Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, имеющее определенный набор взаимосвязанных целей. Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность. Любая организация является открытой системой, так как взаимодействует с внешней средой. В любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, производство продукта и передача его во внешнюю среду. Основные потоки в организации (на входе системы — поступление материалов, рабочей силы, капитала; на выходе — готовый продукт (товары, услуги).
Типология и классификация организаций. Классификация организаций позволяет сгруппировать их по сходным признакам или параметрам для выработки общих методов анализа хозяйственной деятельности, совершенствования управления и регулирования. Классификация и типология организаций необходима также для определения государственной политики по отношению к различных типам предприятий (например, налоговая политика, кредитная политика, политика государственной поддержки бизнеса и пр.).
Всем формам организаций присущи общие черты: 1) наличие хотя бы одного сотрудника; 2) наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества; 3) получение прибавочного продукта в разных формах (материалы, услуги, информация, духовная пища); 4) преобразование ресурсов в ходе деятельности (финансы, сырье, оборудование, знания, информация).
Классификация организаций проводится по самым разным признакам: по размеру, по форме собственности, по источникам финансирования, по признаку формализации, по отношению к
основные признаки классификации организаций:
- по отношению к власти ~ правительственные и неправительственные;
- по отношению к главной цели — общественные и хозяйственные;
- по отношению к прибыли — коммерческие и некоммерческие;
- по отношению к бюджету — бюджетные и внебюджетные;
- по форме собственности — государственные, муниципальные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности;
- по уровню формализации — формальные и неформальные;
- по отраслевой принадлежности — промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые;
- по самостоятельности принятия решений — головные, дочерние, зависимые;
- по размеру и численности членов организации —- крупные, средние, малые.
Организация как система координации поведения людей обеспечивает процесс достижения целей. Деятельность участников организации реализуется в рамках структуры и зависит от эффективности установленных связей между ними. Для того чтобы организация эффективно выполняла свои функции по достижению целей, используют мотивацию, стимулирование, власть, лидерство, управление конфликтами, организационную культуру и др. Все организации (независимо от …) имеют общие характеристики.
- Ресурсы. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Цели всякой организации (производственной или обслуживающей) включают преобразование ресурсов.
- Зависимость от внешней среды. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна организация не может быть закрытой системой. Организация зависит от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и потребителей, пользователей результатами ее труда. Внешняя среда включает все силы и институты, с которыми организация сталкивается в своей оперативной или стратегической деятельности: экономические условия, законодательство, систему ценностей в обществе, уровень технологий, конкурентов. Внешняя среда никогда не бывает стабильна, поэтому мало знать свою «среду обитания» и природу ее изменений, надо уметь реагировать на эти изменения. Внешние факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.
- Горизонтальное разделение труда. Очевидной характеристикой для любой организации является разделение труда. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. Горизонтальное разделение направлено на дифференциацию функций. Классический пример горизонтального разделения труда на предприятии: производство, маркетинг, финансы, контроль.
- Подразделения. Любая сложная организация состоит из подразделений, которые выполняют конкретные задания и добиваются конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами. Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
- Вертикальное разделение труда. Работа организации связана с иерархией управления, она разделяется на составляющие части (кто-то должен координировать работу, чтобы она была успешной). Вертикальное разделение отделяет координацию как самостоятельную функцию. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления организацией.
- Необходимость управления. Цель организации рассматривается как ориентир для направлений потоков связей, полномочий и ответственности. Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения, иерархии полномочий и ответственности. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для любой организации.
Организация любой компании связана с большим количеством разнообразных видов работ. Для нормальной работы любая компания должна: разработать миссию компании;разработать цели и стратегию; распределить функции производства и управления; •распределить задания между работниками; организовать связи и порядок; приобрести или модернизировать технологию производства; наладить систему стимулирования, снабжения, сбыт; организовать производство; контролировать; обучать; информировать; реагировать на изменения.
Необходимо учитывать, что главными элементами любой организации являются люди. Поэтому для достижения поставленных целей "очень важно укомплектовать штат профессионально пригодными специалистами и правильно распределить роли.
Общие черты организации
В менеджменте под организацией понимают группу лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и др. факторов ради достижения общей цели. В Украинском законодательстве организации, которые имеют статус юридического лица, называют предприятием или фирмой. Организации бывают формальными и неформальными. Формальные - это группа людей, деятельность которых сознательно планируется и организуется. Неформальные - организации возникают и функционируют спонтанно.
Общими чертами организации являются:
- Наличие ресурсов (люди, капитал, материалы, технология и информация).
- Зависимость от внешней среды.
- Горизонтальное разделение труда.
- Вертикальное разделение труда.
- Необходимость аппарата управления,
- Осуществление конкретных видов деятельности.