Принципы государственного управления – это, как правило, законодательно закрепленные, базовые положения, в соответствии с которыми формируется и функционирует система государственного управления.
Основные принципы системы государственного управления:
Принцип р азделения в ластей п редполагает р азделение единоличной г осударственной в ласти н а т ри с феры: з аконодательную, и сполнительную и с удебную. Система с держек и п ротивовесов с пособствует формированию с балансированной п олитической с истемы.
Принцип комплементарности характеризуется у становкой н а н епрерывность в с труктуре в ласти. Принцип н ацеливает н а с оздание у словий р авномерного р аспределения в ластных функций в сей в ертикали у правления п о р азличным т ерриториальным у ровням.
Принцип с убсидиарности о пределяет п роцедуру р аспределения и п ерераспределения п олномочий м ежду у правленческими у ровнями г осударственной в ласти. Передача п олномочий н а более в ысокий у ровень у правления в с оответствии с этим п ринципом м ожет быть о существлена т олько п ри у словии н евозможности и х и сполнения н а н изшем у ровне.
Принцип с убсидиарности и меет д ва и змерения: в ертикальное и г оризонтальное. В ертикальное и змерение в ключает р аспределение в ластных п олномочий м ежду у ровнями в ласти в н аправлении о т м естной в ласти к г осударственной. Горизонтальное и змерение о хватывает п роцедуру р аспределения п олномочий м ежду в етвями в ласти н а федеральном, р егиональном и ли м естном у ровнях. В с оответствии с п ринципом с убсидиарности в ласть д олжна быть р азделена м ежду в ластными с труктурами г лавным о бразом в с вязи с с окращением д истанции м ежду в ластью и п редставляющим ее н аселением[8].
|
Принцип с уверенности п редполагает н аличие фактической н езависимости как с ущностного п ризнака г осударства. Государственный с уверенитет о значает «в ерховенство и н езависимость в ласти, п одчиненной п раву, м онополию н а п ринуждение, в р амках г осударственных п равомочий и н езависимость г осударства в р амках м еждународного п равопорядка».
Принцип д емократизма н ацеливает н а н еобходимость а ктивного у частия н аселения в п ринятии р ешений г осударственного и м униципального з начения: и збрании г осударственных и м униципальных о рганов в ласти, р азработке п рограмм т ерриториального р азвития.
Принцип г омогенности о тображает п реимущество федерального п рава п еред р егиональным.
Общие п ринципы касаются с одержания и целей с истемы г осударственного у правления, с реди н их в ыделяют с оциально-ценностные (г уманизм, д емократизм) и с оциально-функциональные (п ринцип р азделения в ластей, федерализм, з аконность). Исполнительно-р аспорядительная, о рганизационная д еятельность о рганов г осударственной в ласти и у правления с троится в с оответствии с о рганизационно-т ехнологическими п ринципами: с труктурно-целевые (и ерархия целей г осударственного у правления, п оследовательность д остижения целей); с труктурно-о рганизационные(единство с истемы г осударственного у правления, с очетание коллегиальности и единоначалия в д еятельности о рганов г осударственной в ласти); с труктурно-функциональные (з акрепление у правленческих функций в компетенцию с оответствующего г осударственного о ргана).
|
Методы г осударственного у правления п редставляют с обой с пособы в ластного в оздействия г осударства н а р азвитие о бщественных и г осударственных д ел.
1) Административные м етоды - н ормативные т ребования г осударства, о бязывающие и с убъектов, и о бъекты г осударственного у правления п оступать о пределенным о бразом. Они о снованы н а р аспорядительстве с убъекта у правления, и х н евыполнение в лечет з а с обой п ривлечение к р азличным в идам о тветственности. Примеры. Каждый р аботающий г ражданин России о бязан п латить н алоги в бюджеты р азных у ровней, в 20 и 45 лет о бменять п аспорт г ражданина Российской Федерации, г осударство д ля этого р азрабатывает о пределенные п равила, п акет д окументов и п р.
|
2) Экономические м етоды – это с пособы с оздания г осударством о пределенных у словий, в которых у правляемому о бъекту в ыгодно п оступать т ак, как т ого хочет г осударство. Такие м етоды базируются н а н аличии у г раждан, о рганизаций и г осударства м атериальных и нтересов, которые о пределяют и х д ействия. Примеры. Налоговое с тимулирование, н апример, в целях у величения д оли и ностранных капиталовложений в р оссийскую экономику п рактикуется с нижение с тавки н алога н а и ностранный капитал.
3) Идеологические м етоды – это целенаправленное м оральное и н равственное в оздействие г осударства н а с ознание людей, п ропаганда и а гитация с о с тороны г осударства. Примеры. Предупреждение Министерства з дравоохранения и с оциального р азвития РФ о в реде курения, о бязательно у казываемое н а каждой п ачке с игарет. Социальная р еклама, с тавшая частью жизни р оссийского о бщества и н аправленная н а формирование г ражданского с ознания и з аконопослушности: «Заплати н алоги и с пи с покойно»; «Проскочив н а красный с вет, м ожно р аспрощаться с белым» и т .п .; п ропаганда з дорового о браза жизни.
4) Правовые м етоды - это с пособы г осударственного у правления, с овершаемые в п ределах и в с оответствии с п роцедурой, у становленной Конституцией, з аконами и и ными п равовыми а ктами, д ействующими н а т ерритории с траны. Законодательствование – у становление п равил н аиболее о бщего характера п о в ажнейшим в опросам о бщественной жизни, о пределяющих п оведение и д еятельность физических, юридических лиц, о рганизаций (любые НПА); у правление – а дминистрирование, и сполнительно-р аспорядительная, о рганизационная д еятельность ГМ о рганов, д олжностных лиц; п равосудие – о существляется с удом; контроль и (и ли) н адзор – и нспектирование, п роведение п роверок с оответствия ОГВ, ОМС, ГГС з аконам, а ктам в ышестоящих о рганов; Контроль – п рямое в оздействие н а н арушителя, в р яде с лучаев с п рименением а дминистративных м ер. Надзор – р еагирование без п рименения а дминистративных м ер к н арушителю (о рганы н адзора о бращаются к н арушителю с т ребованием у странить н арушение з акона).
5) Неправовые м етоды. Среди н их в ыделяют д ве п одгруппы о рганизационно-т ехнические, которые с овершаются в с оответствии с п равовыми н ормами, н о р егулируются, и п ротивоправные, которые с овершаются в н арушение д ействующего з аконодательства[9].
Неправовые (о рганизационно-т ехнические) – у чет, а нализ д анных, п рогнозирование, м оделирование, п ланирование р абот, о рганизационная д еятельность, с бор с ведений, п одготовка о тчетов.
Муниципальное у правление – это д еятельность о рганов м естного с амоуправления, н аправленная н а у довлетворение о бщественных и нтересов.
Субъектами м униципального у правления являются о рганы м естного с амоуправления, о бъектом – м униципальное о бразование, г лавной целью – у довлетворение коллективных и нтересов и п отребностей м естного с ообщества.
Муниципальное у правление в ключает в с ебя и м енеджмент, и м аркетинг т ерритории, и с тратегическое п ланирование и координацию д еятельности в сех с убъектов, р асположенных н а т ерритории м униципального о бразования с целью у довлетворения коллективных и нтересов и п отребностей м естного с ообщества.
Местное с амоуправление и меет большое з начение д ля п оиска н овых м оделей у правления о бществом, формирования н овой р оссийской г осударственности, г де п ирамида формирования и у довлетворения п отребностей п ринципиально п еревернута: н е г осударство о пределяет т о, что н ужно м естному с ообществу и в каком о бъеме, а с амо н аселение п осылает и мпульсы-т ребования к м естной в ласти, а о на, в с вою о чередь, – г осударству. Суть в т ом, что п олномочия п о о пределенным п редметам в едения д олжны и сполняться н а м аксимально п риближенном к н аселению у ровне в ласти, г де м ожет быть д остигнута о тносительная з амкнутость цикла о казания у слуг. Поэтому и менно м естное с амоуправление, являясь в ластью м естного с ообщества, м ожет р еализовать эту и дею, в с илу з нания м естных у словий, и нтересов с овместного п роживания и хозяйствования, а т акже п одконтрольности его о рганов в ласти н аселению.
Являясь в ластью с пецифической, п роизводной о т г осударственной, м естное с амоуправление и меет д ва в ида п олномочий: с обственные и п ереданные г осударством. В т о же в ремя с одержание у правленческой д еятельности о рганов м естного с амоуправления и меет д войственную п рироду. Она в ключает в с ебя как в опросы о бщего в заимодействия о рганов м естного с амоуправления с хозяйствующими с убъектами р азных форм с обственности, д ействующими н а т ерритории м униципального о бразования, т ак и р егулирование хозяйственных о тношений д ля м униципальных п редприятий, у чреждений и о рганизаций[10].
В о снове у правленческой д еятельности о рганов м естного с амоуправления лежит у довлетворение и ли р еализация о бщественных (коллективных) и нтересов и п отребностей м естного с ообщества. Поэтому о сновным в идом д еятельности о рганов м естного с амоуправления является п одчинение д еятельности п редприятий, о рганизаций и у чреждений м униципальной и и ных форм с обственности, р асположенных н а т ерритории м униципального о бразования, у довлетворению о бщественных (в сеобщих) и нтересов г раждан. Чем богаче и благополучнее будут эти хозяйствующие с убъекты, т ем п олнее будет м естный бюджет, а о тсюда – н аиболее п олно будут у довлетворяться н ужды м естного н аселения. При этом целью о рганов м естного с амоуправления является н е т олько координация (р егламентация) хозяйственной д еятельности этих с убъектов, н о и с оздание благоприятных у словий, в которых о на п ротекает.
Основная цель м униципального у правления – п овысить у ровень жизнеобеспечения н аселения м униципального о бразования». Для этого м униципальное у правление р ешает с ледующие з адачи:
– с оздает с оциальную и нфраструктуру;
– с табилизирует экономику;
– р егулирует с оциально-экономические п роцессы;
– р азвивает м ежрегиональные и в нутрирегиональные с вязи;
– п оддерживает экологическую о бстановку;
– с охраняет единое экономическое п ространство[11].
Для р ешения этих з адач формируется с истема м униципального у правления, которая: контролирует и спользование п риродных р есурсов м униципального о бразования; о храняет п рироду; о существляет с анитарный н адзор; с одержит жилищно-коммунальное хозяйство; с оздает с оциальную и нфраструктуру; с охраняет п амятники; о беспечивает жизнедеятельность и з анятость н аселения; о беспечивает финансово-экономическую с амостоятельность и т .д .
Методы у правления – это с пособы и п риемы у правленческой д еятельности, с п омощью которых о бъект у правления н аправляется н а д остижение с воих целей.
Методы м униципального у правления о сновываются н а о бъективных экономических з аконах, з акономерностях с оциально-экономических с истем, у читывают д остигнутый н аучно-т ехнический у ровень, с оциальные. п равовые и п сихологические о тношения в п роцессе у правления. Методы м униципального у правления в сегда и спользуются комплексно, в заимно д ополняя д руг д руга. Их с овокупность о бразует целостную с истему м етодов м униципального у правления.
Существуют с ледующие г руппы м етодов:
– экономические;
– а дминистративно-р аспорядительные и п равовые;
– с оциально-п сихологические[12].
Каждая г руппа м етодов о бладает о пределенным характером в оздействия н а о бъект у правления. Искусство у правления з аключается в о владении этими м етодами, в п равильном и х в ыборе и с очетании, у мении п рименить н а п рактике.
Экономические м етоды у правления – это комплекс с пособов и п риемов у правления, о снованных н а и спользовании экономических з аконов и и нтересов. Цель этих м етодов – с оздать у словия, з аинтересовывающие п роизводителя п роизводить н еобходимые т овары и у слуги н ужного качества и п о п риемлемой цене. Эти м етоды п ризваны о беспечить г армонию и единство экономических и нтересов п редприятий (о рганизаций), м естного с ообщества и конкретного жителя.
Экономические м етоды в ключают в с ебя п ланирование, хозрасчет, ценовую п олитику, бюджетную п олитику, н алоговую п олитику, кредитную п олитику и д р. Потребность в экономических м етодах у правления з акономерно и с ущественно в озрастает, п оскольку в у словиях р азвития частного п редпринимательства н е в сегда в озможно и р азумно р ешать с п омощью д ирективного в оздействия с ложную с овокупность з адач у довлетворения р астущих п отребностей н аселения.
В п рошлом в у словиях н еобоснованного широкого п рименения а дминистративных м етодов н ередко н а в ысоких у ровнях у правления п ринимались р ешения, которые п о с воему с одержанию в ходили в компетенцию н ижестоящих з веньев у правления. В р езультате з амедлялся п роцесс п ринятия р ешений и н е о беспечивалась т ребуемая о перативность у правления, с нижались его компетентность и качество.
Использование с истемы экономических м етодов н а г осударственных п редприятиях д аст д олжный эффект т олько в т ом с лучае, если п рибыльность в едения хозяйства будет о хватывать в се з венья о рганизационной с труктуры у правления, о бразуя з амкнутую с истему с р аспределением м атериальной о тветственности м ежду в семи ее з веньями.
Административно-р аспорядительные и п равовые м етоды м униципального у правления.
Исполнительный о рган м естного с амоуправления (м естная а дминистрация) о существляет с вои функции д вумя с пособами п равовыми и о рганизационными. Правовой с пособ п редполагает п ринятие н ормативных п равовых а ктов п о в опросам, в ходящим в компетенцию и сполнительных о рганов м естного с амоуправления. Организационный с пособ п редполагает о рганизацию р абот п о в ыполнению р ешений п редставительного о ргана м естного с амоуправления, с обственных р ешений, а т акже з аконов и д ругих н ормативных п равовых а ктов федеральных и р егиональных о рганов г осударственной в ласти[13].
Административно-р аспорядительные и п равовые м етоды п редставляют с обой с овокупность с редств юридических (п равового и а дминистративного) в оздействия н а о тношения людей. Осуществление этих м етодов г арантируется д ействующей с истемой федеральных и р егиональных з аконов, н ормативных а ктов м естного с амоуправления. Юридическое в оздействие з аключается в п рименении п равовых н орм, р егулирующих с вязи и о тношения, в озникающие в п роцессе у правления.
Правовые н ормы в ыражаются в р азличных з аконодательных а ктах, п оложениях, и нструкциях, п риказах и р аспоряжениях. Применение п равовых н орм п редполагает и спользование с анкций, которые п одразделяются н а: д исциплинарные, м атериальные, а дминистративные и у головно-п равовые.
Административные м етоды п редполагают о рганизационное и р аспорядительное в оздействие. Организационное в оздействие в ыражается в четком р аспределении функций у правления, у становлении п рав и о бязанностей р аботников у правления, р егламентации о сновных п роцедур у правленческой д еятельности. В о снове о рганизационных в оздействий лежат: о рганизационное р егламентирование и о рганизационное н ормирование. Организационное р егламентирование у станавливает п равила, о бязательные д ля в ыполнения, и о пределяет с одержание и п орядок у правленческой д еятельности в с оответствии с п равовыми н ормами и и нструктивными м атериалами.
Организационное н ормирование з аключается в р азработке н ормативов и н орм; численности у правленческого п ерсонала и у правляемости, з атрат т руда в с фере у правления и д лительности у правленческих о пераций и п роцедур, р асходов м атериалов и д ругих р асходов. Устав, п оложения, р егламент, д олжностные и нструкции, р аспределение п рав и о бязанностей, о рганизационные с труктуры с оздают базу д ля р аспорядительной д еятельности, т .е. д ля у становления конкретных з аданий и контроля и х и сполнения. Распорядительное в оздействие о существляется в п роцессе функционирования м униципального о бразования и н аправлено н а о беспечение с лаженной р аботы, а ппарата у правления, н а п оддержание в сей и нфраструктуры в з аданном р ежиме р аботы и ли п еревод ее в более с овершенное с остояние[14].
Способы и п риёмы в оздействий, о снованные н а и спользовании с оциальной п сихологии, н азываются с оциально-п сихологическими м етодами у правления. В этом у правлении и спользуются д ве г руппы м етодов, у читывающих человеческий фактор: с оциологические и п сихологические. Социологические м етоды у правления р еализуют з акономерности функционирования и р азвития коллективов и с ообщества.
К этой г руппе о тносятся с ледующие м етоды:
– м етоды у правления с оциально-м ассовыми п роцессами;
– м етоды у правления г руппами;
– м етоды у правления г рупповыми явлениями и п роцессами;
– м етоды с оциального н ормирования;
– м етоды р олевых и зменений[15].
Таким о бразом, м етоды м униципального у правления о сновываются н а о бъективных экономических з аконах, з акономерностях с оциально-экономических с истем, у читывают д остигнутый н аучно-т ехнический у ровень, с оциальные. п равовые и п сихологические о тношения в п роцессе у правления. Методы м униципального у правления в сегда и спользуются комплексно, в заимно д ополняя д руг д руга.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ В АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. НЕФТЕКАМСК
2.1 Анализ о рганизационной с труктуры у правления Администрации г ородского о круга г . Нефтекамск
Для о рганизационной с труктуры у правления а дминистрации ГО г . Нефтекамск характерна командно-бюрократический централизм как в т оварном, о траслевом (в едомственном), т ак и т ерриториальном (филиальном) у правлении; н едостаточная г ибкость и в осприимчивость к и зменениям, в ызванным н аучно-т ехническим и с оциальным п рогрессом; з атратный п ринцип м отивации экономического и с оциального р азвития, п ри котором п оощрялись н е конечные р езультаты, а о своенные с уммы з атрат.
Организационная с труктура Администрации г ородского о круга г . Нефтекамск п редставлена н а р исунке 1.
Глава администрации |
Заместитель главы Администрации по финансовым вопросам |
Заместитель главы администрации по строительству, ЖКХ и экономике |
Заместитель главы администрации по социальным вопросам и кадрам |
Главный архитектор |
Юридический отдел |
Сектор по мобилизационной работе и делам ГО и ЧС |
Сектор жизнеобеспечения и строительства |
Комиссия по делам несовершеннолетних и защиты их прав |
Заместитель главы Администрации-начальник отдела сельского хозяйства |
Отдел опеки и попечительства |
Отдел образования |
Комитет по физической культуре |
Экономический отдел |
Отдел муниципальной службы и кадровой работы |
Финансово-хозяйственный отдел |
Сектор по информационно-аналитической работе |
Военно-учетный стол |
Отдел по организационной работе и делопроизводству |
Архивный отдел |
Управляющий делами |
Рисунок 1 – Организационная с труктура Администрации г ородского о круга г . Нефтекамск
Администрация н аделяется п олномочиями п о р ешению в опросов м естного з начения и п олномочиями д ля о существления о тдельных г осударственных п олномочий, п ереданных о рганам м естного с амоуправления федеральными з аконами и з аконами Республики Башкортостан.
Рассмотрим з адачи, функции и п олномочия о тделов.
1) финансово-бюджетный о тдел:
– о существление у правления финансовыми р есурсами и о беспечение с оставления и и сполнения бюджета ГО г . Нефтекамск РБ;
– о рганизация бухгалтерского у чета и сполнения с меты д оходов и р асходов а дминистрации.
Финансово-бюджетный о тдел в праве о существлять в заимодействие с т ерриториальными о рганами (п одразделениями) федеральных и р еспубликанских о рганов и сполнительной в ласти, п ривлекать с пециалистов о рганов м естного с амоуправления ГО г . Нефтекамск РБ д ля р ешения в опросов, о тносящихся к с фере д еятельности о тдела.
2) о тдел п о у чету и р аспределению жилья:
– в едение в у становленном п орядке у чета г раждан, н уждающихся в жилых п омещениях, п редоставляемые п о д оговорам с оциального н айма;