Методы и принципы государственного и муниципального управления




 

Принципы государственного управления – это, как правило, законодательно закрепленные, базовые положения, в соответствии с которыми формируется и функционирует система государственного управления.

Основные принципы системы государственно­го управления:

Принцип разделения властей предполагает разделе­ние единоличной государственной власти на три сферы: законодатель­ную, исполнительную и судебную. Система сдержек и противовесов способствует формированию сбалансированной политической системы.

Принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание ус­ловий равномерного распределения властных функций всей вертикали управления по различным территориальным уровням.

Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти. Передача полномочий на более высокий уровень управления в соответствии с этим принципом может быть осуществ­лена только при условии невозможности их исполнения на низшем уровне.

Принцип субсидиарности имеет два измерения: вертикальное и го­ризонтальное. Вертикальное измерение включает распределение властных полномочий между уровнями власти в направлении от ме­стной власти к государственной. Горизонтальное измерение охватывает процедуру распределения полномочий меж­ду ветвями власти на федеральном, региональном или местном уров­нях. В соот­ветствии с принципом субсидиарности власть должна быть разделена между властными структурами главным образом в связи с сокра­щением дистанции между властью и представляющим ее населени­ем[8].

Принцип суверенности предполагает наличие фактической незави­симости как сущностного признака государства. Государственный су­веренитет означает «верховенство и независимость власти, подчинен­ной праву, монополию на принуждение, в рамках государственных правомочий и независимость государства в рамках международного правопорядка».

Принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия населения в принятии решений государственного и муниципального значения: избрании государственных и муници­пальных органов власти, разработке программ территориального раз­вития.

Принцип гомогенности отображает преимущество федерального права перед региональным.

Общие принципы касаются содержания и целей системы государственного управления, среди них выделяют социально-ценностные (гуманизм, демократизм) и социально-функциональ­ные (принцип разделения властей, федерализм, законность). Исполнительно-распорядительная, организационная деятель­ность органов государственной власти и управления строится в соответствии с организационно-технологическими принципами: структурно-целевые (иерар­хия целей государственного управления, последовательность достижения целей); структурно-организационные(единство системы государственного управления, сочетание коллегиаль­ности и единоначалия в деятельности органов государственной власти); структурно-функциональные (закрепление управ­ленческих функций в компетенцию соответствующего госу­дарственного органа).

Методы государственного управления представляют собой способы властного воздействия государства на развитие общественных и государственных дел.

1) Административные методы - нормативные требования государства, обязывающие и субъектов, и объекты государ­ственного управления поступать определенным образом. Они основаны на распорядительстве субъекта управления, их не­выполнение влечет за собой привлечение к различным видам ответственности. Примеры. Каждый работающий гражданин России обязан платить налоги в бюджеты разных уровней, в 20 и 45 лет обме­нять паспорт гражданина Российской Федерации, государство для этого разрабатывает определенные правила, пакет до­кументов и пр.

2) Экономические методы – это способы создания госу­дарством определенных условий, в которых управляемому объекту выгодно поступать так, как того хочет государство. Такие методы базируются на наличии у граждан, организаций и государства материальных интересов, которые определяют их действия. Примеры. Налоговое стимулирование, например, в целях увеличения доли иностранных капиталовложений в российскую экономику практикуется снижение ставки налога на иностранный капитал.

3) Идеологические методы – это целенаправленное мо­ральное и нравственное воздействие государства на сознание людей, пропаганда и агитация со стороны государства. Примеры. Предупреждение Минис­терства здравоохранения и социального развития РФ о вреде курения, обязательно указываемое на каждой пачке сигарет. Социальная реклама, ставшая частью жизни российского общества и направленная на формирование гражданского сознания и законопослушности: «Заплати налоги и спи спокойно»; «Проскочив на красный свет, можно распрощаться с белым» и т.п.; пропаганда здорового образа жизни.

4) Правовые методы - это способы государственного управ­ления, совершаемые в пределах и в соответствии с процедурой, установленной Конституцией, законами и иными право­выми актами, действующими на территории страны. Законодательствование – установление правил наиболее общего характера по важнейшим вопросам общественной жизни, определяющих поведение и деятельность физических, юридических лиц, организаций (любые НПА); управление – администрирование, исполнительно-распорядительная, организационная деятельность ГМ органов, должностных лиц; правосудие – осуществляется судом; контроль или) надзор – инспектирование, проведение проверок соответствия ОГВ, ОМС, ГГС законам, актам вышестоящих органов; Контроль – прямое воздействие на нарушителя, в ряде случаев с применением административных мер. Надзор – реагирование без применения административных мер к нарушителю (органы надзора обращаются к нарушителю с требованием устранить нарушение закона).

5) Неправовые методы. Среди них выделяют две подгруппы организационно-технические, которые совершаются в соответствии с правовыми нормами, но регулируются, и противоправные, которые совершаются в нарушение действующего законодательства[9].

Неправовые (организационно-технические) – учет, анализ данных, прогнозирование, моделирование, планирование работ, организационная деятельность, сбор сведений, подготовка отчетов.

Муниципальное управление – это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов.

Субъектами муниципального управления являются органы местного самоуправления, объектом – муниципальное образование, главной целью – удовлетворение коллективных интересов и потребностей местного сообщества.

Муниципальное управление включает в себя и менеджмент, и маркетинг территории, и стратегическое планирование и координацию деятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования с целью удовлетворения коллективных интересов и потребностей местного сообщества.

Местное самоуправление имеет большое значение для поиска новых моделей управления обществом, формирования новой российской государственности, где пирамида формирования и удовлетворения потребностей принципиально перевернута: не государство определяет то, что нужно местному сообществу и в каком объеме, а само население посылает импульсы-требования к местной власти, а она, в свою очередь, – государству. Суть в том, что полномочия по определенным предметам ведения должны исполняться на максимально приближенном к населению уровне власти, где может быть достигнута относительная замкнутость цикла оказания услуг. Поэтому именно местное самоуправление, являясь властью местного сообщества, может реализовать эту идею, в силу знания местных условий, интересов совместного проживания и хозяйствования, а также подконтрольности его органов власти населению.

Являясь властью специфической, производной от государственной, местное самоуправление имеет два вида полномочий: собственные и переданные государством. В то же время содержание управленческой деятельности органов местного самоуправления имеет двойственную природу. Она включает в себя как вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами разных форм собственности, действующими на территории муниципального образования, так и регулирование хозяйственных отношений для муниципальных предприятий, учреждений и организаций[10].

В основе управленческой деятельности органов местного самоуправления лежит удовлетворение или реализация общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества. Поэтому основным видом деятельности органов местного самоуправления является подчинение деятельности предприятий, организаций и учреждений муниципальной и иных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных (всеобщих) интересов граждан. Чем богаче и благополучнее будут эти хозяйствующие субъекты, тем полнее будет местный бюджет, а отсюда – наиболее полно будут удовлетворяться нужды местного населения. При этом целью органов местного самоуправления является не только координация (регламентация) хозяйственной деятельности этих субъектов, но и создание благоприятных условий, в которых она протекает.

Основная цель муниципального управления – повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования». Для этого муниципальное управление решает следующие задачи:

– создает социальную инфраструктуру;

– стабилизирует экономику;

– регулирует социально-экономические процессы;

– развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи;

– поддерживает экологическую обстановку;

– сохраняет единое экономическое пространство[11].

Для решения этих задач формируется система муниципального управления, которая: контролирует использование природных ресурсов муниципального образования; охраняет природу; осуществляет санитарный надзор; содержит жилищно-коммунальное хозяйство; создает социальную инфраструктуру; сохраняет памятники; обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения; обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность и т.

Методы управления – это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых объект управления направляется на достижение своих целей.

Методы муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, учитывают достигнутый научно-технический уровень, социальные. правовые и психологические отношения в процессе управления. Методы муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно дополняя друг друга. Их совокупность образует целостную систему методов муниципального управления.

Существуют следующие группы методов:

– экономические;

– административно-распорядительные и правовые;

– социально-психологические[12].

Каждая группа методов обладает определенным характером воздействия на объект управления. Искусство управления заключается в овладении этими методами, в правильном их выборе и сочетании, умении применить на практике.

Экономические методы управления – это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов – создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Эти методы призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий (организаций), местного сообщества и конкретного жителя.

Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную политику, налоговую политику, кредитную политику и др. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.

В прошлом в условиях необоснованного широкого применения административных методов нередко на высоких уровнях управления принимались решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих звеньев управления. В результате замедлялся процесс принятия решений и не обеспечивалась требуемая оперативность управления, снижались его компетентность и качество.

Использование системы экономических методов на государственных предприятиях даст должный эффект только в том случае, если прибыльность ведения хозяйства будет охватывать все звенья организационной структуры управления, образуя замкнутую систему с распределением материальной ответственности между всеми ее звеньями.

Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления.

Исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) осуществляет свои функции двумя способами правовыми и организационными. Правовой способ предполагает принятие нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию исполнительных органов местного самоуправления. Организационный способ предполагает организацию работ по выполнению решений представительного органа местного самоуправления, собственных решений, а также законов и других нормативных правовых актов федеральных и региональных органов государственной власти[13].

Административно-распорядительные и правовые методы представляют собой совокупность средств юридических (правового и административного) воздействия на отношения людей. Осуществление этих методов гарантируется действующей системой федеральных и региональных законов, нормативных актов местного самоуправления. Юридическое воздействие заключается в применении правовых норм, регулирующих связи и отношения, возникающие в процессе управления.

Правовые нормы выражаются в различных законодательных актах, положениях, инструкциях, приказах и распоряжениях. Применение правовых норм предполагает использование санкций, которые подразделяются на: дисциплинарные, материальные, административные и уголовно-правовые.

Административные методы предполагают организационное и распорядительное воздействие. Организационное воздействие выражается в четком распределении функций управления, установлении прав и обязанностей работников управления, регламентации основных процедур управленческой деятельности. В основе организационных воздействий лежат: организационное регламентирование и организационное нормирование. Организационное регламентирование устанавливает правила, обязательные для выполнения, и определяет содержание и порядок управленческой деятельности в соответствии с правовыми нормами и инструктивными материалами.

Организационное нормирование заключается в разработке нормативов и норм; численности управленческого персонала и управляемости, затрат труда в сфере управления и длительности управленческих операций и процедур, расходов материалов и других расходов. Устав, положения, регламент, должностные инструкции, распределение прав и обязанностей, организационные структуры создают базу для распорядительной деятельности, т.е. для установления конкретных заданий и контроля их исполнения. Распорядительное воздействие осуществляется в процессе функционирования муниципального образования и направлено на обеспечение слаженной работы, аппарата управления, на поддержание всей инфраструктуры в заданном режиме работы или перевод ее в более совершенное состояние[14].

Способы и приёмы воздействий, основанные на использовании социальной психологии, называются социально-психологическими методами управления. В этом управлении используются две группы методов, учитывающих человеческий фактор: социологические и психологические. Социологические методы управления реализуют закономерности функционирования и развития коллективов и сообщества.

К этой группе относятся следующие методы:

– методы управления социально-массовыми процессами;

– методы управления группами;

– методы управления групповыми явлениями и процессами;

– методы социального нормирования;

– методы ролевых изменений[15].

Таким образом, методы муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, учитывают достигнутый научно-технический уровень, социальные. правовые и психологические отношения в процессе управления. Методы муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно дополняя друг друга.

 

 


 

2 ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ В АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. НЕФТЕКАМСК

2.1 Анализ организационной структуры управления Администрации городского округа г. Нефтекамск

 

Для организационной структуры управления администрации ГО г. Нефтекамск характерна командно-бюрократический централизм как в товарном, отраслевом (ведомственном), так и территориальном (филиальном) управлении; недостаточная гибкость и восприимчивость к изменениям, вызванным научно-техническим и социальным прогрессом; затратный принцип мотивации экономического и социального развития, при котором поощрялись не конечные результаты, а освоенные суммы затрат.

Организационная структура Администрации городского округа г. Нефтекамск представлена на рисунке 1.

Глава администрации
Заместитель главы Администрации по финансовым вопросам  
Заместитель главы администрации по строительству, ЖКХ и экономике
Заместитель главы администрации по социальным вопросам и кадрам
Главный архитектор
Юридический отдел
Сектор по мобилизационной работе и делам ГО и ЧС
Сектор жизнеобеспечения и строительства  
Комиссия по делам несовершеннолетних и защиты их прав
Заместитель главы Администрации-начальник отдела сельского хозяйства  
Отдел опеки и попечительства
Отдел образования  
Комитет по физической культуре
Экономический отдел
Отдел муниципальной службы и кадровой работы
Финансово-хозяйственный отдел
Сектор по информационно-аналитической работе
Военно-учетный стол
Отдел по организационной работе и делопроизводству
2 2/TvWU7luNqnmTflZrIDOxsfeocSFvMEmMHG6R5bCYeP3dMaWIgKtRocGglXE2BT3d+VqtDugntz rmPLKARDoSR0MY4F56HpjFVh7kaD9Pty3qpIp2+59upC4XbgaZKsuFU9UkOnRrPtTPNdn6yE1U+d zd4/9Qz3192bb+xSbw9LKR8fptcXYNFM8QbDnz6pQ0VOR3dCHdggQeRpTqiETKxpAxG5SDNgRwnP CyGAVyX/v6H6BQAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAA AAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAA AAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAL9+QEU6AgAAXAQAAA4AAAAA AAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAOpo+MPgAAAACwEAAA8A AAAAAAAAAAAAAAAAlAQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAAChBQAAAAA= ">
Архивный отдел
Управляющий делами  

 

 


Рисунок 1 – Организационная структура Администрации городского округа г. Нефтекамск

Администрация наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

Рассмотрим задачи, функции и полномочия отделов.

1) финансово-бюджетный отдел:

– осуществление управления финансовыми ресурсами и обеспечение составления и исполнения бюджета ГО г. Нефтекамск РБ;

– организация бухгалтерского учета исполнения сметы доходов и расходов администрации.

Финансово-бюджетный отдел вправе осуществлять взаимодействие с территориальными органами (подразделениями) федеральных и республиканских органов исполнительной власти, привлекать специалистов органов местного самоуправления ГО г. Нефтекамск РБ для решения вопросов, относящихся к сфере деятельности отдела.

2) отдел по учету и распределению жилья:

– ведение в установленном порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемые по договорам социального найма;

– подготовка проектов постановлений главы адми



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: