Внутренние органы. Печень




ВИДЫКОМПРЕССИИ НАУЧНОГО ТЕКСТА.

ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ.

 

· Цель: прививать студентам коммуникативные умения и навыки, способствующие пониманию, восприятию и продуцированию профессиональных текстов.

· Задачи обучения:

- совершенствовать знания о научном стиле речи;

- учить определять жанры и подстили научного стиля речи;

- учить определять структуру текста, делить его на микротемы;

- учить определять последовательность изложения информации в научных текстах;

- развивать речь посредством употребления в ней терминов по специальности;

- прививать умение логично и последовательно излагать мысли;

- прививать навык постоянного самосовершенствования;

- совершенствовать навык работы в команде

 

· Основные вопросы темы

План, виды планов. Конспект и правила его составления.

Существует несколько видов планов: вопросный, назывной, тезисный.

Вопросный план представляет собой главные вопросы по тексту, соответствующие подтемам текста; каждое новое предлжение начинается с вопросительного слова и заканчивается вопросительным знаком.

Назывной (номинативный) план называет подтемы текста, строится при помощи существительных в виде повествовательного предложения.

Тезисный план представляет собой ответы на главные вопросы по тексту. По структуре тезис соответствует двусоставному повествовательному предложению.

Образцы разных видов планов

Вопросный Назывной Тезисный
· Как личность пишущего отражается на почерке? Отражение личности пишущего на почерке Личность пишущего отражается на почерке.
· Каковы черты характера, присущие представителям разных медицинских специальностей? Черты характера, присущие представителям разных медицинских специальностей. Представителям разных медицинских специальностей присущи различные специфические черты характера.

 

Конспек т – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

1) цитирование основных положений текста;

2) передача основных мыслей текста «своими словами»

3) смешанный вариант.

Все три варианта предполагают использование сокращений. Выбор формы конспекта зависит от объема и характера информации, а также цели конспектирования. Если конспект создается для дальнейшего использования в курсовой или дипломной работе, обычно выбирается первый или смешанный варианты. Если необходимо законспектировать главу учебника или статью для запоминания и устного ответа на экзамене, используется второй.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность работы:

1) проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

2) выделить из абзацев необходимую, с точки зрения поставленной проблемы, информацию, убрав избыточную;

3) записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

 

Тезис

Тезис – элемент доказательства; положение, утверждение, которое автор намерен доказать, защищать.

Тезис – результат компрессии текста; кратко сформулированные основные положения статьи, параграфа, главы, лекции, доклада и т.д.

Первичные тезисы представляют собой краткое изложение содержания публичного выступления (доклада).

Вторичные тезисы пишутся на основе статьи, лекции и т.п. другого автора (ср.: аннотация, реферат, конспект).

Тезисы доклада содержат те же композиционные части, что и сам доклад: вступление, основная часть и заключение.

В тезисах, по сравнению с тезисным планом, представлена более развернутая информация. Тезисы, как и пункты плана, принято нумеровать арабскими цифрами.

В языковом отношении для тезисов характерны безличные предложения, предложения номинативного строя, глаголы с возвратной частицей -ся, краткие страдательные причастия (затрагивались, уделялось, представлена, принято и т.п.).

В научных статьях и тезисах не принято использовать личное местоимение «я». Его следует заменять местоимением 1л. мн. числа «мы» (так называемым «авторским мы»).

Написание реферата

Реферат представляет собой краткое устное или письменное изложение содержания научной работы.

Различают три вида рефератов: информативный, индикативный, реферат-обзор.

Информативный (реферат-конспект) – подробный анализ одного текста-первоисточника. Он отвечает на вопрос: какая основная информация заключена в реферируемом документе, чему автор первоисточника уделяет особое внимание, к каким выводам приходит. В нем используются формулировки, обобщения, цитаты, заимствованные из текста-оригинала. Объем информативного реферата не должен превышать 30% объема первоисточника.

Индикативный реферат (реферат-резюме, или указательный) содержит основные положения одного реферируемого текста без упоминания конкретных данных, но с изложением главных результатов и выводов. Объем индикативного реферата для первоисточников, содержащих до 500 слов, следует определять при условии сокращения оригинала в 3-4 раза.

Реферат-обзор представляет собой единый реферат нескольких научных работ, посвященных одной проблеме. Он содержит либо основные положения реферируемых текстов, либо изложение результатов исследований и выводов. Реферат – обзор включает в себя моменты, характерные как для информативного, так и для индикативного рефератов.

 

ЗАДАНИЯ

Задание 1

ü Прочитайте текст.

Внутренние органы. Печень

В брюшной полости рядом с двенадцатиперстной кишкой расположены две самые крупные железы пищеварительного тракта – печень и поджелудочная железа.

Печень, вес которой у взрослого человека достигает 1500 граммов, занимает пространство под диафрагмой в правом подреберье.

По форме печень напоминает каравай. В ней различают верхнюю и нижнюю поверхности. Печень обильно снабжается кровью. В нее направляются два потока крови. Печеночная артерия приносит кровь для питания ткани органа.

Воротная вена доставляет в печень вещества, которые необходимы для синтеза в ней гликогена, белков, липидов, мочевины, витаминов и гормонов. Печень почти полностью окутана брюшиной, которая переходит в желудок, образуя малый сальник.

Печень, построенная из железистых эпителиальных клеток, функционирует как железа, которая вырабатывает желчь. Собирается и концентрируется желчь в желчном пузыре, а из него поступает в кишечник, когда сразу требуется большое ее количество для переваривания жиров.

Вырабатывая желчь, печень играет важную роль в процессах пищеварения. Выполняет печень и защитную функцию, обезвреживая ядовитые вещества, которые образуются в организме.

Печень называют главной химической лабораторией организма. Почти все вещества, всосавшиеся из пищеварительного тракта в кровь, по воротной вене попадают в печень, где используются для построения сложных, необходимых организму веществ или расщепляются. Оттекающая из печени венозная кровь очищена от ненужных примесей из печеночного депо.

 

ü Определите тему и стилевую принадлежность текста.

ü Найдите в тексте причастные и деепричастные обороты, определите их роль в тексте.

ü Найдите и выпишите из текста отглагольные существительные.

 

Задание 2

ü Прочитайте и перепишите текст. Расставьте знаки препинания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: