В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» важная роль принадлежит мотиву дороги. Дорога представляет собой жизненный путь офицера-путешественника, который никак не найдет свое место в жизни и ищет его. Автор повествует нам об интересных историях, в которые попадает главный герой, через записки Печорина. Каждая история заканчивается тем, как он анализирует свои поступки и действия. Мы как бы перемещаемся из одного места в другое и переживаем все то, что чувствует Печорин на протяжении всего романа.
Лермонтовский герой Григорий Александрович Печорин едет на перекладных из Тифлиса через Кайшаурскую долину по дороге, «по обеим сторонам которой торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок нее шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой, почтовой тройки и нервное побрякивание русского колокольчика». То, как опасны дороги в горах, как они непредсказуемы, автор ни раз описывает в главе «Бела». Путники с трудом передвигались, «лошади падали; налево зияла глубокая расселина», «снег проваливался под ногами». Каменистые, извилистые, они то пересекались неглубокими оврагами, то быстрыми шумными ручейками.
Глава «Бэла» начинается со строк «Я ехал на перекладных из Тифлиса». Во время путешествия по горным тропам рассказчик знакомится с Максимом Максимычем, который рассказывает ему историю о своем приятеле Печорине и черкесской княжне Бэле. Эту историю автор повествует нам как рассказ в рассказе, потому что это роман о военных, которые служат на Кавказе. Только путешественники, которые находятся и живут вдали от дома, могут легко познакомиться друг с другом, помочь в любой непростой ситуации, быть откровенными. Именно они могу раскрыть все свои тайны и рассказать о своих приключениях. Они откровенно и без сожалений рассказывают про свою жизнь, потому что больше уже никогда не увидятся со своим собеседником. Но не успевает рассказать историю о Бэле Максим Максимыч: им снова пора в путь. Из-за плохой погоды героям приходится нелегко в пути: «Нам должно было спускаться верст пять по обледеневшим скалам и топкому снегу, чтоб достигнуть станции Коби. Лошади измучились, мы продрогли; метель гудела сильнее и сильнее, точно наша родимая, северная; только ее дикие напевы были печальнее, заунывнее». Русская дорога словно удерживает военных, не дает им расстаться, ведь история еще не рассказана. И поэтому им приходится остановиться еще на одну ночь.
|
Далее Лермонтов помещает в своем романе главу «Максим Максимыч», в которой рассказчику и Максиму Максимычу удаётся увидеть Печорина, но тот не очень рад встречи со старым другом и всячески отвергает его приятельское приветствие. Именно в этот момент в руки к рассказчику попадают путевые заметки Печорина. С этого момента начинается «Журнал Печорина». И теперь повествование ведется уже от лица самого главного героя романа.
Дальняя дорога ведет Печорина в Пятигорск в высшее общество, где герой встречает свою давнюю любовь Веру. В силу своего характера он вновь пытается влезть и влезает в чужие судьбы, ломая чужие жизни. Любовь вновь покидает Печорина, но он не отчаивается и отправляется вдогонку за ней: «Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, …и пустился во весь дух… Я беспощадно погонял измученного коня, который храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге». Оставляя за собой все, Печорин рвался навстречу красивой и счастливой жизни, он думал, что со своей вновь обретенной любовью он будет счастлив, но…дорога его прерывается…его лошадь больше не может бежать… Таким образом, Печорин на протяжении всего романа, путешествуя, искал свое место в жизни, но так и не нашел. Всю свою жизнь он был в дороге, побывал в разных местах, но так и нигде не нашел своего родного места.
|
В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» дорога предстаёт перед нами как лоскутный ковёр, сотканный из разнообразных событий и впечатлений, которые относятся к разным периодам времени. Дорога в романе выступает как смесь впечатлений, как место, где автор нашел материал для своего произведения.
Тема странствия является одной из ведущих в романе «Герой нашего времени». Печорин называет себя «странствующим офицером». Действительно, почти в каждой главе романа он появляется на какое-то время, а потом вновь уезжает, чтобы назад уже не возвратиться. Исключение составляет только глава «Фаталист».
В каждой из частей «Героя нашего времени» Печорин показан в совершенно разной среде, в разном окружении: то это вольные, привыкшие жить по суровым законам природы и патриархального быта горцы («Бэла»), то мир «честных контрабандистов» («Тамань»), то праздное светское общество на Кавказских минеральных водах («Княжна Мери»). Происходит своеобразное «странствие» Печорина по различным пластам современной автору общественной жизни России. Сюжет романа строится так, что герой оказывается причастным ко всем изображаемым жизненным сферам, но в то же время является постоянно отторгнутым, отделенным от них, оказывается в положении скитальца и странника.
|
Тема странствия в романе все более углубляется, выводит за пределы конкретной судьбы центрального героя. И в «Фаталисте», заключительной главе «Героя нашего времени», в горьком раздумье Печорина странничество прямо соотносится с темой поколения. Печорин, размышляя о себе и о характере своего поколения, непосредственно говорит от лица этого поколения, записывая в своем дневнике следующее: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце; мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность, и равнодушно переходим от сомнения к сомнению».
Тема странствия прослеживается и через судьбы других героев романа: в первую очередь через судьбу офицера-рассказчика и Максима Максимыча. Офицера можно охарактеризовать как человека путешествующего и записывающего свой жизненный путь. Он путешествует по красивым горам Кавказа, записывает рассказы о Грузии, запоминает любовные истории между героями, перенося их на бумагу и сохраняя в памяти.
Говоря о путевых заметках рассказчика, следует подчеркнуть, что почти все лирические отступления и описания основываются на ассоциативных связях с другими явлениями, и позволяют взглянуть на судьбу офицера совсем с другой стороны. Так, метель, которая застала его с Максимом Максимычем в пути, напоминает повествователю родную, суровую, северную метель, где именно эти воспоминания наводят автора на мысль о своей собственной судьбе: «И ты, изгнанница, - думал я, - плачешь о своих широких, раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья, а здесь тебе душно и тесно, как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки». Сопоставление с «изгнанницей»- метелью дает образу «путешествующего офицера» неожиданный поворот, вносит в его характеристику трагический оттенок. И связан этот оттенок с мотивом странствия.
Тема странствия, по-разному проявляется в судьбах всех героев романа, будто перерастает рамки одной человеческой судьбы. Благодаря многоаспектному раскрытию этой темы мотив дороги становится общим лейтмотивом для всего романа Лермонтова. Атмосфера «бесприютности» постоянно противопоставляется югу и далекому, но родному северу, частым воспоминаниям и соотнесениям с ним. Это и упоминание «путешествующего офицера» о северной метели и русском колокольчике, о сугробах, которые напоминают ему «довольно живо Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего отечества», это и сравнение лихого ярославского мужичка и извозчика – осетина при спуске в Чертову долину.
Общий лейтмотив романа – мотив дороги - проходит сквозь образы всех героев, определяет содержательность сюжета и композиции произведения, выражает основную идею произведения – трагедию «всего нашего поколения», которое мечется в поисках смысла жизни, но остается в «бездействии пустом».