Организация как система. Общие черты всех организаций.




Организация представляет собой сознательно координируемое соци­альное образование с определенными границами, имеющее определен­ный набор взаимосвязанных целей. Организация как система представляет собой совокупность взаи­мосвязанных элементов, образующих целостность. Любая организация является открытой системой, так как взаимодействует с внешней сре­дой. В любой организации реализуются три ключевых процесса: полу­чение ресурсов из внешней среды, производство продукта и передача его во внешнюю среду. Основные потоки в организации (на входе системы — поступле­ние материалов, рабочей силы, капитала; на выходе — готовый про­дукт (товары, услуги).

Типология и классификация организаций. Классификация организаций позволяет сгруппировать их по сходным признакам или параметрам для выработки общих ме­тодов анализа хозяйственной деятельности, совершенствования управ­ления и регулирования. Классификация и типология организаций не­обходима также для определения государственной политики по от­ношению к различных типам предприятий (например, налоговая по­литика, кредитная политика, политика государственной поддержки бизнеса и пр.).

Всем формам организаций присущи общие черты: 1) наличие хотя бы одного сотрудника; 2) наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества; 3) получение прибавочного продукта в разных формах (ма­териалы, услуги, информация, духовная пища); 4) преобразование ресурсов в ходе деятельности (финансы, сырье, оборудование, знания, информация).

Классификация организаций проводится по самым разным при­знакам: по размеру, по форме собственности, по источникам фи­нансирования, по признаку формализации, по отношению к

основные признаки классификации ор­ганизаций:

  • по отношению к власти ~ правительственные и неправи­тельственные;
  • по отношению к главной цели — общественные и хозяйст­венные;
  • по отношению к прибыли — коммерческие и некоммерче­ские;
  • по отношению к бюджету — бюджетные и внебюджетные;
  • по форме собственности — государственные, муниципаль­ные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности;
  • по уровню формализации — формальные и неформальные;
  • по отраслевой принадлежности — промышленные, транс­портные, сельскохозяйственные, торговые;
  • по самостоятельности принятия решений — головные, до­черние, зависимые;
  • по размеру и численности членов организации —- крупные, средние, малые.

Организация как система координации поведения людей обеспе­чивает процесс достижения целей. Деятельность участников организа­ции реализуется в рамках структуры и зависит от эффективности уста­новленных связей между ними. Для того чтобы организация эффективно выполняла свои функции по достижению целей, используют мотивацию, стимулирование, власть, лидерство, управление конфлик­тами, организационную культуру и др. Все организации (независимо от …) имеют общие характеристики.

  1. Ресурсы. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и ин­формация. Цели всякой организации (производственной или обслу­живающей) включают преобразование ресурсов.
  2. Зависимость от внешней среды. Одной из самых значимых ха­рактеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна организация не может быть закрытой системой. Организация зависит от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и по­требителей, пользователей результатами ее труда. Внешняя среда включает все силы и институты, с которыми организация сталкивается в своей оперативной или стратегической деятельности: экономические условия, законодательство, систему ценностей в обществе, уровень технологий, конкурентов. Внешняя среда никогда не бывает стабиль­на, поэтому мало знать свою «среду обитания» и природу ее измене­ний, надо уметь реагировать на эти изменения. Внешние факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.
  3. Горизонтальное разделение труда. Очевидной характеристикой для любой организации является разделение труда. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. Горизонтальное разделение направлено на диффе­ренциацию функций. Классический пример горизонтального разделения труда на предприятии: производство, маркетинг, финансы, контроль.
  4. Подразделения. Любая сложная организация состоит из подраз­делений, которые выполняют конкретные задания и добиваются конкретных специфических целей. Такие подразделения часто назы­ваются отделами или службами. Как и целая организация, частью ко­торой они являются, подразделения представляют собой группы лю­дей, деятельность которых сознательно координируется для достиже­ния общей цели.
  5. Вертикальное разделение труда. Работа организации связана с иерархией управления, она разделяется на составляющие части (кто-то должен координировать работу, чтобы она была успешной). Вер­тикальное разделение отделяет координацию как самостоятельную функцию. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления организацией.
  6. Необходимость управления. Цель организации рассматривается как ориентир для направлений потоков связей, полномочий и ответ­ственности. Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вер­тикального разделения, иерархии полномочий и ответственности. По­этому управление является существенно важной деятельностью для любой организации.

Организация любой компании связана с большим количеством разнообразных видов работ. Для нормальной работы любая компания должна: разработать миссию компании;разработать цели и стратегию; распределить функции производства и управления; •распределить задания между работниками; организовать связи и порядок; приобрести или модернизировать технологию производства; наладить систему стимулирования, снабжения, сбыт; организовать производство; контролировать; обучать; информировать; реагировать на изменения.

Необходимо учитывать, что главными элементами любой орга­низации являются люди. Поэтому для достижения поставленных целей "очень важно укомплектовать штат профессионально пригод­ными специалистами и правильно распределить роли.

Общие черты организации

В менеджменте под организацией понимают группу лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и др. факторов ради достижения общей цели. В Украинском законодательстве организации, которые имеют статус юридического лица, называют предприятием или фирмой. Организации бывают формальными и неформальными. Формальные - это группа людей, деятельность которых сознательно планируется и организуется. Неформальные - организации возникают и функционируют спонтанно.

Общими чертами организации являются:

  1. Наличие ресурсов (люди, капитал, материалы, технология и информация).
  2. Зависимость от внешней среды.
  3. Горизонтальное разделение труда.
  4. Вертикальное разделение труда.
  5. Необходимость аппарата управления,
  6. Осуществление конкретных видов деятельности.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: