Почки
В процессе обмена веществ в тканях и органах накапливаются ненужные и вредные для организма шлаки. Они попадают в кровь а (за) тем вместе с избытком воды выделяются из организма в виде мочи. Образуется моча в (почки) выполняющих функцию очищения крови и поддержания водного и солевого баланса.
Почки главный орган (мочевыделительная) системы. Они распол…жены по бокам позвоночного столба на высоте последнего грудного и трех верхних поясничных позвонков под диафрагмой. Правая почка помещается обычно на 2 – 3 (сантиметр) ниже левой.
Каждая почка имеет бобовидную форму. Длина почки у взрослого человека 10 – 12 (сантиметр) ширина – 5 – 6 (сантиметр) толщина – 3 – 4 (сантиметр). Вес колеблется от 120 до 200 граммов.
Почки очень щедро снабжаются (кровь): за сутки через них прот…кает 600 – 700 (литр) крови!
Образование мочи начинается в почечных тельцах. По соб…рающим протокам она поступает в почечные чашечки а (за) тем в лоханку – основной пр…емник мочи.
От лоханки начина…тся мочеточник - проток по которому моча оттекает в мочевой пузырь. Длина каждого мочеточника в среднем 30 – 35 (сантиметр).
ü Определите тему и стилевую принадлежность текста.
ü Составьте план текста в форме назывных предложений.
Задание 3
ü Прочитайте и перепишите текст. Расставьте знаки препинания.
Запишите слова в скобках в нужной форме, вставьте пропущенные буквы.
Легкие
Человек дышит легкими. К ним ведут воздухоносные пути – носовая полость носоглотка гортань трахея бронхи. Потребность в дыхании… возникает потому что клетки нашего тела не могут существовать без кислород…
Легкие – правое и левое – занимают большую часть грудной полост…. По форме они напоминают две половины усеченного конуса. Словно панцир… защищены они грудной клеткой: сзади позвоночником спереди грудиной с боков ребрами.
Каждое легкое окружено плевральным мешком, а в плевр… нет воздуха. Здесь накапливается лишь жидкость играющая роль смазки она облегчает скольжение легких при дыхательных движениях. Если в плевральную полость проникает воздух (например при ранении грудной клетки), легкое сдавливается и выключается из акта дыхания.
Бронхи которые соединяют легкие с трахеей представляют собой гибкие трубки состоящие из растяжимой соединительной ткан… и хрящевых полуколец. Ветвясь в легких они образуют бронхиальное дерево. Тот участок где главный бронх проникает в глубину легочной ткан… называют воротами легкого. Здесь проходят кровеносные сосуды малого круга кровообращения соединяющие легкие с сердц… а также лимфатические пути и ветви нервов.
Высота легких у мужчин в среднем 27 – 30 (сантиметр) у женщин – 21 – 23 (сантиметр). Правое легкое превосходит по объему левое. Оно разделено на 3 (доля) между тем как в левом легком 2 (доля). Каждое легкое включает в себя 10 (бронхо – легочные сегменты). Хотя сегменты не разделены перегородками они имеют известную самостоятельность: у каждого свой сегментный бронх своя артерия свои нервы.
Сегментный бронх продолжая ветвиться в легочной ткан… дает начало дольковым бронхам. В обоих легких около 1000 (дольки).
Самая малая воздухоносная трубочка называется бронхиолой. В нее открываются альвеолярные ходы увенчанные большим количеством альвеол содержащих воздух. Поверхность альвеол покрыта густой сетью кровеносных капилляров. Границей между кровью и воздухом в легких служат только две клеточные мембраны. Толщина обеих мембран 2 – 3 (микрон). Именно здесь происходит газообмен: кровь освобождается от углекислоты забирая из воздуха кислород.
Цвет легких у детей бледно-розовый, а у взрослых он меняется становясь аспидно–синим с полосами и пятнами. Это объясняется накоплением в ткан… легкого мелких пылевых частиц сажи.
При максимальном вдох… легкие вмещают около 5000 (миллилитр) воздуха.
Обычно в минуту человек делает в среднем 16 – 18 (вдох и выдох). За это время легкие «пропускают» примерно 8 (литр) воздуха обеспечивая столь важный и необходимый для жизни обмен газов.
ü Определите стилевую принадлежность текста.
ü Составьте план текста в форме назывных предложений.
ü Найдите в тексте причастные и деепричастные обороты, определите их роль в тексте.
ü Преобразуйте предложения с причастными оборотами в СПП с придаточным определительным. Что изменилось в восприятии предложений?
ü Преобразуйте предложения, заменив деепричастия личными формами глаголов. Что изменилось в восприятии предложений?
Задание 4
ü Прочитайте и перепишите текст. Запишите слова в скобках в нужной форме, вставьте пропущенные буквы.
Желудок
Желудок – важный орган системы пищеварения. Это своеобразная физико–химическая лаборатория, в которой пища раств…ряется, перемешивается, подвергается химической переработке.
Ра…положен желудок в брюшной полости. Участок желудка, соединенный с пищеводом, называется кардиальной частью. Слева от пищевода находится дно, или купол, свод, уп…рающийся в диафрагму. Плавно суживаясь книзу, тело желудка переходит в выходной пилорический отдел. На границе с двенадцатиперстной кишкой он заканчивается жомом привратника. Различают переднюю и заднюю стенки желудка, которые раздвигаются по мере зап…лнения его пищей.
Почти все тело желудка находится в левом подреберье. Емкость желудка новор…жденного – около 20 миллилитров, у взрослых – до 3 литров.
Снаружи желудок покрыт серозной оболочкой – брюшиной. Она переходит в большой сальник, пр…крывающий петли кишечника. Под серозной л…жит мышечная оболочка, состоящая из трех слоев гладкомышечных волокон: продольных, кольцевых и к…сых.
Совместное последовательное сокращение мышечных слоев способствует изменению формы желудка, обусловливает волнообразные движения его стенок – перистальтику. Пучки к…сых мыщц этого органа образуют в желудке мышечные утолщения – сфинктеры. Сфинктер привратника задерживает пищу в желудке до тех пор, пока она не будет переработана в достаточной мере.
Подслизистый слой отделяет мышечную оболочку слизистой. Здесь распол…гается сеть кровеносных и лимфатических сосудов, а также густое нервное сплетение.
Слизистая оболочка желудка устроена очень сложно. Она образует многочисленные грубые складки.
Поверхность слизистой оболочки разделена на участки диаметром 1 – 6 миллиметров. Это желудочные поля. Здесь находятся железы, вырабатывающие бе…цветную, прозрачную жидкость – желудочный сок.
Особенно богата железами слизистая оболочка свода желудка, их здесь 35 миллионов. Эти железы выделяют пепсин – важнейший фермент желудочного сока, а также синтезируют с…ляную кислоту.
Желудок обильно снабжается кровью из артерий – ветвей аорты. Отток крови из стенок этого органа происходит отчасти в вены пищевода, но главным образом корни воротной вены, направляющейся в печень. Деятельность желудка находится под контролем центральной нервной системы, и прежде всего – к…ры больших полушарий головного мозга. Этим объ…сняется огромное влияние психического состояния и различных эмоций на функции желудка.
ü Определите стилевую принадлежность текста.
ü Составьте план текста в форме тезисов.
ü Найдите в тексте причастные и деепричастные обороты, определите их роль в тексте.
ü Преобразуйте предложения с причастными оборотами в СПП с придаточным определительным. Что изменилось в восприятии предложений?
ü Преобразуйте предложения, заменив деепричастия личными формами глаголов. Что изменилось в восприятии предложений?
Задание 5
ü Дайте определения следующим понятиям. Используйте словарь. На основе дефиниций определите разницу между парами терминов.
Атрофия – дистрофия
Бальнеология – бальнеотерапия
Бинт – марля
Больница – амбулатория
Клиника – поликлиника
Боль – болезнь
Вздох – вдох
Вдох – выдох
Витамин – таблетка
Гематология – гемоглобин
Зачаток – зародыш
Инсульт - инфаркт
Задание 6
ü Определите значение приставки, общее для каждой группы слов.
Диспепсия, дисбаланс, дисфункция, дистрофия, дисгармония.
Асептика, аномалия, анурия, аритмия, аморфный.
Антибиотик, антитела, антиген.
Задание 7
ü Проанализируйте приведенные термины, продолжите данный список.
Адаптация – приспособление
Анестезия – обезболивание
Дезинфекция – обеззараживание
Инкубационный период – скрытый период
Инкубационный - ….
Иммунитет - …
Индивидуальный - ….
Инъекция - …
Капсула - ….
Карантин - ….
Задание 8
ü На основе анализа представленных антонимических пар проследите, как реализуется противоположность понятия в терминах, какие средства языка используются для этой цели. Приведите свои примеры антонимии в терминологии.
Онтогенез - филогенез
Ассимиляция – диссимиляция
Гетерогенный – гомогенный
Положительный – отрицательный
Позитивный – негативный
Баланс – дисбаланс
Микропрепарат – макропрепарат
· Методы обучения и преподавания
1. репродуктивный метод с применением беседы, устного и письменного опроса, упражнений;
2. метод проблемного изложения преподавателем, синтез метода проблемного обучения с методом работы в командах, презентации;
3. элементы эвристического метода.
· Литература
1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет.–М., 1986.
2. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ.материалы /М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1989.
3. Ожегов С.И.. Словарь русского языка.
4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.. Словарь – справочник лингвистических терминов. М.:Просвещение, 1976.
5. Миронова В.Г., Хмельницкая И.Б. Обучение научному стилю речи.- Алматы: Ана тiлi, 1993.
6. Русский язык в учебно-профессиональной сфере. Научный стиль./ Ж.С.Бейсенова, Р.Е.Валиханова, Н.Е.Савчиц, Ж.Н.Идрисова, А.К.Нуркасымова, К.Т.Джакипова, К.А.Ускенбаева. – Алматы, 2004.
7. Цой А.А. Развитие навыков научной речи (Учебное пособие).- Алматы: АГУ им. Абая. 2000.
8. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. – Анатомия человека. – 12-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2004. – 720 с.
9. Хан Н.К. Наука для молодежи/ Цикл презентационных материалов по русскому языку (Уровень С–1)
10. Оспанова Д.Б. Сложное предложение. Обучающая программа.
11. Фраза. Репетитор по русскому языку. – М., Медиа-Хаус, 2006.
12. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов.- М.: Русский язык, 1983.