходов управления
Современная теория государственного управления использует следующие подходы к определению сущности государственного управления:
– государственное управление как практическое регулирующее и упорядочивающее влияние государства на общественную жизнь и деятельность государства через систему своих органов и должностных лиц для эффективной организации общественных отношений с использованием методов принуждения;
|
– государственное правление как деятельность государственного аппарата по упорядочению общественных отношений, управлению обществом и собственно деятельностью государственного механизма;
– государственное управление как практическую упорядочивающую деятельность государства, реализуемую на основе закона и во исполнение закона, опосредующую непрерывное осуществление исполнительно-распорядительных функций государственным аппаратом;
– государственное управление как упорядочивающее распорядительное воздействие государственных органов, реализуемое на основании и во исполнение закона и выражающееся в повседневной реализации своих полномочий государственными органами и должностными лицами[6].
Государственная управленческая деятельность реализуется по следующим направлениям:
– управление обществом – предполагает реализацию функций социального управления посредством воздействия на общественные отношения;
– управление государством – предполагает непосредственную реализацию государством исполнительной, законодательной, судебной функций публичной власти;
– конкретно государственное управление – предполагает деятельность исполнительных органов власти по реализации своих полномочий[7].
Разработка разных юридических подходов к исследованию понятия государственного управления позволяет выделить следующие признаки рассматриваемого явления.
Непосредственным субъектом управляющего воздействия выступает государство в лице государственных органов и должностных лиц, реализующих властные полномочия. В демократическом государстве деятельность государственного аппарата реализуется на основе волеизъявления большинства граждан. Государственные органы формируются демократическим путем – посредством выборов, действуют институты гражданского общества, инструменты общественного контроля государственного управления. Таким образом, население определенной территории, а также формируемые им институты гражданского общества опосредованно выступают субъектами управленческого воздействия.
|
Объектом государственного управленческого воздействия выступают общество, общественные отношения, государство государственный механизм, органы публичной власти и государственные служащие. Так, в демократическом государстве государственное управленческое воздействие реализуется на основании и во исполнение закона, принятого демократическим путем. Такие законы регулируют общественные отношения в важнейших сферах жизни общества, в том числе в сфере государственного управления, ими определяется структура государственных органов и их полномочия, требования к должностям государственной и муниципальной службы.
Рассматриваемый вид социального управления характеризуется как организующее, упорядочивающее, регулирующее воздействие на общественные отношения, при этом основанием и ориентиром для такого управленческого воздействия выступают законы и принятые в соответствии с ними подзаконные нормативно-правовые акты.